По музею – как по больнице?

Как будут работать арт-пространства после пандемии, решается сейчас

19 май 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4683 (6388) от 19 май 2020
19.jpg

Российские музеи могут открыться уже в середине июля, сообщила газета «Известия» со ссылкой на информацию замминистра культуры РФ Аллы Маниловой. 

Уже открылись арт-институции Китая, с 15 мая зрителям стали доступны галереи Австрии, а с 18-го – Италии, которая еще недавно была эпицентром пандемии. В России ситуация пока непредсказуемая, но Минкульт подготовил и направил в правительство РФ дорожные карты, в которых прописаны все фазы возвращения музеев, театров, библиотек к полноценной жизни, отметили «Известия».

– Это не просто наше видение ситуации, а детально проработанные – совместно с федеральными учреждениями, всеми лидерами отрасли – сроки, – пояснила Алла Манилова. – Точка отсчета возобновления работы музеев – полное снятие ограничительных мер. Если 1 июня они продлены не будут, появится надежда на оптимистичный сценарий, при котором возможный старт открытия музеев – середина июля.

Вместе с тем до полного окончания пандемии число посетителей будет ограниченно, а билеты станут продаваться онлайн (по сеансам), и количество их будет рассчитано исходя из возможности двухметровой дистанции между людьми в зале.

– Пока не будет создана вакцина от коронавируса, нам придется работать в новом режиме, с целым рядом предосторожностей, – считает Марина Лошак, директор Пушкинского музея. – На первом этапе в музей будут пускать ограниченное число людей по предварительной регистрации. Они все должны быть снабжены масками и перчатками, на входе будем всем измерять температуру.

Кроме того, Пушкинский музей намерен исключить дежурство в выставочных залах смотрителей старше 65 лет, предусмотрев для них другие участки работы. 

Как перестроить десятилетиями сложившийся процесс работы, пока неясно, считает директор Русского музея Владимир Гусев. 

– Один зал вмещает 50 человек, а соседний, допустим, 10. Что с этим делать? Где создавать зоны накопления посетителей, чтобы они не сталкивались? Кто будет регулировать зрительский поток? Ведь человек привык к свободному перемещению по музею. Заинтересовался картиной на противоположной стене – двинулся к ней, – размышляет Владимир Гусев.

– Визит в музей все-таки должен быть ярким эмоциональным событием. Мне бы не хотелось, чтобы люди чувствовали себя как в больнице и осторожным шагом гуськом ходили за экскурсоводом, – согласилась с коллегой Марина Лошак.

Стоимость билетов повышать не планируется. Напротив, некоторые музеи уже продают по специальным ценам билеты с открытой датой на весь год вперед. И министерство культуры поддерживает такую ценовую политику.

Так или иначе, ведомство рекомендует при первой возможности возобновить работу в ограниченном формате, а не ждать полного окончания пандемии. Это уже начало возвращения к нормальной музейной жизни, хотя и в новых обстоятельствах.

Алена Даценко, директор Приморской краевой картинной галереи:

– Конечно, уже сейчас все музеи страны обсуждают, какие меры нужно будет принимать после окончания карантина. И мы в галерее следим, как решают проблему в музеях Германии и Италии, которые как раз сейчас стали открываться, общаемся с коллегами из Эрмитажа, Пушкинского музея, Третьяковской галереи. И отмечаем, что в целом основные требования одни и те же: посещение галереи по сеансам исходя из того, сколько человек могут с соблюдением социальной дистанции одновременно находиться в каждом зале. Такие меры приняты в музеях Берлина. Коллеги обещали подробнее рассказать, как они продумывали логистику и все остальное. Также в требованиях – обязательный вход и нахождение в залах в масках. Кстати, в тех же берлинских музеях это действительно так, люди пошли в залы все в масках, а если кто-то пытается даже не снять, а хотя бы приспустить ее, освободить нос, смотрители вежливо, но настойчиво рекомендуют все же носить маску как положено. 
В залах – строго ограниченное количество посетителей. 

Вот такие требования во всем мире. Правда, некоторые из них для конкретно нашей картинной галереи почти невыполнимы в данный момент. Например, требование о том, что билеты должны продаваться только онлайн во избежание очередей. У нас нет специального модуля онлайн, а чтобы его приобрести, нужно около 900 тысяч рублей. Таких денег в галерее сейчас нет. На подобные приобретения мы могли тратить только внебюджетные средства, зарабатываемые как раз продажей билетов, сувениров и так далее. Но у нас уже второй месяц нет посетителей, а значит, и внебюджетных средств. Средства, выделяемые нам администрацией края, целевым назначением идут на зарплату, налоги, коммунальные платежи и охрану. Все остальное мы обеспечивали внебюджетными доходами, оттуда же шли деньги на надбавку к зарплате. 

Есть еще вариант продажи билетов в кассе, но в этом случае она должна быть оборудована специальными стеклами, которые полностью исключают контакт между сотрудником и посетителем. 

Другой пример. Есть такая идея: человек может прийти в музей без маски, но, когда он покупает билет, маска выдается ему вместе с билетом. Для нас это тоже проблематично. Да и для федеральных коллег тоже. Откуда музеям брать средства на закупки масок? Они будут выделяться дополнительно или мы снова возвращаемся к вопросу о внебюджетных средствах?

Есть также требование о дезинфекции, которая должна проводиться каждые два часа; об отказе от услуг смотрителей, которые старше 65 лет. У нас в галерее как раз все смотрители 65+. И возникает неожиданная кадровая проблема. 

А измерение температуры посетителей на входе, нанесение разметки, установка санитайзеров по всему пути следования посетителей по музею – все это тоже вызывает вопросы. От простейших: кто будет измерять температуру – охранник? И так далее…

Нам бы хотелось получить четкие рекомендации от Минкульта России. Но пока никаких инструкций, кроме общих – от Роспотребнадзора, не поступало. Так что механизм подготовки помещений к приему посетителей в новых условиях пока что до конца неясен. Кстати, очень бы хотелось получить все требования и разъяснения заранее, чтобы успеть выполнить их до начала работы музеев…

Фото Алексея ВОРОНИНА

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ