Смертельный реверс
Родственники жертв авиакатастрофы вынуждены через суд добиваться законной компенсации морального вреда
Эта трагедия случилась в соседнем регионе. Тем не менее газета «Владивосток» решила рассказать о происшедшем по просьбе жителей Аяно-Майского района, где, собственно, все и произошло. По их словам, с помощью нашей публикации они надеются достучаться до полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Не исключено, что и до президента России. Потому что на местные СМИ у них надежды нет.
Наш спецкор выехал в Хабаровск, где встретился с авторами письма в редакцию «В». Как говорится, все под Богом ходим, и жители Приморья тоже летают в соседний регион.
Тела в земле, души на небесах
15 ноября 2017 года в 13 часов 10 минут местного времени в Хабаровском крае потерпел крушение самолет L 410 UVP-E20. Винтокрылая машина при заходе на посадку рухнула на землю с высоты около 100 метров, не долетев 1400 метров до взлетно-посадочной полосы аэропорта поселка Нелькан. Борт с государственным регистрационным номером RA-67047, принадлежащий КГУП «Хабаровские авиалинии», выполнял рейс НИ 463 по маршруту Хабаровск – Чумикан – Нелькан.
В момент авиакатастрофы на борту было семь человек. Погибло шестеро – командир воздушного судна (КВС) Игорь Шумаков, второй пилот Александр Зуев и четыре пассажира. Выжила только девочка трех с половиной лет – Жасмин Леонтьева. Она летела в гости к бабушке вместе со своей крестной мамой, педагогом-психологом Нельканской школы Ольгой Лапонниковой. Мама Жасмин, Мария Николаевна, не имея возможности в тот роковой день полететь вместе с дочерью, попросила свою подругу присмотреть за Жасмин во время перелета.
Подобная практика в тех местах не редкость. В отдаленные районы Хабаровского края можно добраться либо на самолете, либо на вертолете. И то один раз в неделю. Поэтому люди пользуются оказией, передают через знакомых родственникам все, что не запрещено брать на борт воздушного судна. В том числе и просят сопроводить детей.
В свое время об этой трагедии и чудесном спасении девочки сообщали едва ли не все российские СМИ. Это была сенсация! Журналисты писали, что выжить малышке в страшной авиакатастрофе помогло ее божественное имя: Жасмин в переводе с древнегреческого – «подарок Бога». Мол, Всевышний второй раз подарил ребенку жизнь.
Погибших пассажиров похоронили по их месту жительства. Командир борта Игорь Шумаков и второй пилот Александр Зуев навечно приземлились на 34-м участке Центрального кладбища Хабаровска. Первому незадолго до гибели исполнилось 42 года, второму было 34. Молодые и сильные мужчины, им бы жить да летать.
Все было в норме, но самолет упал…
Происшествие под Нельканом расследовала комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) с 15 ноября 2017 года по 18 июня 2019 года. В ее компетенцию не входило установление доли чьей-либо вины или ответственности в случившемся. По факту гибели членов экипажа и пассажиров было возбуждено уголовное дело Дальневосточным следственным управлением на транспорте СК РФ.
Как указано в окончательном отчете комиссии МАК, самолет L 410 UVP-E20 RA-67047 был приобретен ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» в Чешской Республике в 2015 году и передан в эксплуатацию КГУП «Хабаровские авиалинии».
Члены комиссии МАК и следственная группа рассматривали несколько версий трагедии: терроризм, неблагоприятные погодные условия, человеческий фактор или ошибочные действия экипажа во время посадки, перегруз, техническое состояние самолета, нехватка топлива.
Комиссия МАК установила: взрыва на борту не было, то есть версия «терроризм» исключалась. Метеоусловия в аэропорту Нелькана в тот день не препятствовали посадке: шел слабый снег, ветра у земли не было, видимость более 10 км, сплошная облачность лишь на высоте 2100 метров, температура минус 25 градусов. И топлива в баках самолета достаточно.
Обвинить пилотов в непрофессионализме тоже нельзя. У Игоря Шумакова общий налет на самолетах гражданской авиации составлял 12076 часов без происшествий и инцидентов. Из них на самолете L 410 UVP-E20 – 1243 часа в качестве командира воздушного судна. Второй пилот Александр Зуев налетал 1220 часов, из них на этом самолете – 837 часов. И у него не было авиационных происшествий и инцидентов. Перед вылетом экипаж без замечаний прошел обязательный медицинский осмотр в соответствии с требованиями нормативных документов. При судебно-химическом исследовании тел погибших летчиков алкоголя в крови не обнаружено.
И перегруза на борту не было: 410 кг багажа пассажиров и почтово-грузовых отправлений для такого воздушного судна – это даже меньше нормы. Его максимальная коммерческая загрузка 1500 кг.
Что касается его технического состояния, то на момент происшествия самолет, его два двигателя и воздушные винты «имели достаточный ресурс».
На первый взгляд придраться не к чему, по всем статьям все в ажуре. Тем не менее самолет упал. Столкновение с землей произошло с небольшим креном на левый бок и на относительно малой скорости. От места первого касания с землей до полной остановки воздушного судна всего около трех метров. Хорошо, что пожар не случился. Иначе картина на месте крушения была бы иной.
Летчики понимали, что погибают
И все-таки эксперты МАК, разложив самолет по винтикам, точнее, то, что от него осталось, изучив его полет по секундам от взлета в Хабаровске до падения в Нелькане, нашли слабое звено в конструкции машины, из-за которого могла произойти катастрофа. Не вдаваясь в технические подробности, изложенные на двух страницах отчета комиссии МАК, скажем, что из-за заедания маленького бета-клапана, отвечающего за положение и обороты воздушных винтов, правый двигатель во время посадки самопроизвольно переключился на реверсивный режим. При этом изменился рабочий диапазон углов лопастей винта, и он перестал работать на прямую тягу. Хотя левый двигатель работал в прежнем режиме. В результате отсутствия согласованной прямой тяги у самолета начал развиваться правый крен, судно энергично теряло скорость, что привело к его падению.
Точно так же происходит и с автомобилем, когда правые колеса крутятся в одну сторону, левые – в другую. Или наоборот. При таком режиме машина не едет, а вертится на месте.
Судя по записям бортового самописца, так называемого черного ящика, летчики осознавали, что происходит с самолетом. Они до последнего мгновения боролись за живучесть борта и за жизнь пассажиров. Благодаря чему самолет не свалился в штопор и не взорвался. И осталась жива маленькая Жасмин Леонтьева. По большому счету, пилоты совершили подвиг, который до сих пор не оценен по достоинству ни руководством компании, где они работали, ни администрацией Хабаровского края.
Развитие внештатной ситуации началось на высоте примерно 170 метров и приборной скорости 108 узлов. Это чуть больше 200 км в час.
– Тихо, тихо. Что случилось? – спросил КВС Игорь Шумаков у второго пилота в 13 часов 10 минут 48 секунд. На что Александр Зуев ответил:
– Бета-режим работает.
До катастрофы оставалось не более 9 секунд. И все это время экипаж пытался рычагом управления перевести работу левого двигателя в нормальный режим, а элеронами, рулями высоты и направления удержать машину в горизонтальном положении.
В 13 часов 10 минут 53 секунды на высоте около 100 метров и приборной скорости 76 узлов (около 140 км в час) сработала сигнализация о приближении к сваливанию. Через 3-4 секунды на высоте около 80 метров самолет начал интенсивно вращаться по крену вправо. Страшно представить, что в этот момент чувствовали, о чем думали его пассажиры. На заключительном этапе полета самолет перевернулся вокруг продольной оси (этот элемент высшего пилотажа называется «бочка») и рухнул на деревья…
Невероятный бета-режим не исключается
Мог ли экипаж спасти самолет? На этот вопрос, судя по отчету комиссии МАК, ответ отрицательный. Как выяснилось уже после происшествия, в руководстве по летной эксплуатации данного типа самолета отсутствовали рекомендации по действиям экипажа при срабатывании сигнализации «бета-режим». Поскольку, по данным разработчика самолета, вероятность самопроизвольного перехода винта в бета-режим в полете составляла 10 в минус 14-й степени. То есть подобная ситуация считалась невероятной. Поэтому из программы подготовки пилотов исключили подготовку к действиям при подобных «невероятных» отказах. Иными словами, экипаж самолета L 410 UVP-E20 не был готов к подобной нештатной ситуации. И не по их вине.
Между тем в процессе расследования авиакатастрофы борта RA-67047 комиссия установила еще один факт срабатывания сигнализации «бета-режим» в полете. Это произошло 3 апреля 2015 года при заходе на посадку в аэропорту Аяна самолета L 410 UVP-E20 RA-67036, также принадлежащего КГУП «Хабаровские авиалинии». Тогда сигнализация «бета-режим» правого двигателя сработала на высоте 260 метров. Чтобы перевести двигатель в прежний режим работы, второй пилот перевел рычаг управления воздушным винтом правого двигателя в сторону затяжеления лопастей. После чего сигнализация реверса отключилась и экипаж посадил машину с двумя работающими двигателями. Потеря высоты самолетом за время работы сигнализации «бета-режим» составила 110 метров. У Шумакова и Зуева такой форы по высоте не было, даже если бы знали выход из «невероятной» ситуации.
Примечательно, что случай с бортом RA-67036 в апреле 2015 года на предприятии «Хабаровские авиалинии» не был квалифицирован как инцидент. И никаких профилактических мер по нему разработано не было. Также не была передана информация о ЧП в Чешскую Республику разработчикам и изготовителям самолета, двигателя и воздушных винтов. Данный самолет продолжал эксплуатироваться без выяснения причины срабатывания сигнализации «бета-режим».
Самое страшное, что трагедия борта RA-67047 может повториться в любой момент. Даже после проведенных в Чешской Республике исследований разработчиками двигателя, замены агрегатов и доработки бета-выключателя на самолетах L 410 UVP-E20, на воздушных судах, эксплуатируемых «Хабаровскими авиалиниями», продолжают проявляться нештатные ситуации, связанные со срабатыванием сигнализации «бета-режим». Подобные ЧП произошли 13 апреля и 7 мая 2018 года после запуска правого двигателя самолета L 410 UVP-E20, бортовой номер RA-67035. После перевода рычага управления воздушным винтом в положение «флюгер» сигнализация отключалась. К счастью, инцидент произошел на земле.
В феврале 2019 года у самолета не завелся правый двигатель, свидетели ЧП – пассажиры этого рейса и глава Аяно-Майского района Алексей Ивлиев.
В августе 2019 года из трех бортов, вылетевших в один день из Хабаровска на Аян, борт второго рейса вернулся из-за отказа двигателя во время полета. По словам пассажиров, этим рейсом в Аян должен был лететь губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Но почему-то не полетел, зато присутствовал при его возвращении.
В 2018 году в руководстве по эксплуатации данного типа самолета появилась пошаговая инструкция, объясняющая, что надо делать, если двигатель вдруг самопроизвольно перейдет в реверс. Это дает шанс на спасение самолета и пассажиров. Но будет ли у экипажа время на исправление внештатной ситуации, которая может произойти в любой момент и на любой высоте, этого никто не знает.
«Хватит с вас и страховых выплат»
Со дня ЧП в воздухе под Нельканом прошло чуть больше двух лет, но точка в трагической истории борта RA-67047 до сих пор не поставлена. Более того, в настоящее время она продолжается в суде Железнодорожного района Хабаровска, где родственники пассажиров рокового рейса НИ 463 пытаются получить от КГУП «Хабаровские авиалинии» возмещение морального вреда.
Дело в том, что истцы уже получили региональные выплаты из фонда губернатора Хабаровского края. А также страховые выплаты, гарантированные законом РФ № 67-ФЗ от 14 июня 2012 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».
Между тем воздушное судно – это источник повышенной опасности, как, впрочем, и железная дорога. Не надо об этом забывать. Поэтому родственники жертв железнодорожных и авиакатастроф в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса РФ имеют право на возмещение морального вреда от владельца источника повышенной опасности. В нашем случае это «Хабаровские авиалинии». Согласно ст.117 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан компенсировать вред жизни и здоровью пассажира. Как правило, моральный вред взыскивается по решению суда, если истец и ответчик не заключили мировое соглашение. При этом компенсация морального вреда осуществляется, как прописано в ст.1100 Гражданского кодекса РФ, независимо от вины владельца источника повышенной опасности.
Кстати, впервые подобный иск был удовлетворен 16 ноября 2001 года в столице Приморья. Тогда суд обязал компанию «Владивосток-Авиа» выплатить родственникам погибших в катастрофе Ту-153 3 июля 2001 года под Иркутском более 500000 рублей каждому. На тот момент эта сумма была эквивалентна 20 тысячам долларов. Но большая часть семей заключили мировое соглашение с авиаперевозчиком.
Как рассказал корреспонденту «В» Алексей Шумаков, предприятие, где работал его погибший брат Игорь Шумаков, почти два года не вспоминало о родственниках пострадавших. До того момента, пока они не обратились в суд с исковыми заявлениями о возмещении морального вреда. И только тогда «Хабаровские авиалинии» предложили заключить мировое соглашение, но только с родственниками погибших пилотов и на своих условиях, которые лишь частично удовлетворяли интересы истцов. Не будем называть сумму, чтобы окончательно не портить имидж компании-перевозчику. Хотя в данной ситуации торг неуместен.
– Мы предлагали ответчику хоть немного увеличить сумму возмещения морального вреда, но получили отказ. Учредитель авиакомпании, правительство Хабаровского края в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства, не одобрило увеличения компенсационной выплаты. У нас уже истекал двухмесячный срок, установленный законом на рассмотрение гражданского дела по нашему заявлению в суде, поэтому мы пошли на мировое соглашение с ответчиком. В первую очередь в интересах жены командира погибшего судна. У нее серьезное заболевание, появившееся после гибели супруга. Правда, мы оставили за собой право увеличить суммы компенсации на личном приеме у губернатора Хабаровского края, так как формально мы уже заключили мировое соглашение с ответчиком, – говорит Алексей Леонидович.
Надо отметить, что изначально (сразу же после крушения самолета) суммы страховых выплат, полученные родственниками погибших пилотов, были в два раза меньше, чем страховые выплаты родственникам погибших пассажиров. По-человечески подобная ситуация является несправедливой по отношению к родственникам погибшего командира воздушного судна и второго пилота. Но у экипажей воздушных судов и клиентов авиакомпаний разные условия страхования.
Что касается родственников погибших пассажиров и матери выжившей Жасмин Леонтьевой, то им предложения о мировом соглашении от КГУП «Хабаровские авиалинии» не последовало. Видимо, компания-перевозчик посчитала, что хватит с них страховых выплат, а также компенсации от губернатора Хабаровского края.
Достойны звания Героев
В первых числах декабря Алексей Шумаков вместе с родственниками погибших пассажиров попал на прием к министру транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Валерию Немытову. Хотя они записывались на встречу с губернатором. По словам Алексея Леонидовича, позитивного диалога на тему увеличения суммы компенсации с министром не получилось. Также не удалось обсудить вопросы материального возмещения дочери командира борта в связи с его гибелью. Позиция чиновника была однозначной: если комиссия МАК не выявила вину КГУП «Хабаровские авиалинии» в крушении борта RA-67047, то компания-перевозчик никому ничего не должна. Господин Немытов то ли забыл, то ли не знал, что расследование комиссии МАК и не предполагало устанавливать виновника авиакатастрофы. Это не входит в ее компетенцию. На то есть органы правопорядка. Ко всему, глава министерства не признавал позицию федерального законодательства, в частности, ст. 1100 Гражданского кодекса РФ, о которой мы уже рассказывали. В результате чего родственники погибших пассажиров вынуждены судиться без возможности заключения мирового соглашения, который раз переживая события двухлетней давности.
Единственное, что удалось им донести до министра, это свое видение увековечивания памяти Игоря Шумакова и Александра Зуева, то есть присвоить им звания Героев России. Министр пообещал данное предложение рассмотреть и обсудить. Как рассказала корреспонденту «В» Мария Леонтьева, ее «дочери удалось выжить только благодаря профессиональным и самоотверженным действиям пилотов, которые до последнего не выпускали из рук штурвала самолета».
Мама – это не семья?
Две недели назад в Железнодорожном суде Хабаровска были частично удовлетворены требования выжившей девочки и ее мамы. Хотя позиция представителя ответчика, а также третьего лица – министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края была категорична: не платить. Но если суд все-таки сочтет выплату морального вреда обоснованной, то взыскать с «Хабаровских авиалиний» 100000 рублей, и то только девочке. Чтобы отказать Марии Николаевне в иске, ответчик даже запросил ее характеристику у главы села Нелькан, откуда женщина уехала в 18-летнем возрасте еще в 2004 году. Мол, нет ли за ней чего-нибудь непристойного или криминального? Хотя этот документ никакого отношения к процессу не имеет.
Представитель министерства договорился до того, что реальная семья Жасмин – вовсе не мама, а ее бабушка, поскольку девочка не осталась на Новый год дома, а полетела к ней в Нелькан. Поэтому маме – ни копейки.
К счастью, суд не пошел на поводу ответчика. Впереди аналогичные процессы у других родственников погибших пассажиров борта RA-67047. Поскольку ждать им мировых соглашений, видимо, не придется.
Что касается жителей северных районов Хабаровского края, то после всего случившегося они боятся летать самолетами L 410 UVP-E20, эксплуатируемыми КГУП «Хабаровские авиалинии», у которых в любой момент может отказать двигатель или при посадке не выйти стойка шасси. Именно об этом граждане написали заместителю председателя правительства РФ – полномочному представителю президента РФ в ДФО Юрию Трутневу и губернатору Хабаровского края Сергею Фургалу, требуя срочно запретить эксплуатацию чешских самолетов L 410 UVP-E20 в Хабаровском крае, пока не произошло очередной авиакатастрофы с человеческими жертвами.
Владивосток – Хабаровск – Владивосток
Фото автора, а также предоставлено Марией ЛЕОНТЬЕВОЙ
Автор: Сергей КОЖИН