Ушедшие в вечность

Пиратских сокровищ на дне залива Петра Великого нет. Зато много неразорвавшихся бомб, торпед и мин

11 дек. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4622 (6327) от 11 дек. 2019

Окончание. Начало в номере за 4 декабря

В предыдущей толстушке «В» мы начали рассказ о поисках затонувших кораблей, которые ведут на шельфе залива Петра Великого члены клуба любителей активного отдыха «Владскуба». По данным члена Русского географического общества писателя Юрия Ведерникова, в российских водах Японского моря, в том числе под Владивостоком, покоятся около 700 военных кораблей и гражданских судов. В разные годы они отправились в плавание и канули в вечность. Как и почему погибло подавляющее большинство из них, до сих пор остается тайной. 

«В школах и с высоких трибун нас призывают изучать и знать историю своей Родины. А как доходит до дела, так осколки этой истории никому не нужны...»

Этой информацией с нашим изданием поделился Игорь Неупокоев, инструктор-экзаменатор NDL, член Русского географического общества, руководитель клуба «Владскуба». Сегодня мы завершаем публикацию его рассказа. 

Буксир «Дружинник»: гибель при исполнении 

В трех кабельтовых (чуть более полукилометра) от мыса Басаргина на рифе лежит паровой буксир «Дружинник», построенный в 1947 году в Финляндии.

– После войны, в 1947–1959 годах, в городе Турку на верфи «Вяртсиля» судостроительного завода «Крейтон-Вулкан», было построено около 119 морских паровых буксиров мощностью в 800 лошадиных сил. Одно из таких судов получил Дальзавод. Это был самый мощный и самый большой буксир предприятия, с массивной трубой, так как его паровой котел работал на угле.

Можно сказать, что «Дружинник» работал без выходных. Когда к Владивостоку подходили косяки сельди, работники 20-го такелажного цеха на буксире выходили в Уссурийский залив рыбачить. У них были катера, они собирали дальзаводчан, бросали работу и отправлялись на рыбалку. В свое время я работал на Дальзаводе и знаю об этом из первых уст.

В одну из таких вылазок на селедку «Дружинник» в тумане наскочил на камни и затонул. Никто не погиб, но судно восстановлению не подлежало, там его и оставили. По крайней мере, так утверждают очевидцы. Точной даты гибели «Дружинника» я не знаю, наверное, это случилось в 70-х годах, – говорит Игорь Неупокоев.    

Между тем вопрос, действительно ли у мыса Басаргина затонул буксир «Дружинник» или это какое-то другое судно, остается открытым. Чтобы расставить все точки над «i», необходимо найти в архивах Дальзавода документы о гибели «Дружинника» – объяснительные, приказы. И исследовать место аварии, собрать данные о котле и паровой машине. Если что-то еще сохранилось. Штормовые волны «разобрали» судно на части, некоторые оказались на берегу. 

По словам руководителя «Владскубы», паровой котел «Дружинника» сняли на металлолом в 2017 году. Игорь Неупокоев видел это собственными глазами. Но кто это сделал, неизвестно. В Интернете много фотографий буксиров этого проекта, но фото «Дружинника» не было. Когда он еще был жив, никто не догадался увековечить его образ на пленку. Уникальную фотографию трудяги буксира разыскали сотрудники научно-технической библиотеки Дальзавода под руководством Татьяны Рюриковны Тушкиной. Теперь мы знаем, как выглядел дальзаводской «Дружинник». 

Золото чжурчжэней на дне моря? 

– Сколько всего затонуло кораблей в российских водах Японского моря и конкретно на шельфе залива Петра Великого, никто точно не знает. Может, 700, может, и больше. Если посмотреть на морскую карту, там обозначены места гибели кораблей. Есть, например, сведения, что недалеко от острова Елены, рядом с Русским островом, лежит затонувшее судно. Предположительно старый сухогруз. Это место отмечено на карте. Мы ныряем, а там ничего нет! Там глубина всего 20–25 метров, вряд ли тяжелое судно могло унести подводным течением. Возможно, когда фиксировали это место, поставили крестик наобум, без учета «плюс-минус две-три мили» вправо или влево. При таких «точных» координатах попробуй найти что-нибудь под водой, – смеется Игорь Робертович. 

За несколько лет дайверы клуба «Владскуба» изучили практически все затонувшие корабли, которые лежат на морском дне залива Петра Великого, там, где позволяла нырять глубина. Но сундуков с пиратскими сокровищами, золотых слитков или иных ценных вещей не нашли. По словам Неупокоева, ничего подобного здесь нет. Зато у подножия острова Рикорда, в 32 км от Владивостока, буквально все дно усеяно неразорвавшимися торпедами, бомбами и минами. Это смертоносные артефакты былых учений Тихоокеанского флота…

Правда, среди дайверов и искателей приключений гуляет непроверенная информация, что где-то недалеко от острова Русского на относительно небольшой глубине покоится загадочное судно, перевозившее золото. Много золота в слитках, монетах, изделиях и украшениях с драгоценными камнями. 

По слухам, это была казна нескольких племен чжурчжэней, селившихся в X–XV веках на территории Маньчжурии, Центрального и Северо-Восточного Китая, Северной Кореи и Приморья. Якобы этот «общак» хранили потомки чжурчжэней – удэгейцы, проживавшие в Хабаровском крае и на севере Приморья. Когда русские первопроходцы, среди которых было немало беглых каторжников и бандитов, стали осваивать (читай: завоевывать) Дальний Восток и Уссурийский край, удэгейские шаманы часть золотого запаса предков спрятали в пещере в районе села Агзу (сегодня это Тернейский район). Но большую часть сокровищ у аборигенов-хранителей отобрали. Без кровопролития здесь, конечно, не обошлось: грабители не оставляли свидетелей…

Также бытует слух, что на судне, затонувшем около Русского острова, пытались вывезти легендарное золото Колчака, часть золотого запаса Российской империи, которое бесследно исчезло на территории Дальнего Востока. Все знают, где затонул транспорт, перевозивший этот запас, место его гибели отмечено на карте. Но никто не может его найти. Также неизвестно, что это было за судно, какой судоходной компании и куда транспортировали дьявольский металл. 

По некоторым данным, кораблекрушение случилось в период между 1918-м и 1922 годами, когда в Сибири и на Дальнем Востоке бушевали революционные страсти, а в Приморье дислоцировались экспедиционные корпуса американцев, японцев, белочехов, англичан, канадцев, итальянцев, поддерживавших Белое движение. Кого здесь только не было! Не исключено, что во время экспедиции по Уссурийскому краю с целью подавления «красного мятежа» кому-то из интервентов повезло найти и реквизировать сокровища чжурчжэней у местного населения, возможно, у староверов. Их скитов в тайге тогда было много. 

Ответы на эти загадки покоятся на дне залива Петра Великого. Будут ли они когда-нибудь разгаданы – само по себе тайна. 

– Скорее всего, там уже ничего нет, – полагает Игорь Неупокоев. – По моим данным, в свое время, еще до Великой Отечественной, там работали водолазы Экспедиции подводных работ особого назначения – ЭПРОН. Эта организация, созданная в декабре 1923 года, занималась подъемом кораблей, судов и подводных лодок. Сначала она находилась в ведении ОГПУ, затем ее передали Наркомату путей сообщения, в 1936-м – Наркомату водного транспорта, а в 1939-м – Народному комиссару морского флота. И только в 1941 году ЭПРОН вошел в состав Военно-морского флота Советского Союза. Мало того, что менялись ведомства, у каждого ведь свои архивы. Поэтому концов этой истории сейчас не найти.   

Поднять крейсер помогли японцы 

Поиски места гибели броненосца «Пересвет» – еще одно из увлекательных подводных приключений дайверов клуба «Владскуба». Достоверно известно, что крейсер, возвращаясь 10 мая 1916 года во Владивосток, в тумане напоролся днищем на камни. Трагедия произошла в семи милях восточнее острова Скрыплева, где находится знаменитый маяк, построенный в 1876 году. 

После столкновения часть носовых отсеков сразу же заполнилась водой. Силами команды было произведено водолазное обследование корабля, выяснилось, что нос крепко сидел на каменной плите, днище было повреждено на протяжении 22,8 метра, а вертикальный киль – на 34,8 метра. 

Все усилия, предпринятые для того, чтобы броненосец мог сойти с камней собственными силами и с помощью линейного корабля «Чесма» и портового буксира, оказались напрасными. Из Владивостока даже пригнали плавучий кран, он снял якорные цепи и несколько тяжелых частей, но это не помогло: «Пересвет» прочно сидел на мели. 
В этом обреченном положении броненосец простоял месяц, пока командование Тихоокеанского флота не обратилось за помощью к японским спасателям. Японцы начали спасательную операцию 7 июня. Они залили бетоном пробоины, подвели под корпус корабля баржи-понтоны и откачали воду из затопленных отсеков. Кроме того, демонтировали часть брони и крышу носовой башни 254-мм орудия, четыре носовых орудия, боевую рубку, подводные минные аппараты, динамо-машину, шесть 76-мм пушек, большое количество трубопроводов и оборудования. Облегченный броненосец всплыл 26 июня 1916 года, после чего был отбуксирован во Владивосток, где его поставили на ремонт. 
Во время спасательной операции утопили несколько тяжелых частей. Сегодня на месте катастрофы на мысе Иродова, буквально под мостом на остров Русский, лежат только ржавые цепи и тросы, которыми пытались тянуть «Пересвет».

– Я знаю, что под водой в районе острова Карамзина лежит научно-исследовательское судно «Декабрист», а в районе острова Рикорда – ледокол «Пересвет». Там же затонули зверобой финской постройки и еще одно судно, но я до них еще не добрался, – рассказывает Игорь Неупокоев. – В наших водах затонувшие корабли гниют очень быстро – сказываются большая соленость и перепады температуры. 

В 2017 году мы погружались на место аварии броненосца «Пересвет». Через сто лет после трагедии его канаты буквально рассыпались в руках, море практически съело металл. Я находил каменные китайские якоря в пяти метрах от берега. Это огромные кубы с бороздами для крепления веревки. Их можно поднять, на это потребуются средства. Правда, особой ценности эти якоря не представляют… 

Что касается подводных артефактов, по этому поводу руководитель «Владскубы» настроен пессимистически. Он почему-то уверен, что находки, которые поднимают со дна моря его сподвижники, местным музеям не нужны. К примеру, член Русского географического общества Роман Фадеев с трудом пристроил на Ворошиловскую батарею на острове Русском детали миноносца, который совершенно случайно нашли около острова Русского. Ни один музей Владивостока, даже музей ТОФ, не принял их на хранение. Вот и получается, что в школах, вузах и с высоких трибун нас призывают изучать и знать историю своей Родины, а как доходит до дела, так осколки этой истории оказываются никому не нужны… 

Автор выражает признательность руководителю клуба «Владскуба» Игорю Неупокоеву за помощь в подготовке публикации

Фото предоставлено Игорем НЕУПОКОЕВЫМ

      

Автор: Сергей КОЖИН