Заманили таежные дебри...

Похоже, здесь не обходится без чудодейственной силы

22 янв. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4639 (6344) от 22 янв. 2020
46.jpg

В начале зимы, сразу по первому снежку, полюбоваться предзимними пейзажами в таежное село Староварваровка, что в Анучинском районе, отправилась группа туристов клуба «Полюс» из Уссурийска. 

– Поверьте, природа здесь всегда красивая, в любое время года. Весной шикарно цветут рододендроны, очень живописны россыпи на Скальной сопке. Здесь растут можжевельник твердый и могущественные сосны, открываются незабываемые виды на окрестности, – поделился с нами впечатлениями (а также фотографиями) участник поездки Евгений Ковешников. – Весной постараемся еще раз приехать. 

Этот пример – одно из подтверждений того, что не на пустом месте возникла идея развития здесь таежного туризма. Туристический потенциал этих мест большой. В Анучинском районе только памятников природы около десятка. А маршруты Арсеньева, которыми он прошел вместе со своим проводником Дерсу Узала? Ведь их можно повторить, ориентируясь на описания самого писателя. 

В Староварваровке многое сошлось: и тайга, и женьшень, и музей, и энтузиазм людей, направленный на развитие этой притягательной территории.

Но вернемся к зимнему походу уссурийских туристов по окрестностям Староварваровки. Заманчиво поучаствовать в таких экспедициях, пройти по таежному маршруту. Однако этот вариант подходит не для многих. Большая часть туристов все-таки остерегается забираться в таежные дебри и предпочитает отдыхать в цивилизованных условиях. Это тоже предусмотрено проектом «Земля женьшеня», призванным стать одной из визитных карточек туристической привлекательности Приморья. Планируется даже строительство гостинично-ресторанного и музейно-выставочного комплекса под таким же названием во Владивостоке. 

Осуществится ли все, что задумано? Будем верить в команду, которая взялась за это, и опять-таки в чудодейственные свойства корня жизни. Ведь не случайно женьшеню издревле приписывалась необыкновенная сила.

В номере за 18 декабря 2019 года в публикации «Ищи корень жизни там, где упала звезда» мы начали разговор о женьшене, о том, какую роль это удивительное растение играло и играет сейчас в судьбе нашего края. И будет играть! Авторы и их герои уверены в том, что именно в наши дни в этой истории открывается новая страница.

«Дождется еще село Староварваровка лучших времен!» – пишет в своей книге «Чудо-корень» директор единственного в России музея женьшеня, действующего в Староварваровке, Наталья Жгилева. Правда, книга вышла тиражом всего 100 экземпляров. Но вместила в себя очень много интересной информации и о целебных свойствах женьшеня, и о временах расцвета женьшеневодства в крае, и о том, как отрасль возрождается сейчас. Поэтому, как мы и обещали читателям, сегодня продолжаем тему. Будем отслеживать развитие событий и дальше. Для этого есть все основания.

Кстати

После Второй мировой войны на препаратах из женьшеня в странах АТР выросло целое направление фармацевтической промышленности. Лидерами в их производстве по сей день являются Республика Корея, Тайвань и Вьетнам.

В этом убедился корреспондент «В», посетив одну из государственных аптек-фабрик в городе Хошимине.

Как рассказал гид-переводчик, сырье сюда доставляется из Южной Кореи. При этом вьетнамцы даже не догадываются, что женьшень произрастает в диком, естественном виде в тайге на Дальнем Востоке России. На фармпредприятии уверены, что его много лет выращивают только искусственно и только на Корейском полуострове. Лишь недавно по этому пути пошли в Китае и в самом Вьетнаме, создав плантации с посадками в горах на высоте до 1,5 тысячи метров над уровнем моря.

В Азии женьшень используют для выпуска тонизирующих напитков и капель, противовоспалительных мазей и масел, витаминов и экстрактов. Из порошка на его основе делают всевозможные чаи. А еще его продают целыми корнями в высушенном виде в красивых упаковках. Стоит такое удовольствие дорого – сотни рублей за грамм в зависимости от общего веса корня.

Личный пример 

Хотелось бы в этой связи назвать еще одно имя – Эдуарда Селезнева. Как и директор музея женьшеня Наталья Жгилева, он тоже по велению судьбы оказался в этих местах, создал предприятие по переработке дикоросов и производству на их основе целебной продукции. Работа шла почти 10 лет, но Эдуард, несмотря на трудности, не бросил начатое на полпути, довел до конца.

Познакомились мы с Селезневым на осеннем фестивале меда в Анучино, где он представлял свою продукцию и очень интересно рассказывал о ней, привлекая живое внимание посетителей. 

– Я окончил биофак, лекарственные растения и дикоросы – это моя профессия и мое хобби одновременно. Одним из первых во Владивостоке решился попробовать себя в кооперативном движении, и в итоге вот что из этого получилось, – кивнул собеседник в сторону довольно богатой выставки целебной продукции своего предприятия. – Раньше я считал себя исключительно городским жителем и не думал, что так много времени буду проводить в глубинке, что Староварваровка станет вторым моим домом. Но сейчас в город тянет все меньше, и я понимаю: обратной дороги нет.

А продолжением избранной им дороги, судя по всему, становится масштабный проект «Земля женьшеня», в котором переработке дикоросов, популяризации продукции из дикорастущего целебного сырья отводится весьма важная роль. Начиная с организации работы по формированию и развитию как таковой отрасли дикоросов и заканчивая кулинарными фестивалями с презентациями авторских блюд и продуктов питания на основе лимонника, чаги, боярышника и, конечно же, женьшеня. У Эдуарда Селезнева как участника этого проекта и председателя Центра сохранения дикоросов много задумок, интересных идей. Отклик на них есть и у нас в Приморье, и в Москве, где, кстати, он представлял приморскую экзотику (а в столице подобные продукты воспринимаются именно так) на недавней выставке «Дни Дальнего Востока».

Фото автора

  

Автор: Надежда БРАЖИНА и Николай КУТЕНКИХ