Дед Мороз в пифагоровых штанах

Как учебники геометрии, вата и клейстер много-много лет назад помогали создавать праздник, а сегодня все это стало миром наших детских воспоминаний

3 янв. 2020 Электронная версия газеты "Владивосток" №4633 (6338) от 3 янв. 2020

Посмотрите, какой великолепный и торжественный заснеженный лес! И тут же утопающая в сугробах деревенька – дымок вьется из труб, а окна так гостеприимно светятся, что хочется постучаться в первую же дверь… Вот нахохлившиеся воробьи – мерзнут, конечно, зимой птахи, обычно такие шаловливые и дерзкие… А не для нас ли эти симпатичные кружки с ароматным и, кажется, очень горячим чаем? Самое то после мороза… 

Все эти и многие другие узнаваемые, родные, исполненные нежности образы и сюжеты собраны нынче в залах Приморского отделения Союза художников России. Здесь открылась выставка «Новогодняя» – хоть и зимняя, но совсем не холодная, не ледяная…

Не ищите скрытых смыслов

– Выставка тематическая, она не подводит итоги года и не ставит перед собой каких-то масштабных задач. Здесь совсем иная цель: создать настроение – праздничное, каникулярное, развлечь и предложить зрителям эстетическое удовольствие, – рассказывает искусствовед Ольга Зотова, куратор выставки. – У нынешнего вернисажа есть отличие от тех, что проводились здесь в преддверии новогодних праздников ранее. Во-первых, максимально широкий коллектив авторов, особенно молодежи, в том числе представлены работы не только членов Союза художников. Например, интереснейшие игрушки из войлока, им отдана целая витрина. Есть уникальные куклы, произведения декоративно-прикладного искусства. 

Конечно, в целом выставка состоит из зимних пейзажей, натюрмортов, жанровых работ. Это то, что дает возможность дистанцироваться от очень суетливой сегодняшней жизни, посмотреть, скажем, на прекрасный, почти волшебный снежный лес и среди таких душевных работ отдохнуть именно душой.

Хочу отметить, например, работу Екатерины Мельник, ее материал – объемная керамика. В 2015 году эта композиция участвовала в межрегиональной выставке «Сибирь. Дальний Восток» в Красноярске, и случайно мадонне на этой выставке отбили голову. Екатерина восстановила работу уже немного в другом ключе. Она неизменно привлекает внимание… 

Кроме того, мы впервые назвали выставку не «Рождественской», а «Новогодней». Почему? В прошлом году на открытии «Рождественской» присутствовал отец Климент из Свято-Серафимовского мужского монастыря, что на острове Русском. Дело в том, что в ряды нашего Союза художников вступил Александр Березнев, он работает в монастыре, создает удивительные иконы и выставляет некоторые свои работы в том числе и на выставках. Так вот, отец Климент тогда в своем мягком приветственном слове отметил, что Рождество – это все же не про гулянья и застолья. Поэтому мы решили назвать нынешнюю выставку «Новогодней», тем более что и продолжается она ровно до старого Нового года.

Здесь представлено много работ без скрытых смыслов – ходи, смотри, радуйся жизни. Иногда живопись существует просто ради живописи…

Нарядился, значит, мишка зайчиком…

В рамках «Новогодней» три зала Союза художников отданы живописи, а вот четвертый… Здесь можно увидеть и сказки, и мир саванны, и цирк, и космос, и ангелов, и даже детские воспоминания. Потому что в этом зале разместилась выставка елочных игрушек из коллекции Ирины Кейчиной. 

Мы поговорили с коллекционером, которая уже несколько лет подряд щедро делится своим богатством с жителями Владивостока и гостями нашего города.

– Ирина, в залах Союза художников вы проводите уже третью выставку, до этого ваша коллекция выставлялась и на других площадках. И каждый раз это разные игрушки?

– Не совсем. Основная коллекция всегда неизменна (ведь подрастают новые дети, которые таких игрушек никогда не видели, да и не все взрослые в прежние годы смогли увидеть эту экспозицию), но каждый раз мы придумываем к ней что-то особенное, обязательно показываем что-то новое, меняем концепцию. В этом году мы впервые представляем большую коллекцию рождественских открыток – дореволюционных, разумеется, аутентичных. Здесь же собраны картонажи – елочные украшения из прессованного картона, которые были очень популярны до революции (похожие, кстати, выпускались в нашей стране почти до середины прошлого века). Еще из новинок – немного уникальных игрушек из Германии, тоже начала XX века, мы выделили для них отдельную витрину.

Также здесь можно увидеть новогодние выпуски газет Владивостока 1912 года и 1899-го – с рекламой шампанского, новогодних товаров, приглашениями на маскарад. Мы подумали, что они будут хорошо гармонировать с экспонатами новогодней тематики. К газетам подобрали несколько подлинных старинных открыток, например, в одной есть реклама магазина Грушко и Чернеги. Знаете, где он был? На том месте, где позже выстроили здание театра молодежи! 

– И какова же концепция сегодняшней выставки?

– Новогоднее путешествие в детство. Мы представили, что наши игрушки собрались на елку. Куклы сшили себе костюмы – Снегурочки, Шахматной королевы, даже мишка нарядился зайчиком. 

Естественно, украсили елку, повесили на нее конфеты – как всегда, для детей, которые выучили стишок и получат за него сладость. Под елкой усадили множество разнообразных Дедов Морозов. В основном они сделаны в 1950–60-х годах, еще из папье-маше, клееной бумаги и других простых материалов (у меня, к слову, большая коллекция и пластиковых Дедов Морозов, которых производили в более поздние годы, но для них на выставке уже не нашлось места, не хватило нам одного зала). Кстати, здесь есть и наш семейный Дед Мороз – он сделан из… учебника по геометрии. Если его рассматривать снизу, там видны задания, теоремы. Да, для кого учебник, а для кого клееная бумага… Шубка у него из бархата, который приклеивался сверху. Это наш любимый дедушка. 

Также мы придумали множество, как говорят сегодня, локаций для игрушек, тематические сценки разыграли, чтобы каждую показать как можно выгоднее. 

Вот, например, у нас наконец появилось достаточно игрушечных экзотических животных, чтобы изобразить сценку «Саванна» – с крокодилами, слонами, другими зверями. Здесь же нашлось место и жителям африканской саванны негритятам… 

Или взять сюжет «Снежные забавы» – здесь в основном представлены игрушки из ваты, которые изготавливали в 30–40-х годах прошлого века. 

Интересно, что сегодня к технике создания таких игрушек существует большой интерес, даже много мастер-классов проводится, но современные игрушки совсем не такие, какие были в 30-х. Ведь тогда к вате, клейстеру и краске прибегали потому, что это были самые простые и самые дешевые материалы. Да что там, игрушки вообще не из чего было делать, вот и придумали использовать вату! Кроме того, мастера в артелях (а до 1966 года игрушки считались кустарными изделиями и изготавливались вручную, и только позже их стали производить на автоматических линиях) создавали то, что видели в своей повседневной жизни: дворника с лопатой, девочку на санках, клоуна, пионера… Есть здесь, к примеру, одна очень интересная игрушка: лыжник, на майке которого сзади изображен номер 49, а спереди – 50. Понимаете почему? 

Сегодняшние мастера создают копии, и, возможно, поэтому в новодельных игрушках чего-то не хватает. В принципе, ватные игрушки представлены у нас во многих локациях: «Владивосток зимний», «Цирк». Но именно в «Снежных забавах» они «проживают» сами по себе, без добавления игрушек 70–80-х годов. 

Шедевры из мусорного ящика

– И конечно, традиционно много у вас стеклянных игрушек…

– Разумеется! Обратите внимание, например, на уникальную коллекцию так называемых кремлевских игрушек из толстого стекла. Это очень крупные игрушки, которые изготавливались не для домашних елочек, а для елок в Домах культуры, детских садах, в клубах, прочих  учреждениях культуры с высокими потолками. Помните, как это было в нашем детстве: мама или папа приносили билет на елку, а там Дед Мороз обязательно давал подарок каждому. Вот для таких больших праздников и делались эти игрушки. Они более прочные, конечно, потому что стекло толстое. Знаете, когда у меня появилась первая такая игрушка, моя мама взяла ее в руки и сделала вид, что роняет на пол со словами: «Да она не бьется!» У меня сердце в пятки ушло… У нас собрана вся такая коллекция, кроме одной игрушки – баклажана.

– Ваша коллекция пополняется постоянно?

– Да. Но сегодня многие осознали уникальность новогодних игрушек советского периода (как иногда шутливо говорит мой муж: «Из-за таких, как ты»), поэтому на аукционах они встречаются все реже, а если встречаются, то уже за очень большие деньги. Но… Иногда случается и нечто феноменальное. Например, недавно мне позвонила знакомая, которая вышла из дома и увидела, что к мусорному баку кто-то принес две коробки таких игрушек. «Что делать?» – спрашивает. «Хватай и вези нам!» – буквально кричу я ей. Она привезла. Мы почистили, слегка отреставрировали некоторые, и сегодня они представлены на выставке. 

– Какие эмоции вы испытываете, когда готовите очередную экспозицию?

– Самые светлые. Я знаю, что к нам обязательно придут те, кто отдал в мою коллекцию свои игрушки. Многие из них (например плюшевые медведи или Деды Морозы) были в плохом состоянии, а на выставке они видят эти игрушки отреставрированными, красивыми и радуются. И я вместе с ними. Знаю, что придут люди, которые хотят увидеть игрушку «ну как та, что была у нас дома», и они будут вспоминать свое детство, делиться своими историями. 

Кстати, некоторые такие воспоминания я записываю. К примеру, одна пожилая женщина рассказала мне про своего отца – именно он выбирал елку для установки на центральной площади Владивостока еще тогда, когда там ставили живую ель. Она вспоминала, как он заранее уезжал в командировку, как осматривал ели, как тщательно устанавливали его избранницу. Так вот, есть у меня и рассказ другого посетителя выставки: его отец был вертолетчиком и транспортировал такую ель из тайги в краевой центр. 

Вообще, нужно сказать, у меня собралось множество интересных новогодних историй. Возможно, когда-нибудь я напишу книгу…

Фото Алексея ВОРОНИНА

           

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ