Мошенники проявляют «заботу» или давят на жалость

Эксперт – о криминальных реалиях, во многом порожденных пандемией коронавируса

26 май 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4686 (6391) от 26 май 2020

Финансовые институты не только Приморья, но и всей России в период действия режима самоизоляции фиксируют рост числа мошеннических действий. Ничего удивительного в этом нет: возможностей для добывания денежных средств у аферистов больше не стало, а кушать хочется всегда, как и законопослушным гражданам. Кроме того, и это уже не секрет, в условиях экономического кризиса возрастает количество тех, кто сворачивает на более легкий, как им кажется, путь – путь криминала. 

Руководитель НП «Лига финансовых институтов», член Общественного совета при УВД Приморского края Александр Ивашкин рассказал «В» о новых околофинансовых криминальных реалиях, во многом порожденных пандемией коронавируса.

ОСАГО на мокик

– В период режима самоизоляции злоумышленники предпочитают в основном телефонные звонки и интернет-пространство. При этом используют две фишки – негативные новости о коронавирусе и «экономию» личных средств граждан. Так, во Владивостоке число удачных и неудачных попыток мошеннических действий в отношении клиентов финансовых институтов в апреле и начале мая, по нашим оценкам, выросло более чем на 25-30 % по сравнению с мартом. 

При этом основные мошеннические схемы предлагаются в банкинге (дистанционное банковское обслуживание. – Прим. ред.). На втором месте – поддельные интернет-магазины, а также вирусные сайты с вредоносными программами кражи личных данных или реквизитов банковских карт. На третьем месте по числу мошеннических действий – страховой бизнес, вернее, ОСАГО. Аферисты предлагают купить у них полис обязательного страхования автогражданской ответственности дешевле, чем просят официальные страховые агенты. Но оформляют документ не на машину, а на мотоцикл. При этом выбирают регион с минимальным коэффициентом. Такого полиса будет достаточно, чтобы на дороге инспектор не привлек за управление без страховки, но в случае ДТП автовладельцу он не поможет.

Пытаются продавать социальные льготы

– Подавляющее количество попыток мошенничества основано на приемах социальной инженерии. Это особые психологические методы, в которых в данном случае используются новости о пандемии коронавируса и экономической ситуации. Создаются специализированные интернет-сайты, посвященные пандемии. С их помощью злоумышленники пытаются продавать социальные льготы: запрашивают личные данные для якобы оформления пособий и компенсаций ущерба от вируса. Буквально на прошлой неделе в Сети появились десятки мошеннических сайтов, владельцы которых пытаются заработать на гражданах, имеющих право на выплаты на детей в возрасте от 3 до 16 лет. Аферисты используют виртуальные сети для кражи персональных данных, а также собирают с пользователей плату за «предоставление» единовременного пособия. Более того, эти сайты очень схожи с дизайном портала «Госуслуги». 

Также злоумышленники могут предлагать урегулировать взыскания долгов или помощь в оформлении личного банкротства за комиссию. Или «продают» по предоплате средства индивидуальной защиты – медицинские маски, перчатки, средства дезинфекции. Понятно, что, переведя на такие сайты средства, ни товара, ни услуг вы не увидите…

Не теряйте бдительности даже среди друзей 

– Соцсети – это отдельная тема разговора, но вкратце отмечу: онлайн-платформы, созданные для общения, – непаханое поле для жуликов, которое они в период пандемии стали осваивать еще активнее. Именно через соцсети, как оказалось, легче всего «залезть в душу» потенциальной жертве: ведь в такой точно сети находятся и твои близкие, друзья, знакомые. Какими приемчиками пользуются жулики? Перечислю несколько по степени воздействия на жертву. Первый – когда мошенники предлагают через социальные сети или по телефону некие выплаты. 

Задача интернет-прохвостов – заставить пользователя перейти на некий сайт, где он оплатил бы комиссию или ввел полные данные банковской карты. Приманкой в таком случае служит гипотетическая возможность получения каких-то денег за сидение в самоизоляции. Следующий способ (в силу определенно большого процента закредитованности граждан) – это когда на электронную почту или телефон приходит рассылка (СМС) о якобы отсрочке выплат по кредитам с просьбой заполнить некую заявку и отправить личные или платежные данные в ответ.

Открывая дверь, лишаешься преграды

Отдельное, совершенно бесстыдное направление мошенничества – это ложь, цель которой вызвать у жертвы сострадание, выудить деньги и личные персональные данные. За рамками нашего разговора оставлю также тех жуликов, которые ходят по квартирам, торгуют чудо-таблетками или дезинфекторами, раздают бесплатные брошюры о коронавирусе, предлагают вакцинацию от вируса, а затем обчищают квартиры. Здесь сразу же хочу напомнить читателю, что по закону никто не может войти к вам в дом без вашего согласия, даже представитель официальных структур. Если пришел непонятно кто да еще и требует впустить в помещение – вызывайте полицию.

 Вариантов и возможностей обмана сегодня очень много, перечислять их можно достаточно долго. Главное, что всегда нужно помнить: нельзя торопиться с принятием решений, тем более необходимо проверять любую поступающую информацию, благо современные средства коммуникации предоставляют для этого просто безграничные возможности…
– Какие основные принципы необходимо соблюдать гражданам и предпринимателям, чтобы сохранить деньги?

– Деньги граждане теряют прежде всего по причине своей низкой финансовой грамотности. 

Чтобы не стать жертвой аферистов, прежде чем переводить кому-либо деньги, стоит вначале критически осмыслить ситуацию. Самый распространенный способ понять, что вам звонит жулик, это когда вас просят сообщить CVV-код карты, кодовое слово, код из СМС либо диктуют вам реквизиты для перевода.

Подозрения должны возникнуть, если звонящий отказывается назвать себя, давит или торопит, обещает легкие деньги, просит никому не сообщать о разговоре и его содержании. Если возникли малейшие подозрения, следует попросить перезвонить позже, нелишним будет сказать, что вы записываете разговор. А лучше просто повесьте трубку. И, конечно, обязательно надо перепроверить информацию: например, перезвонить на горячую линию банка.

Думаю, нелишним будет еще раз напомнить молодым читателям, чтобы они объяснили своим родителям, бабушкам, дедушкам, что ни в коем случае нельзя открывать входную дверь, если они никого не ждут. Как только вы открыли дверь перед незнакомым человеком, вы уже в заведомо проигрышном положении – больше преград между вами и ним нет. Преступник он или порядочный человек? Шансы примерно 50/50. Согласитесь, очень высокий процент, чтобы так рисковать. 

Если вы никого не ждете, не открывайте дверь незнакомым людям. Если вы сами не заказывали профилактику окон, установку счетчиков, фильтров и прочие, никогда не соглашайтесь на поступившее вам предложение. И еще: мошенники практически всегда прикрываются несуществующими законами, указами, распоряжениями. Я понимаю, что нам всем хочется сэкономить, особенно сегодня, но впоследствии такая экономия практически в 100 % случаев принесет серьезный материальный ущерб.

Фото из архива Александра ИВАШКИНА

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО