Лед тронулся, господа военные присяжные?
Сегодня в здании военного суда Тихоокеанского флота начался закрытый процесс по делу военного журналиста газеты ТОФ "Боевая вахта" капитана второго ранга Григория Пасько, которому предъявлено обвинение по ст. 275 УК РФ - государственная измена.
Сегодня в здании военного суда Тихоокеанского флота начался закрытый процесс по делу военного журналиста газеты ТОФ "Боевая вахта" капитана второго ранга Григория Пасько, которому предъявлено обвинение по ст. 275 УК РФ - государственная измена.
20 ноября 1997 года по возвращению из служебной командировки в Японию в аэропорту Владивостока Григорий был задержан сотрудниками УФСБ РФ по ТОФ. За неделю до ареста -перед отлетом - во время таможенного досмотра сотрудниками контрразведки у него был изъят ряд документов. По словам представителй общественной защиты Пасько, эти документы не имели грифа секретности. Вместе с тем следствие утверждает, что весь комплекс изъятых документов мог содержать сведения, составляющие гостайну.
Сам Гриогорий Пасько в последние годы своей журналистской деятельности занимался проблемами экологии и утилизации радиоактивных отходов. По мнению супруги Григория именно эта часть его деятельности и послужила поводом для его ареста.
Следствие по делу Григория Пасько закончилось в конце мая этого года. По словам тогдашнего начальника УФСБ РФ по ТОФ контр-адмирала Германа Угрюмова, следствием было установлено, что обвиняемый полученые и собраные им сведения передавал за вознаграждение. Разовые суммы составляли до 1000 долларов США. Кроме этого была установлена месячная оплата, которую, по версии следствия, Пасько получал от одной иностранной компании.
После окончания следствия адвокаты и сам обвиняемый приступили к ознакомлению с материалами дела. За это время неоднократно защита направляла в различные инстанции ходатайства (всего более 100) - в том числе и об изменении меры пресечения на подписку о невыезде. Все просьбы были отклонены. По словам защитников Григория Пасько в ходе следствия неоднократно нарушались различные статьи УПК РФ. К слову, - сам обвиняемый отказался ознакомиться с обвинительным заключением, которое было предоставлено ему в соответствии с нормами уголовно-процессуального кодекса.
Как сообщил корреспонденту "В" адвокат Григория Пасько Олег Котляров, на днях защита заявила ходатайство о недоверии суду ТОФ и попросила рассмотреть дело в военной колегии Верховного Суда или в любом другом военном суде. По мнению Котлярова суд ТОФ, относится достаточно предвзято к этому делу.
Вообще, на взгляд посторонних наблюдателей, "Дело Пасько" далеко не ординарное. С одной стороны, в течение всего года, прошедшего со дня ареста журналиста, со стороны компетентных органов наблюдалась максимальная закрытость любой информации по данному делу, вплоть до того, что следствие отказывалось назвать страну (беспрецендентный случай - !) в пользу которой "шпионил" Пасько. С другой стороны - далеко не случайно то огромное внимание, которое с ноября прошлого года проявляют ко всей этой истории как отечественные, так и зарубежные средства массовой информации и многочисленные правозащитные организации. На взгляд последних, Григорий Пасько подвергся гонениям исключительно по причине свеой профессиональной деятельности. Многие проводят прямые параллели между "Делом Пасько" и рухнувшим пару лет назад делом отставного офицера Северного флота Александра Никитина, которого также ФСБ пыталась обвинить в шпионаже. Параллели достаточно очевидные - Никитин также занимался вопросами экологии и радиационной безопасности. Впрочем, есть и некоторые отличия; так адвокаты Пасько убеждены, что истинной причиной ареста стало желание военного журналиста вычснить, кдуа делись 100 миллионов долларов первого транша японского кредита, выделленого России для строительства на Дальнем Востоке завода по переработке ядерных отходов.
Несмотря на закрытый характер судебного заседания "В" предполагает внимательно следить за дальнейшим развитием событий.
Автор: Федор ГУРКО, "Владивосток"