«Морской старт»: начало отсчета
Плавучий космодром получил новую прописку под Владивостоком
В ближайшее воскресенье Россия отметит День космонавтики и 59-ю годовщину первого полета человека на околоземную орбиту. А уже через год, к 60-летию великого для всего человечества события, в нашей стране может появиться еще один центр космической отрасли. И местом его базирования, как ни фантастически это звучит, призвано стать Приморье.
Поговорить на эту тему с корреспондентом «В» согласился ветеран Воздушно-космических сил РФ полковник в отставке Андрей Ратов.
Летчики ближе всех к космосу…
– Андрей Валентинович, вам самому доводилось общаться с космонавтами?
– А как они правильно называются? Летчики-космонавты.
Когда я был еще молодым офицером, к нам в летную часть на Дальнем Востоке приезжала делегация нескольких первых космонавтов СССР. Нам они, с одной стороны, казались небожителями, а с другой – мы понимали, что учились-то они в тех же самых военно-летных училищах, что и мы. Некоторые из моих сослуживцев после той встречи отправляли рапорты на зачисление в отряд космонавтов. Но не всем же летать в космос. Кому-то надо и на земле обеспечивать те полеты и благополучное возвращение космонавтов домой.
Кроме того, мне по ходу службы в дальневосточной армии ВВС и ПВО приходилось плотно работать с различными соединениями, занимавшимися этой темой в регионе. В их числе отдельная бригада контрольно-измерительного комплекса космических войск, которая размещена в селе Галенки Октябрьского района Приморья, она поддерживает связь со спутниками и пилотируемыми комплексами. Задолго до Восточного в регионе был открыт космодром Свободный, его создали на базе дивизии РВСН вблизи города Углегорска в Амурской области, с него совершено пять успешных пусков.
…А Владивосток – к экватору
– Вас не удивило, что бывший международный проект по запуску ракет со спутниками с плавучей платформы «Морской старт» получит новую прописку в Приморье?
– После того как от проекта отказалась Америка и единственным правообладателем осталась Россия, надо было что-то решать с местом дислокации кораблей этой программы. Стартовую платформу «Одиссей» и командное судно нужно было забирать из калифорнийского порта Лонг-Бич.
Насколько мне известно, в качестве нового места их дислокации рассматривались разные варианты: Владивосток, Советская Гавань, Крым и Вьетнам. С Вьетнамом была затратная логистика. С Крымом существовали проблемы из-за отсутствия безопасных мест падения ракетных ступеней. Поэтому, как ни смотри на карту, от Владивостока ближе всего к месту будущего старта ракет – на экваторе в западной части Тихого океана. Опять же в Приморье есть база для межрейсовых стоянок, для ремонта кораблей и самого ракетно-космического комплекса, обеспечения их необходимыми специалистами, доставки в порты ракет, топлива для них и спутников заказчиков.
Мечтаем, как учил Циолковский
– А не приходило вам в голову такое: может, ну его, этот «Морской старт»? Сплошь расходы, и непонятно, будут ли доходы. Наша страна может еще целых полвека использовать Байконур, мы отправляем ракеты в космос из Плесецка в Поморье, Восточного в Приамурье, Капустина Яра на Нижней Волге и Ясного в Оренбуржье…
– Много космодромов никогда не бывает. Посмотрите на США: мыс Канаверал, Ванденберг, Космический центр имени Кеннеди, Кадьяк, испытательный полигон имени Рейгана. У РФ и США даже паритета нет, поскольку Байконур принадлежит Казахстану. Но и другие страны без дела не сидят: три космодрома у Китая, по два у Франции и Японии, по одному имеют Италия, Австралия, Индия, Израиль, Ирак, Иран, Бразилия, Новая Зеландия, Северная и Южная Корея. Их количество будет нарастать как снежный ком.
Посмею напомнить о гениальной фразе Константина Циолковского, которую он написал в 1912 году: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
Поэтому количество космодромов и полетов с них на ближние и дальние орбиты будет увеличиваться. Прямо сейчас ведется строительство еще нескольких, например, второго пускового комплекса Восточного. Даже далекие от космоса страны хотят иметь свои спутники на орбите -кому-то же надо отправлять их туда и зарабатывать на этом. Наша страна – первооткрыватель в этой деятельности, имеет огромнейший опыт, передовые технологии, надежную технику, индустрию производства и дальнейшей эксплуатации ракет и спутников. Нам и флаг в руки. Только надо все время развиваться, а не почивать на лаврах.
С воды – на орбиту
– Как думаете, может, стоит нашим читателям рассказать о самом «Морском старте»?
– Про плавучий космодром «Морской старт» уже столько писано-переписано. Вкратце могу повторить.
Проект морской платформы для запуска космических аппаратов «Морской старт» был разработан около 30 лет назад, а его непосредственная реализация началась ровно четверть века назад. Изначально в нем участвовали научные центры и производственные компании четырех стран. Главными среди них были российская ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия», украинское конструкторское бюро и промышленное объединение «Южмаш», американская корпорация Boeing и норвежское судостроительное предприятие Kvaerner.
Американцы вложились деньгами и причальными стенками с береговой инфраструктурой в Калифорнии. Норвежцы из бывшей нефтегазодобывающей платформы создали стартовую площадку. Она оснащалась стартовым столом, установщиком ракет, оборудованием для заправки топливом и другими системами. Всю начинку – пусковое и вспомогательное оборудование – смонтировали наши специалисты из российских же компонентов в Выборге (кстати, когда проект распадался, желающих приобрести его было много, но, кроме нас, никто не смог бы реально эксплуатировать «Морской старт», потому остальные и отказались). Что касается украинцев, то они участвовали своими ракетами «Зенит»-3SL. Ну как своими: на 80 процентов каждая такая ракета собиралась из российских компонентов, а в Днепропетровске занимались только производством металла и финальной сборкой.
Идея международного консорциума заключается в запуске ракет-носителей из экваториальных районов Тихого океана. Благодаря расположению стартовой точки в этих широтах сокращаются затраты на топливо и увеличивается полезная нагрузка. Все вместе дает ощутимую прибыль: чем больше пусков, тем выгоднее проект.
Все было прекрасно до госпереворота на Украине. Было произведено 36 пусков, стояла очередь из желающих запустить на орбиту свой коммерческий груз, прибыль нарастала. Участвовать в проекте было престижно и выгодно, от специалистов-претендентов не было отбоя. Но в 2014 году украинцы отказались собирать «Зениты» «для русских». Следом и американцы вышли из проекта по разным причинам. Корабли встали на прикол у причалов Лонг-Бич.
Три с половиной года назад права на «Морской старт» приобрела авиакомпания «Сибирь», известная также под названием S7 Airlines. По данным международных экспертов, сделка потянула на 150 млн долларов. Новые владельцы создали в своей структуре компанию S7 Space и заручились поддержкой для дальнейшего участия в обновленном проекте РКК «Энергия» в виде инженерного сопровождения и содействия в организации пусков.
– А что будет летать, если нет «Зенита»-3SL?
– Те «Зениты» уже прошлый век. Сейчас создается более перспективная ракета «Союз-5» (у нее было несколько названий). Один из ее вариантов в слегка упрощенном, а потому чуть удешевленном виде готовится под «Морской старт». Вообще-то, в перспективе «Союз-5» в своем максимально сложном исполнении предназначен для выведения на орбиту пилотируемых кораблей с космонавтами на МКС. Поэтому он легко заменит бывшую российско-украинскую ракету. Уверен, что в недалеком будущем в Приморье проведут тренировки по их установке на реконструированный плавучий ствол.
Местная прописка
– Вот мы и приплыли к началу нашего разговора…
– Именно так. В сентябре 2016 года, когда окончательным владельцем ракетно-космического комплекса стала группа компаний S7, началась подготовка к перебазированию судов из Калифорнии в Приморье. А сейчас мы стали свидетелями того, что командное судно Sea Launch Commander самостоятельно и платформа Odyssey с помощью гонконгского буксира Xin Guang Hua достигли российских берегов.
Их новым портом приписки станет Владивосток. Местом дислокации выбран поселок Славянка, хотя мне лично казалось, что Большой Камень для этой цели подходит больше. Впрочем, и в Славянке есть необходимый плавучий док для подъема кораблей на ремонт (он ежегодно поднимает для докования паромы Ванино – Холмск). После необходимой реконструкции плавучий космодром вновь встанет на свою вахту. Но для этого потребуется не менее года. И дай бог, чтобы к 60-летию полета Юрия Гагарина Россия могла бы гордиться новыми достижениями в деле освоения космоса.
Фото с сайта s7space.ru
Автор: Николай КУТЕНКИХ