Пляжный сервис по-приморски

В условиях сверхпопулярности местные базы отдыха не изменили своим принципам

25 авг. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4726 (6431) от 25 авг. 2020
11.jpg

Какой-то злой рок навис над 2020 високосным годом. Эти двадцатки, поставленные рядом, уже сами по себе превратились в интернет-мем и породили притчу, будто где-то на греческом побережье можно найти вскрытый ящик со старательно расцарапанной крышкой и надписью «Эпиметею от Зевса, хранить в защищенном от Пандоры месте»…

Одним из выпущенных на волю бедствий стала пандемия, а одним из следствий пандемии – закрытие границ. Отпуск в Таиланде, Вьетнаме, Корее, Европе и других местах оказался несбыточной мечтой для миллионов россиян. Финансовые возможности утратили определяющую роль в планах на отпуск – пандемия поставила всех в равные условия. 

Туристы, привыкшие к высокому качеству услуг, ринулись осваивать родные просторы. Была надежда, что вслед за притязательным клиентом поднимется и уровень местного сервиса. Но владельцы баз отдыха (конечно, не все, но многие) пока эту надежду не оправдали. Казалось бы, в рыночной экономике население голосует за те или иные бизнесы рублем, а коммерсанты должны бороться за каждого посетителя, соревнуясь между собой либо в цене, либо в классе. Но лишенный конкуренции со стороны заграничной индустрии отдыха отечественный пляжный бизнес (опять же, не все, но многие) решил не развиваться, завлекая массового потребителя, а наживаться на нем. 

Вот это стул, на нем сидят…

Мы приехали в Андреевку без каких-либо иллюзий. Несмотря на то что цена за номер на местной базе отдыха соответствовала стоимости номера в четырехзвездочной гостинице в Таиланде, других сходств с мировым курортом оказалось крайне мало. В администрации после оплаты счета нам выдали ключ, девушка проводила нас к номеру и даже устроила по нему экскурсию. 

– Вот это кровать, – показала она и, стоя на месте, перечислила все, что видела, указывая пальцем. – Вот здесь холодильник, это – телевизор. Это шкаф. Это два полотенца – за территорию базы не выносить. А вот здесь (она прошла в конец комнаты и открыла дверь) ванная комната. Душ (показала рукой влево), туалет (рука вправо) и умывальник (рука по центру). 

Мы поблагодарили девушку за столь детальный обзор номера, который не оставил места для глупых вопросов вроде «что это за черный прямоугольный ящик на стене?». Однако дальше гость отпускался в свободное плавание и добывал нужные сведения самостоятельно. 

Все для клиентов

База отдыха была достаточно большой, на 30-40 номеров, и все ее домики были забронированы. Территория базы находилась внутри деревни, в десяти пеших минутах от моря. На территории работали ресторан, детская площадка и бассейн. С точки зрения благоустройства и быта жаловаться было не на что. Все чисто и в меру благородно. В номере лежал информационный буклет, но в нем, кроме выцветших фотографий, рекламы морских экскурсий и штрафов за повреждение имущества, не было больше никакой полезной информации. Обычно в такую «раздатку» вносят карту территории, необходимые телефоны, меню ресторана, правила поведения в бассейне, время работы заведений и прочее. 

Первым делом мы отправились в ресторан. Отзывы о нем на тематических сайтах были очень жесткими. Писать так могли, безусловно, только люди, получившие сильное оскорбление. Но мы были голодны и рассчитывали, что администрация базы, прочитав о работе заведения в Сети, постарается что-то исправить. 

В ресторане находились два или три посетителя. За стойкой нас встретила меланхоличная официантка. Мы попросили меню, а нас в ответ попросили подождать и присесть за столик. 

– Я скоро подойду, – заверила сотрудница общепита.

И подошла через десять минут. 

– Меню у нас нет, – произнесла она. – Я вам просто перечислю что есть, а вы выбирайте.

Заказ мы ждали час. Так что позже мы присоединились к числу обиженных рецензентов. Зато мы узнали, что завтраки подают с девяти утра.

На следующий день, вернувшись туда к указанному времени, мы вновь встретили ту же официантку и ее коллегу – парня, который одновременно трудился баристой (специалист по приготовлению кофе. – Прим. ред.). Народу было уже заметно больше. 

– Где ваши браслетики? – поинтересовался парень.

Оказалось, завтрак дают при наличии некоего браслета. Никто нам не сообщил об этом, как и о том, где его брать. На первый раз нас милосердно простили. 

Позже браслет в виде оранжевой полоски бумаги мы получили в администрации базы. Администратор удивился, что его не принесли нам в номер прошлым вечером. Впрочем, за все время этого так никто и не сделал, так что, вполне возможно, удивление имело постановочный характер. Также выяснилось, что взять эти «билетики» сразу на весь период заселения не получится. Каждый день надо было идти за новыми. Логика неудобная, но хотя бы мы о ней узнали. 

На следующее утро мы пришли в ресторан к 9 часам подготовленными, с браслетиками, которые тут же вручили меланхоличной девушке. 

– У вас оранжевые, – произнесла официантка. – Оранжевые – с 10 часов. А с 9 часов – красные.

Ждать мы не стали. Тем более что таких завтраков мы не видели с детсадовского возраста: сладкая гречневая каша в первый день, манная каша на второй. В этой последовательности узнать, что готовил нам третий день, было совсем неинтересно.

На ниве туристической привлекательности Приморского края больше всех потрудилась природа. То, что она здесь создала, красиво, изобретательно, функционально и разнообразно. Для путешественников – то что надо. А вот труды человека (за редким исключением) пока смешны в глазах природы. Это касается как архитектурных решений, выраженных в виде фанерного зодчества, заборов из металлопрофиля, шлагбаумов и веревочек на въезде, так и культуры обслуживания, где пока что силен принцип «советской продавщицы»: вас тут много, а я одна. Но говорят, что раньше было намного хуже. То есть счастливое будущее туризма в Приморье в целом вероятно.

После нас хоть потоп

Стоит, наверное, сказать пару слов и о самих отдыхающих. Если пляжный бизнес по большей части исповедует правило «выдавить из сезона все до копейки, а завтра хоть трава не расти», то и отдыхающие отвечают тем же. На берегу мы часто натыкались на следы «стоянок» современных неандертальцев: разбросанные по песку клешни краба в облаке мух, свалки на обочинах и прочие артефакты первобытного сознания. 

Перед отъездом с базы отдыха мы поняли, что так и не посетили открытый бассейн. Ранним утром, сразу после завтрака, пришли туда с мыслью, что людей должно быть немного и нам удастся нормально поплавать и полежать на солнце. Людей действительно оказалось мало: человека три. Но на остальных двадцати шезлонгах лежали чьи-то полотенца. Вот эта картина и врезалась в память: пустой бассейн, которым невозможно воспользоваться, потому что люди застолбили места заранее, боясь, что им не останется места под солнцем, а сами ушли по делам. 

Сергей ПЕТРАЧКОВ

Фото автора