Отставить свалки!

Почему мусорная реформа в Приморье стартовала с форс-мажора, и бояться ли нам его повторения

22 янв. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4639 (6344) от 22 янв. 2020
60.jpg

Для городских дворов переполненные мусорные контейнеры в новогодние праздники – дело, в общем-то, обычное. Только вот в этом году каникулы у компаний, занимающихся вывозом бытовых отходов во Владивостоке, подзатянулись. Особенно не повезло жителям Первомайского и Ленинского районов: из многих дворов за первые две недели января мусор не вывозили вовсе. Последний раз подобные свалки горожане наблюдали разве что в 90-е, во время «мусорных войн» Черепкова.

– Хорошо, что зима на улице, – прокомментировал это председатель одного из ТСЖ. – Случись такое в теплое время года, уже бы толпы крыс по дворам бегали…

Хотя, как говорят жилищники, то, что Новый год город встретит мусорным коллапсом, было, в общем-то, ожидаемо: редко когда передел мусорного рынка (а по сути, реформа и стала переделом, хоть и в рамках закона, – со сменой участников рынка, изменением правил работы) проходит без форс-мажора, в рабочем режиме. Ожидаемо, но нежелательно.

В связи со сложившейся ситуацией глава Владивостока Олег Гуменюк на минувшей неделе собрал в администрации города экстренное совещание, куда пригласил Олега Борисова, руководителя КГУП «Приморский экологический оператор» (ПЭО) – регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), представителей краевого правительства, управляющих организаций и транспортных компаний, задействованных в перевозке мусора.

Три причины коллапса

По словам руководства ПЭО, с позиции закона торги по определению тех самых транспортных компаний прошли гладко и у антимонопольной службы претензий не вызвали. Но ведь задача торгов не удовлетворить контролирующие органы, а определить подрядчиков, которые справятся с вывозом мусора. Этого, к сожалению, в полной мере добиться не получилось. Во всяком случае, на маршрутах транспортной компании «Даль-ЭКО», выигравшей лоты на Первомайский и Ленинский районы.

Причин тому, по мнению первого замдиректора ПЭО Сергея Лазарева, несколько. Одна из них – несоответствие схем контейнерных площадок, имеющихся в ведении ПЭО, и реальных.

– Здесь важно понимать, как формируется аукционный лот. На аукцион выставляется маршрут – реестр контейнерных мусорных площадок, который предварительно составляет муниципалитет исходя из тех данных, что подают управляющие организации, АТУ. По правилам все места сбора ТКО должны быть согласованы сначала городским управлением охраны окружающей среды и природопользования, а после уже министерством (бывшим краевым департаментом) природных ресурсов и охраны окружающей среды и занесены на кадастровый учет, – пояснил Лазарев корреспонденту «В». – Понятно, что этот реестр не конечный и региональный оператор получил его с правом дополнять при необходимости. Другое дело, что большинство площадок как во Владивостоке, так и в других городах края неофициальные, не занесены в реестр, не стоят на кадастровом учете, на них не получены санитарные паспорта. Поэтому ответственные компании, выигравшие аукцион, отправили своих логистов по всем точкам новых маршрутов проверять реальные места накопления ТКО. В результате этих проверок выяснилось огромное количество несоответствий, точнее, нигде не зарегистрированных контейнерных площадок. Естественно, компании начали формировать свой реестр, более детальный.

Повторюсь: нелегальные площадки – проблема не только Владивостока. Схожая ситуация возникла и в Уссурийске: в начале работы мы осознали, что площадок в одном из районов города не 250, как следовало из реестра, а более 450. Хорошо, что у компании, получившей лот, были резервы и по бакам, и по технике.

К сожалению, по каким-то причинам «Даль-ЭКО», выигравшая маршруты в Ленинском и Первомайском районах, свои новые схемы не сочла нужным проверить.  Или проверила недосконально.

Второй фактор – Ленинский и Первомайский районы исторически самые большие и раздробленные. До сих пор их обслуживало множество маленьких компаний. И многие из тех компаний, которые проиграли аукцион, побросали свои точки уже 25–30 декабря. Так что накануне Нового года мы видели уже переполненные баки и завалы мусора, но приступить к расчистке заблаговременно не имели права по закону.

И, наконец, третий фактор – человеческий. Торги прошли за два месяца до начала реформы, поэтому теоретически выигравшие компании имели достаточно времени для подготовки к работе. После окончания торгов мы проверяли автопарк перевозчиков, в том числе и «Даль-ЭКО», технику те демонстрировали исправную, в том числе недавно приобретенную, в достаточном количестве. Так что проблема не в отсутствии машин. Есть мнение, что водители «Даль-ЭКО» в праздничные дни просто не вышли на работу. 

Совокупность всех этих факторов и дала такой результат в Первомайке и Ленинском районе. В других районах города таких проблем нет. Если определяется проблемная точка и появляется по ней жалоба, то она отработается в течение 24 часов, – завершил свое пояснение Сергей Лазарев.

От себя заметим: собственного ответа на вопрос, почему дворы, вошедшие в маршруты «Даль-ЭКО», половину января были завалены мусором, у редакции нет – наши звонки в компанию остались без ответа.

А вот кому маршрутик?

В сложившейся экстренной ситуации глава города пообещал убрать накопившиеся завалы силами муниципальных служб и попросил помощи у управляющих компаний и ТСЖ в организации «социального субботника». А представители краевого правительства пообещали, что вывоз залежей мусора с проблемных площадок будет для желающих поучаствовать бесплатным.

Разумеется, зашла речь и о дальнейшей судьбе «бесхозных» маршрутов, доставшихся в результате торгов «Даль-ЭКО». Как пояснил руководитель ПЭО, порядка 30-40 % объемов из контрактов компании будут переданы сторонним перевозчикам. В связи с этим Олег Борисов призвал транспортные компании, которые по тем или иным причинам не вышли на торги либо не победили в них, заключать прямые договоры с региональным оператором на обслуживание определенных адресов. Борисов пообещал, что договоры будут пролонгированы, а компании продолжат работать вплоть до проведения новых торгов.

Другой вопрос – пойдут ли транспортники на такое сотрудничество? Перевозчики уже составили целый перечень причин, почему они не хотят выступать ни подрядчиками ПЭО, ни субподрядчиками компаний, выигравших торги.

Недовольство вызывает и отсрочка оплаты (согласно контракту подрядчик получает оплату после того, как услуга будет оплачена потребителем), и то, что далеко не все маленькие транспортные компании потянут банковские гарантии (одно из условий участия в торгах), разве только объединившись. 

Главная же претензия к тарифу. Но здесь в основном выказывают недовольство компании, которых приглашают на субподряд (выигравшим торги перевозчикам зачастую не хватает своих мощностей, и они вынуждены прибегать к услугам сторонних организаций).

Тем не менее представители ПЭО утверждают, что по всем оставшимся без обслуживания маршрутам «Даль-ЭКО» контракты уже заключены. 

Утаили свои цифры? Работайте по чужим

Расценки перевозчиков вообще одно из слабых мест в этой истории. Ими недовольны все, даже горожане!

– Мы хотели пригласить компанию, которая обслуживала нас в прошлые годы. Так они цену подняли до 54 тысяч рублей против прошлогодних 18 тысяч! – возмущается председатель одного из пострадавших от бездействия «Даль-ЭКО» ТСЖ.

Что же до тарифов регионального оператора для перевозчиков, то сравнить их с прошлогодними очень сложно. 

– Реальных расценок на транспортировку мусора не знал никто, кроме самих перевозчиков, – рассказывает Сергей Лазарев. – Но если они и давали калькуляцию, то она была просто бешеной. Мы в рамках своего тарифа не могли себе позволить такие расценки. В итоге агентство (бывший краевой департамент) по тарифам рассчитывало тариф для перевозчиков исходя из количества контейнерных площадок и расстояния от них до полигона. Да, с учетом того, что по факту точек сбора ТКО оказалось значительно больше, то и тариф должен быть выше (и он будет повышаться в следующем, 2021 году). Но если компании вышли на маршруты и продолжают работать, значит, расценки их устраивают?
Что касается тарифа для населения (представители управляющих организаций не преминули поднять и эту тему), то, по мнению экспертов, платежи останутся на прежнем уровне, а то и понизятся.

– Ранее оплата сбора и вывоза мусора входила в состав платы за содержание жилья, – напомнил министр ЖКХ Владимир Бабич. – Каждая УК или ТСЖ выставляла калькуляцию: какая сумма на что направляется. Например, в муниципальном секторе во Владивостоке стоимость сбора мусора составляла 3 рубля за квадратный метр. К примеру, для семьи из трех человек, проживающей в квартире площадью 56 квадратов, каждому жильцу вывоз мусора стоил 75 рублей. Сейчас при утвержденном нормативе 173 кг на человека в год выходит 65 рублей на человека в месяц. Это единый тариф, который действует на территории Приморья.

Мусорку – под наблюдение

И, конечно, не обошлось без жалоб на магазины, которые продолжают нести свой мусор в контейнеры жилых домов. Либо их владельцы нанимают машины, чтобы они вывезли мусор «куда-нибудь». Те и вывозят, создавая или пополняя стихийные свалки в лесопарковых зонах.

По закону коммерсантам нужно пойти и заключить договор с ПЭО, но там, по их словам, часовые очереди.

– Дело в том, что юридические лица с заключением договоров на обслуживание тянули до последнего и массово пошли в конце декабря, – пояснил причину очередей в офисах ПЭО Олег Борисов. 

– Все места, куда предприниматели несут свой мусор, мы знаем и будем их строго контролировать, в том числе с помощью видеокамер, – пообещал глава города Олег Гуменюк. – Штрафы никто не отменял. Здесь такая же ситуация, как и с бэушными шинами: в 4 часа утра их начинают раскидывать по городу. Кто? Владельцы шиномонтажек. У нас в городе больше 100 шиномонтажек, и только лишь 40 вывозят резину на утилизацию…

Мусоровоз гремит по графику

Были озвучены и планы на перспективу. В том числе о создании контейнерных площадок в частном секторе.

Руководитель компании «Чистый город» отметил сложности, с которыми столкнулись транспортники при обслуживании пригорода. На обслуживании у регионального оператора находятся 12 тысяч домовладений. Заехать к каждому во двор невероятно затратно по времени. Наличие контейнерных площадок  (одной на несколько домов) значительно упростило бы работу перевозчиков.

Кроме того, Олег Борисов пообещал опубликовать графики передвижения мусоровозов.

– Перед транспортными компаниями, которые уже работают на своих маршрутах в штатном режиме (не дополняя его, не съезжая с него ни влево, ни вправо), мы поставим задачу рассчитать график заездов на конкретную контейнерную площадку, – пояснил он. – График будет размещен на сайте муниципалитета. Отслеживать соблюдение графика будут и ПЭО (каждый мусоровоз оснащен ГЛОНАС), и сами жители. В этом случае руководители управляющих организаций смогут скорректировать работу дворников, чтобы те могли навести порядок после вывоза мусора.

Справка «В»

Проверить наличие контейнерной площадки вашего дома в официальном реестре регионального оператора вы можете, зайдя на сайт мэрии: vlc.ru / Городская среда / Экология / Обращение с отходами / Список мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Владивостокского городского округа (от 30.12.2019).

Фото:

Алексея ВОРОНИНА, с сайта vlc.ru

 

Автор: Анжелина ШИЛАН