В каждой семье есть свой герой

– Мой дед, Никитин Леонид Михайлович, ушел из жизни за 10 лет до моего рождения, в 1957 году. Ему было всего 44 года. Врачи сказали: настигла война, – рассказывает командир «Музыкального батальона» Леонид Бурлаков. – К тому времени он, капитан 2-го ранга, преподавал на военной кафедре в ДВВИМУ. Его портрет еще помнили преподаватели, когда я туда поступал в 1984-м.

17 июнь 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4697 (6402) от 17 июнь 2020

Семья деда родом из Рыбинска. Я был там несколько раз. В 1910 году, продав дом, они переехали в Санкт-Петербург, где в 1913-м родился мой будущий дед. В 1938 году он окончил Военно-морское инженерное училище имени т. Дзержинского и его отправили служить на Дальний Восток, а точнее, в село Козьмино, где стояла бригада торпедных катеров. Определили механиком на катер, командиром которого был Малик Михаил Григорьевич. К 1945 году, когда началась война с Японией, Малик уже был командиром 2-го дивизиона торпедных катеров 1-й бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота, а мой дед – старшим механиком на командирском катере. Они стали как братья. Вместе участвовали в десанте на порт Юки (Унги), в десанте на порт Расин (Наджин) и в десанте на порт Гензан (Вонсан). При очистке от неконтактных мин фарватера порта Расин Михаил Малик впервые применил бомбометание глубинными бомбами с торпедных катеров, за что ему вручили Золотую звезду Героя Советского Союза, а мой дед тогда получил орден Красной Звезды. 

Мама рассказывала, что после войны Михаил Григорьевич часто приходил с семьей к ним в гости. Помнит, как боевые офицеры снимали кителя, вешали на спинки стульев вместе с табельными кортиками, а они, дети, бегали вокруг, пытаясь рассмотреть ордена и медали и подержать настоящий морской кортик. Кульминацией вечера всегда была просьба Малика, чтобы друг Леонид сыграл на пианино и спел «Офицерский вальс».

20 мая 2020 года моему деду исполнилось бы 107 лет. Говорят, что где-то доживают и до такого возраста.