Вокруг света за полтинник
Удивительная история «человека из ниоткуда», купившего счастливый билет
Осенью 1927 года во Владивосток пришел пароход из Японии. На его борту среди других пассажиров находился самый счастливый человек в СССР. Звали его Александр Казаринов, было ему 27 лет от роду, и работал он простым счетоводом на спичечной фабрике «Маяк» в городе Рыбинске.
Казаринов не был передовиком производства или ударником труда, мало того, он даже был беспартийным, тем не менее его популярность в Советском Союзе была просто невероятной! В нашей стране Александр Павлович был большой знаменитостью, его слава не уступала славе известных артистов или легендарных летчиков. Так чем же заслужил все это товарищ Казаринов?
Счастливчик Сашка
Александр Казаринов родился в 1900 году. В 1916-м начал работать конторщиком в рыбинской конторе купца Журавлева. Учился в Ленинградском политехническом институте, но так его и не окончил. С 1925 года работал счетоводом на фабрике «Маяк». Как видим, ничем не примечательная биография.
Все изменилось в один из дней 1927 года, когда Саша Казаринов купил в киоске лотерейный билет 1-й Всесоюзной авиационной лотереи Осоавиахима – Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Билетик № 09121 стоимостью 50 копеек оказался счастливым: на него выпал главный приз – кругосветное путешествие по маршруту Москва – Берлин – Париж – Гавр – Нью-Йорк – Чикаго – Токио – Владивосток – Москва.
Тираж первой лотереи Осоавиахима состоялся 8 мая 1927 года в Колонном зале Дома Советов. Всего было продано 2 миллиона билетов стоимостью 50 копеек каждый. Среди выигрышей были заграничные путешествия, поездки по СССР, круговые полеты над Москвой, Ленинградом, Харьковом, Новосибирском и другими городами. А еще обладатели выигрышных билетов могли получить в награду трактор или жеребца-производителя, научные пособия по авиации и химии, комплекты сельскохозяйственных инструментов, наборы для пчеловодства и даже… готовальни – всего больше 11 тысяч призов.
Лотерея Осоавиахима рекламировалась в стране на все лады. Вот что писал о ней, к примеру, популярный журнал «Огонек»: «Полтинник стоит билет всесоюзной авиационной лотереи. Полтинник… И вот вас уже баюкают мягкие рессоры спального вагона Москва – Варшава. Вам радостно не спится. Приятная свежесть простыней клонит ко сну, но в голове пляшут мысли, они несутся, как золотые искры от паровоза. Все ли в порядке? Как будто все. Билеты? Есть, они заготовлены на весь путь вперед и вручены красивой пестрой пачечкой в Москве, на Никольской, 17, в Осоавиахиме. Деньги? Есть, их слишком много, и разъездные, и суточные, и средний заработок – хватит по горло в дороге, да еще тысчонку можно будет отложить на добрую память о кругосветном путешествии».
Об обладателе главного приза тот же «Огонек» сообщал следующее: «Казаринов, купив билет лотереи Осоавиахима, почти забыл о нем и едва не потерял. Он не мечтал о путешествии вокруг света и жил своей обычной трудовой жизнью, как вдруг, в один поистине прекрасный майский день, судьбе было угодно перевернуть его тихую жизнь в мирном Рыбинске».
Заметим, что условия для победителя лотереи были созданы просто сказочные. Во-первых, ему оплачивались все расходы на проезд, суточные, услуги переводчиков, визы и заграничный паспорт. Во-вторых, товарищ Казаринов получил новую модную одежду, железнодорожные билеты от Рыбинска до Москвы и обратно, также ему был сохранен средний заработок за время его путешествия. Сам Казаринов вспоминал о том, как все начиналось, в многочисленных интервью: «За два дня до отлета Осоавиахим снял с меня брюки, которые я протер за расчетным столом, снял косоворотку и заменил все это европейским костюмом…»
Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой…
На рассвете 16 июля 1927 года самолет Русско-германского общества воздушных сообщений DERULUFT, махнув серебряным крылом, унес счастливчика в дальние страны. Так началось его кругосветное путешествие, продлившееся два с половиной месяца. Многие советские газеты и журналы следили за передвижением Казаринова и знакомили своих читателей с деталями путешествия.
Первой страной в егоь маршруте была Германия. Казаринов побывал в Берлине, а еще попал на немецкий курорт, о котором вспоминал позже: «Буржуазный курорт – это нечто совсем иное, чем наши курорты, на которых действительно поправляют расшатанное работой здоровье наших рабочих и служащих. Наши отдыхающие живут по режиму. Они правильно питаются, рано ложатся спать, советские врачи ревниво оберегают каждый фунт веса, нажитый отдыхающими на курорте. Наши врачи знают, что каждый фунт прибавленного больным веса поможет ему энергичнее работать зимой. Все это помогает укреплять советское строительство. Совсем не то заграничный курорт. Там врачи принимают больных и назначают им какое-нибудь лечение только для того, чтобы было за что брать деньги. Там с полудня уже гуляют разодетые дамы, с иголочки одетые мужчины, там гремят оркестры и тянется праздная жизнь до 3 часов ночи, и все сходят с ума от одной моды – это мода на танец фокстрот. Утром, днем вечером и ночью играет оркестр этот танец, и курортная публика танцует. Съедят, к примеру, суп в ресторане, заиграет музыка – они бросают жаркое и танцуют, потом доедят блюдо и опять пляшут».
Из Европы на теплоходе Казаринов отправился в Америку. Правда, из-за недоразумения с визой иммиграционные власти сначала запретили ему сходить на берег в Нью-Йорке. А потом и вовсе задержали и поместили его в барак для нелегальных мигрантов. Но вскоре это досадное недоразумение было улажено, и в свой следующий пункт пребывания, Чикаго, Казаринов отправился на поезде в вагоне первого класса. Это была компенсация от американцев за доставленные неудобства. Правда, перед этим с Казаринова была взята подписка о том, что, находясь в США, он не будет заниматься пропагандой и распространять русскую литературу.
Первое, что поразило путешественника в Америке, – это, конечно, небоскребы. Вот что он пишет: «В первые дни эта необычайная высота домов подавляет. Вы ходите по улицам, закинув голову назад, и невольно стараетесь сосчитать точное число этажей. Потом это надоедает, и через два-три дня вы уже совершенно уверены, что дома должны быть именно такой высоты».
Из Калифорнии океанский лайнер доставил Казаринова в японский порт Иокогама. Там его огорчило отсутствие вилок и ножей, но зато порадовало знакомство с гейшами, которые, по его словам, очень веселые, мило танцуют и «довольно дико на наш слух поют». После недельного пребывания в Японии Казаринов отправился на пароходе во Владивосток.
Родина встретила грязью и слезами
Во Владивостоке путешественник застал довольно грустную картину. В город он попал после очень сильного тайфуна. Штормовой ветер и проливные дожди сносили все на своем пути, потоки воды размывали дороги, затапливали населенные пункты и наделали много бед.
Вот как Казаринов описывает возвращение на родину: «Пробыв около недели в Японии, я поехал во Владивосток, чтобы оттуда пробраться в Маньчжурию, в Китай – последнее место моего путешествия. Во Владивосток я попал после наводнения, которое было на Дальнем Востоке. Хотя производятся спешные работы, но следы разрушений, когда водная стихия затопила громадные пространства, видны совершенно естественно. Мостовые во Владивостоке перекорежены. Земля насыщена влагой, грязь стоит необыкновенная, и немало слез падает в грязные лужи. Много горя, несчастья и убытков принесло это наводнение. Пробыв пару дней во Владивостоке и взяв билеты, в сибирском скором поезде я поехал в Китай».
Увы, в Китай Казаринов так и не попал, хотя и виза у него была, и времени свободного имелось достаточно. Просто во Владивостоке в гостинице Казаринов сдал свой паспорт на регистрацию. А уезжая из города, на радостях свой документик в гостинице и оставил. И вспомнил о нем, только отъехав от города на приличное расстояние. Пришлось счетоводу возвращаться во Владивосток на попутных поездах и несколько дней гулять по улочкам нашего города и любоваться закатами у моря…
После путешествия Казаринов больше не возвращался к своей работе на спичечной фабрике. Он перебрался из Рыбинска в Москву и стал штатным лектором Осоавиахима. Разъезжал по городам огромной страны с рассказами о заграничной жизни и преимуществе социалистического строя, а еще написал книгу о своем путешествии «Вокруг света за полтинник». Дальнейшие его следы затерялись где-то на бескрайних просторах СССР.
Дмитрий ШАКИН
Фото с сайта timelottery.ru