Пряная нежная сказка

Волшебство и негу Востока обещает публике премьера на Приморской сцене Мариинского театра

12 авг. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4721 (6426) от 12 авг. 2020

Персидские ковры и шелковые шали, летящие шаровары и причудливо закрученные чалмы. Пещера Али-Бабы и лампа Аладдина… Пряный, яркий, полный томной неги, как это водится на Востоке, волшебный и чарующий балет «1000 и одна ночь» (6+)покажет Приморская сцена Мариинского театра 14, 15 и 16 августа. Премьера также станет первым событием V дальневосточного фестиваля «Мариинский».

Премьера как начало новой жизни

«В» уже рассказывал о том, как тщательно идет работа над балетом, какие большие силы вложены в постановку. Ведь больше четырех месяцев главный театр оперы и балета на Дальнем Востоке был закрыт для зрителей. И очень по ним скучал… 

– Это весьма необычно именно для балетной труппы – открывать сезон масштабной премьерой, – говорит Эльдар Алиев, главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра. – На своем веку я такого не припомню. У артиста балета есть своя специфика работы: он должен сначала войти в форму после отпуска, затем уделить время постановочной работе, войти заново в существующие спектакли, а уже затем выпускать премьеру. Поэтому обычно премьера выпускается месяца через три-четыре после начала сезона, и это в лучшем случае.

Сегодня же мы открываем сезон балетной премьерой, и это редчайший случай. Но он связан с той ситуацией, в которой мы все оказались, и я даже рад, что именно так все происходит, ведь все составляющие сходятся в одной кульминационной точке – в возвращении людей к нормальной жизни, частью которой станет и начало дальневосточного фестиваля «Мариинский». 

Вообще, изначально премьера балета планировалась на 22 мая, то есть мы начали работу над ним еще весной. Но пришлось прерваться, а потом начали не с нуля, а с тех наметок, хореографических эскизов, которые уже существовали.

А мотивы – закавказские

«1000 и одна ночь» – довольно сложный и масштабный спектакль как для артистов, так и для технической части.

– А почему вообще выбрали «1000 и одну ночь»? Ведь этот балет, хоть он и получил Госпремию СССР, не так часто ставился в театрах страны.

– Изначально я и не планировал ставить на Приморской сцене тот балет, который в СССР получил Государственную премию. Я глубоко убежден, что спектакли должны жить своей жизнью, время от времени пересматриваться. Поэтому нынешняя редакция, специально поставленная для нашей труппы, сильно отличается от тех постановок, которые осуществлялись мною в США и Европе.

Пока жив хореограф, спектакли должны пересматриваться – на исполнителей, с учетом изменения ритма жизни, стиля жизни, эстетики… 

Некоторое время назад, когда мы с Валерием Гергиевым, художественным руководителем Мариинского театра, обсуждали стратегию развития балетной труппы и репертуарную политику Приморской сцены, он сказал, что очень заинтересован в том, чтобы ярчайшие работы закавказских композиторов шли на нашей сцене. В Закавказье есть интересные композиторы, эта земля щедра на таланты во всех сферах искусства, в том числе театральных, музыкальных. Вот в осуществление задумки Валерия Абисаловича и был предложен балет «1000 и одна ночь» – музыкальное произведение Фикрета Амирова. Повторюсь: как хореограф я поставил новый балет, а вот либретто, разумеется, осталось таким, каким его написали много лет назад Рустам и Максуд Ибрагимбековы.

Балет восточных кровей

– Для любого, кто читал «1000 и одну ночь», это произведение в первую очередь восточная нега, нечто пряное, яркое, экзотичное даже…

– И все это есть в музыке Фикрета Амирова и в нашем балете! Успех спектакля – это гармония музыки и танца, светового решения и сценографии… Я очень надеюсь, что мы смогли отразить все грани восточного великолепия на сцене.

– Есть ли в вашей постановке элементы восточной хореографии?

– Обязательно! Спектакль решен в классическом стиле с использованием элементов фольклорной хореографии. Здесь не было проблем. Мне вообще работать над этой постановкой было проще, чем, к примеру, тому, кто не изучал восточные танцы в школе, не сдавал по ним госэкзамен, а я всему этому учился.

Пока мы не определили окончательно первый и второй составы исполнителей, еще находимся в процессе – с учетом того, что принесут сценические репетиции. Также во Владивосток прилетели солисты основной сцены из Санкт-Петербурга. Окончательно составы будут определены после оркестровых репетиций.

– Легко ли вы нашли общий язык с художником спектакля Петром Окуневым?

– Понимаем мы с Петром друг друга хорошо, а вот та задумка, которая у меня была в голове, не сразу сошлась с тем, что представлял себе Петр. Но вот когда эти две картинки сошлись, получился спектакль! 

Повторюсь, в каком-то смысле мне было легче, ведь я человек восточный, эта культура мне родная, танцы, пластика, обряды, обычаи Востока у меня в крови. Так что представить себе визуальную картинку труда не составляло. Но в итоге Петр сделал прекрасную работу. 

– «1000 и одна ночь» – это сказка. Ждет ли нас волшебство на сцене?

– Балет – такое сказочное искусство, что волшебство в нем на каждом шагу. Так что обещаю вам сказку с первой же ноты.

Кстати, во Владивосток уже прилетел главный дирижер Государственного театра оперы и балета Азербайджана Эйюб Кулиев, приступил к работе с нашим оркестром. Он же будет стоять за дирижерским пультом во время премьеры. Уверен, поскольку он тоже восточных кровей и понимает этот материал, можно сказать, кожей, мы создадим гармоничный спектакль. 

Любовь БЕРЧАНСКАЯ

Фото Алексея ВОРОНИНА