А вы владеете четырьмя «К»?

Чему педагогов Владивостока научил профессиональный конкурс

11 март 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4658 (6363) от 11 март 2020
10.jpg

Конкурс «Учитель года» во Владивостоке не случайно традиционно приходится на начало весны – время обновления, открытий и расцвета. Главная цель учительского турнира тоже кроется именно в этом. 

Педагоги из разных школ здесь не просто выясняют, кто из них лучший в профессии, а делятся опытом, чтобы потом вернуться к своим ученикам с новыми, еще более интересными профессиональными приемами и знаниями.

– Вы пришли сюда уже успешными, любимыми, интересными педагогами, – обратилась к участникам начальник отдела общего образования управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока Людмила Крупина. – Но свою историю успеха вы будете продолжать в течение всего конкурса, а самое главное, и потом, когда он закончится. Вы сами поймете, ощутите, как у вас расправятся крылья, когда все испытания будут завершены, как много за это время вы узнаете, как вам захочется работать еще лучше. 

Как научить детей спорить

Всего в очный этап конкурса, как уже сообщал «В», вышло девять педагогов. В первый день они показали жюри творческие визитки и рассказали, чему в своей работе отдают предпочтение.

Виктор Бойченко, учитель истории школы № 11, приверженец гуманистической педагогики, на своих уроках читает детям стихи и поет песни собственного сочинения на исторические темы. В результате в его школе не только стали лучше сдавать экзамен по истории, но и ребята потянулись к творчеству, стали охотнее записываться во всевозможные кружки, музыкальные и художественные школы. 

Елена Фролова, учитель информатики гимназии № 1, занимается с учениками медиатехнологиями. Под ее руководством гимназисты снимают клипы, создают короткие видеосюжеты на разные темы. И все это вместе становится частью школьного портфолио.

Юлия Храпач, учитель английского языка школы № 51, старается развивать у своих учеников критическое мышление. Учителя начальных классов Оксана Петровчук (школа № 69), Виктория Сторожева (школа № 33) помогают ученикам научиться не просто читать, а быть вдумчивыми, сознательными, функциональными читателями: анализировать прочитанное, находить главное, сопереживать героям.

Ольга Симакина (школа № 79) старается привить своим младшеклассникам умение рассуждать, спорить и слушать друг друга. Ирина Че (школа № 79) строит на своих уроках атмосферу сотрудничества. Анна Ознобихина активно использует интерактивные методы и игровые технологии. Татьяна Верхолат (школа № 68) развивает у школьников логическое мышление, прибегая на уроках к нестандартным заданиям. 

Синквейн вам в помощь

Второй и третий дни конкурса были самыми сложными. Учителя давали открытые уроки. В чужой школе, с незнакомыми детьми, под пристальным вниманием членов жюри они все же сумели справиться и с неожиданными сложностями (например, с заартачившейся компьютерной техникой), и с собственным волнением. И доказали, что то, о чем они рассказывали в своих визитках, на самом деле помогает не просто учить детей, а вместе с ними ежедневно открывать новое и идти по миру знаний с интересом и увлечением.

В полуфинал вышли восемь участников. И на следующий день они старались изо всех сил. Первым состязанием были мастер-классы, на которых каждый должен был показать какую-то оригинальную практическую методику, поделиться приемом, который могли бы взять на вооружение другие. 

Между прочим, как отметила председатель жюри Лариса Букина, некоторые практические вещи с интересом освоили и решили впредь использовать на уроках даже члены жюри. Например, простейший метод создания учебной анимации при помощи смартфона, которому за 15 минут обучила всех Елена Фролова. Или оригинальную методику синквейна, о которой рассказала Ирина Че. Синквейн – это нерифмованное стихотворение из пяти строк, пишется оно по строгим правилам. При помощи синквейнов ученики Ирины Че легче запоминают сложные правила, учатся ассоциативно мыслить, составлять логические цепочки.

Виктория Сторожева рассказала, как пришла к идее помогать детям учить стихи с помощью символов. Однажды в педагогической практике ей пришлось столкнуться с ребенком-аутистом, который прекрасно запоминал суть стихотворения, но не его само дословно. 

– В итоге на уроке мы слушали отличный пересказ стихов. А потом я узнала про методику символов и предложила ему нарисовать стихотворные строчки при помощи понятных ему знаков, символов. И, глядя на эти рисунки, ученик легко и просто по памяти читал стихи, – объяснила Виктория Сторожева. 

Вторым испытанием полуфинала стали импровизированные педсоветы. Для участия в них конкурсанты разбились на две группы. Первая обсудила тему «Гармония общения: ученик, родитель, учитель», вторая – «4К (критическое мышление, креативность, коммуникации, кооперация) – дань моде или требование времени?». Между прочим, обе темы вполне прикладные. К примеру, в будущем году во Владивостоке все школьники пройдут тестирование по международной системе PISA, в которой этим самым «четырем К» и тому, владеют ли ими школьники, уделяется самое пристальное внимание.

Каждый урок – конкурс

В суперфинал вышли шесть человек: Виктор Бойченко, Елена Фролова, Ирина Че, Виктория Сторожева, Татьяна Верхолат, Ольга Симакина. В финальный день конкурса они, разбившись на две команды, придумали и постарались защитить свой образовательный проект. А затем был большой круглый стол, к которому финалисты готовились загодя, подбирая материал по предложенным жюри темам: «Онлайн-образование для школьников от неформальных игроков: конкуренция или партнерство», «Цифровизация образования: возможности и риски», «Вызовы XXI века и приоритеты российского образования».

– Мы, учителя муниципальных школ, – формальные игроки на поле образования, – пояснила некоторые темы Лариса Букина. – Но в Интернете полно, к примеру, онлайн-школ или платформ, которые предлагают свои услуги. Как нам строить отношения с ними? Что же касается вызовов века, то интересно, совпадают ли они вообще с приоритетами нашего образования.

10 марта жюри подвело итоги и теперь точно знает, кто же стал учителем года во Владивостоке. Но самим участникам придется побыть в неведении до 24 марта, ведь объявление результатов и вручение призов состоится именно тогда, в дни образовательного фестиваля. 

– Проигравших в этом конкурсе нет. Это я вам говорю как человек, однажды прошедший вашим путем, – подчеркнул член жюри Валерий Думлер, учитель ОБЖ и физкультуры, в 2017 году получивший специальный приз на всероссийском этапе конкурса. – Вы победители уже потому, что вы все здесь. Вы вернетесь в свои школы с новыми знаниями и опытом и будете каждый день побеждать в маленьких конкурсах, называемых уроками. 

В конце марта «В» обязательно расскажет об итогах конкурса и назовет имена победителей.

Фото Алексея ВОРОНИНА

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ