Арт-просвещение начали с коммуналки
В первый день апреля галерее современного искусства «Арка» исполнилось 25 лет. Торжеств, разумеется, не было, но поздравления на страничках галереи и ее владелицы Веры Глазковой в этот день и на следующий сыпались непрерывным потоком.
За четверть века «Арка» стала не просто частью культурной жизни Владивостока и Приморья, она превратилась в культовое культурное место города. В ее стенах выставлялись и мэтры дальневосточного искусства, и студенты института искусств, здесь находилось место работам лучших современных зарубежных художников, фотографов. В то же время галерея всегда рада была открыть свои залы «молодым бунтарям» приморской столицы.
– Да, 25 лет – дата, которую очень хотелось бы отметить интересной выставкой, воспоминаниями с просмотром фотографий, веселым праздником в кругу друзей, – сказала Вера Глазкова. – Конечно, все это будет, но позже. Пока мы вместе ждем добрых вестей.
У истоков «Арки» стояли Вера Глазкова и искусствовед Марина Куликова. Познакомились они во Владивостоке. В нашем городе Вера Евгеньевна оказалась (как многие научные сотрудники), когда приехал работать в ДВО РАН, в ТИБОХ. Как вспоминает Вера Глазкова, она писала диссертацию по любимой специальности «химия и технология биологически активных веществ» и поначалу даже не думала о том, что когда-нибудь будет открывать художественную галерею. Но потом началось время перемен, в эти же годы Вера Евгеньевна и ее супруг подружились с Мариной и Сашей Куликовыми. Марина как раз окончила институт искусств, стала дипломированным искусствоведом.
– Впервые понимание, что я хотела бы заняться галереей, пришло ко мне в начале 90-х, – вспоминает Вера Глазкова. – В Москве вовсю открывались галереи, у нас в городе Александр Городний уже формировал свою коллекцию, открывал «Артэтаж». Я много читала, изучала вопрос. И понимала: к тому времени во Владивостоке сложился художественный процесс, было много художников, не так востребованных, как хотелось бы… Марина Куликова познакомила меня с Сергеем Симаковым, Александром Пырковым, Андреем Камаловым, потом мы познакомились с Михаилом Павиным, Виктором Федоровым. И вот эта среда, эти художники, которые в начале 90-х уже были известны во Владивостоке, представляли то направление, которое мне было интересно. Мне хотелось его развивать, привлекая молодых художников. Много позже, когда познакомилась с москвичами, с московской арт-сценой, поняла, что нужно еще и привозить обязательно во Владивосток интересных художников, фотографов, показывать их работы в нашем городе. И да, мы с Мариной с самого начала знали, что будет не салон, а галерея, что будем не просто продавать, а заниматься творческим поиском.
Первая выставка «Арки» прошла не в привычных всем залах на Светланской, а в мастерской Сергея Симакова в ДКЖД. И было это в 1995 году 1 апреля. А уже позже было куплено то самое помещение на Светланской.
– Помню, Сергей Симаков сказал мне: если есть что показать, не жди, бери и показывай, – вспоминает Вера Глазкова. – Так мы и сделали. Заявили о себе. Но в то же время я прекрасно понимала: если работать всерьез, если делать галерею популярной и доступной, нужно собственное помещение. Искали долго, много с Мариной смотрели разных мест. А потом уже в 1996 году увидела объявление о продаже коммунальной квартиры на Светланской, 9. Посмотрели мы место. Решились – и купили. И оказалось, что это помещение, этот двор словно ждали, когда же здесь появится галерея…
Первая выставка – коллективная, из коллекции Веры Глазковой – в уже обретшей свою прописку «Арке» прошла 28 декабря 1997 года. Было очень много посетителей, пришли едва ли не все художники Владивостока. Были выставлены работы Александра Пыркова, Андрея Камалова, Владимира Старовойтова, Сергея Симакова, Виктора Федорова. Первые отзывы, вспоминает Вера Евгеньевна, были положительными, и это давало уверенность в правильности выбранного пути.
За 25 лет концепция работы галереи во многом изменилась. Со временем, столкнувшись с реалиями бизнеса в арт-среде, Вера Глазкова отказалась от идеи создать своими усилиями арт-рынок в Приморье, на Дальнем Востоке. Она вывозила произведения приморских художников (Кати Кандыбы, Михаила Павина, Игоря Демиденко, Евгения Макеева, Марии Холмогоровой, Ильи Бутусова ) на арт-ярмарки в Москву, в Берлин.
– Но потом поняла, что усилий одного человека не хватит, – говорит Вера. – И я решила отказаться от любой коммерческой деятельности с художниками и перенаправила концепцию галереи на просветительскую деятельность. С тех пор больше обращаю внимание на то, что нужно показать городу. Показываю и молодых художников, и современное искусство, и мэтров.
Сегодня вижу: те, кто остался на рынке – галереи в Москве, в Питере, даже за рубежом – тоже в первую очередь стали заниматься просветительской деятельностью. Значит, я правильно выбрала путь.
Я понемногу пишу книгу про «Арку». Планирую выставки… И очень приятно, что ко мне постоянно обращаются с предложениями о сотрудничестве, рассказывают о новых проектах…
А что до праздника в честь четверти века, так он обязательно состоится!
Фото:
Вероники Стахеевой, Алексея ВОРОНИНА
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ