Про жизнь, взросление, войну...
В конце прошлой недели в Приморском краевом театре молодежи должна была состояться премьера спектакля «Анна Франк» по пьесе Аси Волошиной.
Режиссер Виталий Дьяченко, известный приморской публике по постановке «Спасти камер-юнкера Пушкина», начал репетиции еще в марте. Театр активно готовился к постановке (например, по всему городу искали старинные стулья, которые были нужны как реквизит для спектакля). Но, как и во многие другие планы, вмешался коронавирус. Пока что премьера перенесена, но она обязательно будет. Ведь «Анну Франк» театр посвящал 75-летию Великой Победы.
Пьеса Аси Волошиной «Анна Франк» основана на знаменитом дневнике девушки-подростка, взросление которой уместилось в два страшных года, проведенных в тайном убежище в центре Амстердама, где ее семья укрывалась от фашистов. Дневники Анны Франк входят в десятку самых читаемых книг в мире и переведены на 70 языков. Они не зря считаются одним из самых ярких свидетельств ужаса холокоста.
Пьеса Аси Волошиной, написанная в 2015 году, сразу же была замечена театрами России, признана критиками, отмечена на фестивале «Новая пьеса для детей». Драматург повернула действие в пьесе так, что зрителям сразу же сообщают, что героев ждет в финале: как известно, Анна Франк была схвачена нацистами и отправлена сначала в Освенцим, а потом в Берген-Бельзен, где и умерла в начале 1945 года.
Виталий Дьяченко не стал перекраивать замысел драматурга. В его постановке зрители так же с самого начала осознают, что слышат повествование из уст героев, прекрасно знающих свою трагическую судьбу.
– Именно поэтому в пьесе, в постановке акценты расставлены не только на ужасы нацизма, – рассказал Виталий Дьяченко во время онлайн-встречи с поклонниками театра молодежи. – Для меня этот спектакль в первую очередь о взрослении, о принятии того факта, что все мы смертны, смертны неизбежно...
Знаете, меня иногда спрашивают, почему взяты за основу дневники Анны Франк, а не, например, Тани Савичевой (вопрос «что, нам мало своих русских примеров героизма, что мы берем всяких заграничных?» прозвучал и во время трансляции. – Прим. авт.). Ну, во-первых, по дневникам Тани не написана еще пьеса. А кроме того, на мой взгляд, короткие и страшные в своей простоте и констатации записи Тани Савичевой – это дневник смерти. А дневники Анны Франк – все-таки дневники жизни. Она говорит там о любви, размышляет о жизни… Мы все знаем, что финал дневников будет трагичным, но жизнь в убежище, вопреки всему, не бесконечно унылая. Жизнь торжествует даже там! Обитатели убежища, где скрывается и Анна Франк, борются за то, чтобы сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях. Анна Франк, которой в начале действия тринадцать, проходит длинный духовный путь и оказывается готовой и к жизни, и к смерти. И это самое главное.
– Виталий, вы приехали во Владивосток, имея уже готовую концепцию спектакля. Но за время самоизоляции, вынужденного простоя без репетиции не изменилась ли она?
– Нет. Наоборот, стала яснее. Ведь сейчас, по сути дела, все человечество разыгрывает этюд на тему «Анны Франк» – зарисовка к теме о нахождении в замкнутом пространстве. О том, как меняется мышление, как иначе расставляются приоритеты в такой ситуации. Так что я еще раз убеждаюсь, насколько актуальна эта пьеса. Но подчеркну: я не ставлю спектакль об ужасах войны. Я делаю постановку о мудрости, о взрослении, об осознании мира. В ужасающих, кошмарных внешних обстоятельствах.
– Стульев-то вы успели набрать нужное количество?
– Да, успели. Поклонники театра очень живо откликнулись на наше объявление: старых стульев не на одну постановку теперь хватит. Музыку к спектаклю пишет актер театра молодежи Денис Лашко, уверен, получится интересно и точно. Сценограф – Наталья Стороженко. Анну Франк играет Олеся Белоконь, Отто Франка – Олег Демчук, Эдит Франк – Елена Варивода, Марго Франк – Евгения Серебрянская. В спектакле также заняты и другие хорошие актеры театра. Я подбирал артистов отнюдь не по внешнему сходству, потому что театр – это не про внешнее, а про внутреннее человеческое состояние. И мне очень важно, чтобы актеры прочувствовали то, о чем мы говорим...
– Хочу заметить, – вступила в диалог актриса Олеся Белоконь, – что я была даже немного напугана, когда узнала, что буду играть Анну Франк. Она такая открытая, по-детски искренняя и в то же время очень, очень храбрая девушка. А я – трусиха. Я даже представить себе не могу жизнь в тех условиях, которые были у Анны. Мне и в самоизоляции сложно, а быть все время запертой в четырех стенах, без единой возможности выйти на улицу… Но именно поэтому мне есть чему поучиться у Анны. И я постараюсь это сделать.
Когда состоится премьера спектакля, пока сказать трудно. Но в том, что он будет поставлен в Приморском театре молодежи, сомнений нет.
Фото Алексея ВОРОНИНА
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ