Инженеров приглашают на сцену. И за кулисы

Во Владивостоке будут обучать театральным технологиям

10 дек. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4621 (6326) от 10 дек. 2019

В 2024 году во Владивостоке в одном из зданий будущего музейно-театрального комплекса, строительство которого ведется на Орлиной сопке, откроется Высшая школа театрального искусства.

Создаваться она будет на базе РГИСИ – Российского государственного института сценических искусств, расположенного в Санкт-Петербурге. Впрочем, почему будет? Она уже создается. Об этом корреспонденту «В» рассказала Анна Кучерова, первый проректор по развитию РГИСИ. 

– Российский государственный институт сценических искусств – старейшая государственная театральная школа в России. Филиал, который мы откроем во Владивостоке, будет не только базироваться на лучших традициях российской театральной школы, но и сам должен стать самым современным учебным заведением в РФ в сфере театрального искусства, – отметила Анна Кучерова. – Мы ставим перед собой столь амбициозную задачу, понимая, что ее реализация будет непростой, но достойной уважения.

Что мы хотим сделать? Открыть театральную школу, которая соединит в себе базу по подготовке технологов в сфере театрального искусства (взяв лучшее из традиций обучения сценографии и театральной технологии, которые сейчас есть у нас) и подготовку специалистов в сфере мультимедиа. Сделать это будет непросто, но именно на стыке традиционного театра и современных видео- и световых технологий и могут рождаться те произведения искусства, которые будут востребованы XXI веком. 

То, что для Высшей школы театрального искусства строится отдельное здание, просто подарок судьбы. Мы можем принять участие в проектировании этого здания и сумеем сделать школу средообразующей единицей, открытой для города и горожан.

Мы предполагаем, что на первом этаже расположатся общественные пространства, например, коворкинг (совместный офис (пространство) для людей с различной занятостью. – Прим. ред.) и библиотека, куда смогут приходить студенты не только нашего вуза, но и все горожане, интересующиеся современным искусством. Будет также учебный театр на 200 зрительских мест, решенный в современной технике black box. Вообще, мы вместе с проектировщиками стараемся построить такое здание, которое самой своей архитектурой будет вдохновлять на творчество.

– То есть до 2024 года ваше присутствие во Владивостоке будет скорее виртуальным, нежели реальным? 

– Нет. Осенью будущего года в сотрудничестве с ДВФУ мы собираемся на Пушкинской, 10 открыть Школу креативных индустрий, где среди прочего будем готовить себе будущих абитуриентов. Нам важно, чтобы к нам пришли подготовленные дети. Мы хотим создать шесть студий (и активно ищем преподавателей во Владивостоке), в которых будем обучать детей от 12 лет. Чему? Азам звукорежиссуры – концертной и студийной, звуковому дизайну, современной электронной музыке. Будем преподавать основы фотоискусства и видеопроизводства, видеомонтажа. Рассматриваем возможность открыть студии дизайна и анимации, а также – и это одно из самых смелых наших решений – открыть студии виртуальной и дополненной реальности. Оборудование уже есть, вопрос заключается в поиске преподавателей, которые могли бы вести такой курс.

Будет также студия дизайна архитектурной среды, нам это направление кажется очень важным. 

Кроме того, я хотела бы напомнить, что главным идеологом создания Высшей школы театрального искусства во Владивостоке является Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра. Так вот для того, чтобы наши дети не ушли в виртуальный мир, мы откроем студию театральных технологий. Тех самых, о которых так немного знает зритель, традиционно считающий, что театр – это актеры, режиссер, ну еще художник по костюмам и сценограф. А что там востребовано огромное количество интересных профессий, причем многие из них инженерные, известно немногим. 

Сейчас мы создаем концепцию будущего вуза, и один из наших лозунгов: «Каждый инженер попробует себя в творчестве, и каждый творец узнает все о технологиях». Да, наш метод обучения – тесный сплав науки, техники и искусства. И внедрять его в жизнь мы начнем уже со Школы креативных индустрий. Кстати, в ней смогут заниматься не только дети, но и желающие взрослые. Разумеется, когда наше здание будет готово, Школа креативных индустрий станет частью учебного заведения. 

– Анна Альбертовна, сколько студентов будет учиться в Высшей школе театрального искусства?

– Она рассчитана на 300 студентов – при полной загрузке. Кроме того, мы хотим давать не только высшее, но и среднее профессиональное образование. Тенденции в мире театральных технологий сегодня таковы, что постепенно большие пятилетние курсы в прикладных специальностях становятся менее востребованными. Если человек профессионально уже сфокусирован, понимает ту узкую область, в которой он хочет работать, то он предпочтет не получать диплом о высшем образовании, а получить такой уровень подготовки в конкретной специальности, который сделает его просто человеком нарасхват на рынке труда. 

Что касается платы за образование. Как и везде, у нас будут бюджетные места для детей и студентов, ну а взрослые, уже имеющие одно высшее, будут, как и везде, учиться платно. 

– Легко ли вам во Владивостоке найти преподавателей, соответствующих уровню вуза? 

– Это сложный вопрос, и мы уже планируем несколько способов его решения. Понимаем, что, возможно, не сможем найти достойных специалистов на месте. Поэтому продумали три варианта. Первый – разбивка программы обучения на модули. Модули будут интенсивно читать преподаватели, приезжающие из Санкт-Петербурга, из головного вуза. Это будут такие варианты погружения в предмет, после которого студенты будут сдавать экзамены или зачеты. То есть не будет курсов, растянутых на три года. 

Второй вариант – онлайн-образование, это касается части теоретических курсов. 

Третий – самый оптимистичный – мы хотели бы собрать всех профи как во Владивостоке, так и в Приморье, возможно, даже на Дальнем Востоке, для работы в школе. Мы приглашаем специалистов, работающих на Приморской сцене Мариинского театра, в театре имени Горького или театре молодежи, даже если у них нет педагогического образования, передать нашим студентам свои знания. Мы приглашаем, ведем переговоры в театрах Владивостока, на телевидении, в рекламных студиях. И кстати. Я призываю всех, кто хочет передать свои знания в области театральных технологий студентам, приходить к нам. Неважно, что вы не имеете педагогического опыта. Мы обучим! Например, на курсы по арт-педагогике в Москву отправим. Важно, чтобы у вас было желание поделиться знаниями и чтобы вы были действительно профи.

– Ставится ли перед будущей школой задача насытить кадрами театры Дальнего Востока в первую очередь?

– Нет. Было бы вообще неправильно так ставить вопрос, так узко. Задача у нас одна: готовить профессионалов. Для мировой культуры. Нам будет приятно, если лучшие наши выпускники пойдут работать на Приморскую сцену Мариинки, например, или в драмтеатр. Но мы хотим, чтобы их уровень подготовки позволил им работать где угодно, от Австралии до Аляски. Кстати, именно поэтому в Высшей школе у нас будет интенсивный курс английского языка. Технический специалист театра сегодня просто не имеет права его не знать. 

– То есть готовить актеров вы не будете? И институт искусств в этом смысле не будет вам конкурентом?

– Мы вообще не собираемся ни с кем конкурировать. Тем более что с институтом искусств у нас практически нет пересекающихся специальностей. Пока у нас нет планов готовить в новой школе актеров драматического или музыкального театра. Мы делаем упор на технологов. Но поскольку у нас будет учебный театр, как я уже говорила (а без практики на сцене подготовка технологов невозможна), то мы рассматриваем несколько опять же вариантов. Мы готовы приглашать студентов института искусств со своими выпускными спектаклями в наш учебный театр, а уж наши специалисты по свету, звуку, гриму его оформят (заметим, что в институте искусств учебного театра нет и не предвидится. – Прим. авт.). Мы предлагаем сотрудничество. Также мы готовы привозить во Владивосток выпускные спектакли наших студентов из Санкт-Петербурга. 

Будем ли готовить режиссеров? Пока что вряд ли. Но курсы драматургии и режиссуры в общем учебном плане будут читаться, потому что это база для создания любого творческого продукта.

Кстати

Также во Владивосток прилетел целый курс студентов РГИСИ во главе с народным артистом России, профессором, руководителем учебного театра «Зазеркалье» Александром Петровым. На Большой сцене Приморской филармонии они показали уникальный спектакль «Декамерон», а также для студентов ДВИИ дали мастер-класс «Метод бессловесного действенного интонирования».

– Мы привезли необычный спектакль. Необычный по своей структуре и по организации, – рассказал Александр Петров. – Этот спектакль выпустили студенты моей мастерской, когда учились на втором курсе, и это уникальный случай, когда студенческая постановка, тем более у второкурсников, которые только начинают играть на сцене, вышла за пределы вуза и стала, по сути, знаковой. «Декамерон» попал в лонг-лист «Золотой маски», он уже был на фестивале в Москве, и сразу из Владивостока мы едем на фестиваль в Самару. А билеты в нашем театре «Зазеркалье» на этот спектакль можно купить только на март 2020 года. Ранее все выкуплено. 

В «Декамероне» соединились великая книга Джованни Боккаччо, литературный памятник эпохи Возрождения, известный всем своей любовью к жизни, и музыка Клаудио Монтеверди, великого мастера мадригалов (имеющих сложнейшую форму трех-, пяти- или семиголосья) как маленькой пьесы, написанной для восхваления дамы. Соединение этих двух итальянских титанов, разделенных двумя веками, и дало жизнь спектаклю. Пьесу по книге Боккаччо нам написала замечательный писатель и сценарист Ольга Погодина-Кузьмина, уже работавшая с нашим театром. Она смогла создать из огромного романа десять великолепных историй, написанных белым стихом, который легко сочетается со стихами в мадригалах. А самое интересное то, что пьеса идет на русском языке, а вот музыка поется по-итальянски. И это звучит удивительно гармонично и воспринимается зрителем совершенно естественно.

Фото Алексея ВОРОНИНА

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ