Берите в руки кисти, вы – художники

«Мы – народные художники» – так называется выставка (16+), открывшаяся на днях в Музейно-выставочном комплексе ВГУЭС. Участники Народной изостудии Дворца культуры железнодорожников предлагают посетителям взглянуть на свои работы и вспомнить знаменитую некогда ленинскую фразу «искусство принадлежит народу, оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс».

18 февр. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4650 (6355) от 18 февр. 2020
13.jpg

Народная изостудия при ДКЖД – уникальный на Дальнем Востоке коллектив – была создана в 1960 году. Двери изостудии и сейчас открыты для всех, кто хочет заниматься изобразительным искусством, без ограничения возраста.

Первым руководителем изостудии был художник-педагог Григорий Цаплин. В разное время здесь преподавали художники Александр Донской, Сергей Симаков. В настоящее время изостудией руководит член Союза художников России Виктор Серов. Коллектив студийцев разнообразен по возрасту и по интересам. Изостудия активно участвует в городских, краевых, общероссийских и зарубежных выставках, есть и примеры персональных выставок студийцев.

– Выставка «Мы – народные художники» далеко не первый коллективный творческий отчет студийцев, – говорит Надежда Сухарева, директор музея ВГУЭС. – В 2016 году в наших залах впервые были показаны работы студийцев, а ранее они выставлялись и в других галереях, например, в «Портмэй». Традиция показывать свои работы, отчитываться перед зрителем – одна из самых крепких в Народной изостудии.

Так вот та, 2016 года, выставка в наших залах была очень успешной, а интерес к яркому и самобытному творчеству непрофессиональных, но искренних и преданных искусству авторов у посетителей был очень сильным. И неудивительно, что мы с удовольствием откликнулись на предложение Виктора Серова провести новый вернисаж именно у нас. На выставке представлены работы 29 авторов. У кого-то выставлены две картины, у кого-то, например, серия из шести миниатюр, ведь участники изостудии работают в самых разных жанрах и техниках – от наивного реализма до абстракции и от классического «холст, масло» до графики тушью. 

Прогуляться быстренько по выставке «Мы – народные художники» не получится даже у очень спешащего посетителя. Работы студийцев затягивают, ведь каждый приоткрывает перед зрителем свой мир и душу, предлагая оценить красоту окружающего мира вместе с ним. Посмотреть на море и маяки и словно вдохнуть соленого воздуха, взглянуть на привычный, казалось бы, пейзаж: деревенский дом, забор и пара котов на нем, увидеть прелесть и красоту в горшке с кашей и ягодами – словом, забыть на время о суете и обыденности… 

– Несколько лет назад арт-критик Александр Лобычев, представляя художников Народной изостудии в галерее «Портмэй», отмечал: «Они почувствовали красоту точно проведенной линии, что создает контурный облик предметов, верно положенного цветового пятна, благодаря чему пейзаж или натюрморт сразу же начинает жить и светиться. В их работах ярко проявляются творческая индивидуальность, темперамент и собственное видение мира», – говорит Надежда Сухарева. 

И выставка действительно представляет собой набор работ от ярких индивидуальностей, при этом она гармонично выстроена, ведь отбирали картины на выставку студийцы все вместе, прислушиваясь не только к собственному желанию, но и к доброжелательному мнению коллег, а главное, к точке зрения мэтра – Виктора Серова. Сам маэстро, кстати, решил не выставлять своих работ на выставке. 

– Каждый из участников студии на этой выставке показал свой внутренний мир, выразил себя как художник. И осознание того, что твой ученик стал самостоятельной творческой единицей, что его работы хвалят твои коллеги, – это как маслом по сердцу, – улыбается Виктор Серов. – У нас не было сверхзадачи – показать себя как-то эдак-разэдак. Мы выставляемся, чтобы посмотреть на себя со стороны, а потом двигаться дальше.

Народная изостудия привлекает к себе людей разного возраста. На выставке «Мы – народные художники» представлены работы тех, кому еще и 30 нет, и кому за 80. И всех их объединяет главное: тонкий вкус, истинная любовь к искусству, стремление не «нарисовать красивенько», а выразить в своей работе мысль, идею. Именно поэтому они – настоящие народные художники. 

– По работам на выставке видно, что многие студийцы уже давно нашли свой собственный стиль и путь в искусстве, – считает Надежда Сухарева, – но при этом они не разрывают связи со студией, приезжая на занятия хотя бы раз в месяц. И обязательно отправляются все вместе на пленэр – это студийная традиция, так же как и разбор работ после него. Радость художественных открытий, возможность творческого развития и эмоционального самовыражения, доброжелательный коллектив единомышленников и профессиональный, внимательный, но не деспотичный преподаватель – все это вместе, наверное, приводит к тому, что занимаются в студии даже не годами, а и десятилетиями. 

Фото Алексея ВОРОНИНА

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ