«Дальний фокус»: от прошлых лет до настоящих

Он романтичный и унылый, праздничный и неприглядный. Но мы в него влюблены окончательно и бесповоротно

4 дек. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4618 (6323) от 4 дек. 2019

Без малого полтысячи снимков, охватывающих огромный временной период – с конца 70-х годов прошлого века до дня нынешнего, история, жизнь и современность Владивостока от 19 фотографов, живущих и работающих в нашем городе, – вот что такое выставка «Дальний фокус», открывшаяся недавно в центре современного искусства «Заря» (16+).

– Изначально мы хотели сделать выставку, рассказывающую про русскую фотографию вообще, где Владивосток был бы одним из контекстов, – рассказала куратор ЦСИ «Заря» Алиса Багдонайте. – Но, когда полгода назад к нам в резиденцию приехала Анна Петрова, ставшая куратором выставки, и начала вживаться в местный материал, оказалось: в городе множество интересно работающих фотографов и материала столько, что следует слегка переосмыслить изначальную задумку. «Дальний фокус» – наша попытка понять и представить с помощью медиума фотографии, как и чем живет Приморье, как его видят местные художники и репортеры.

В итоге получилась удивительная выставка, полная контекстов, смыслов и ассоциаций, которые легко раскрываются жителям Приморья и Владивостока, а приезжих заставляют глубже интересоваться историей и легендами нашего прекрасного города в частности и всего Дальнего Востока в целом. 

Вот, например, в зале «Идентичность. Портрет и антипортрет», который открывает выставку, целая стена занята работами Георгия Хрущева, который снимал тружеников времен СССР на рабочих местах, и снимками нашего современника Александра Хитрова, который также делал портреты людей труда, только живущих и работающих сегодня. И как же они оказываются похожи! Поэтика труда, любимой работы, вдохновленные лица – между снимками полвека разницы, а заметить это можно только по мелким бытовым деталям…

– В этом же зале представлены и портреты всех фотохудожников, чьи работы вошли в экспозицию выставки, – говорит Анна Петрова. – У нас работы 19 авторов: Марии Бабковой, Сергея Дробнохода, Леонида Звегинцева, Сергея Кирьянова, Евгении Кокуриной, Дениса Коробова, Алексея Короткова, Юрия Луганского, Елены и Александра Мельниковых, Павла Немтина, Сергея Орлова, Михаила Павина, Ивана Сперанского, Глеба Телешова, Александра Хитрова, Георгия Хрущева, Владимира Шутафедова и Юрия Яроцкого. Я старалась включать в выставку работы тех фотографов, которые живут и снимают по сей день, сделав исключение только для Юрия Луганского – человека, ставшего, по сути, учителем для многих фотографов Владивостока, в каком-то смысле – отца-основателя художественной фотографии в Приморье… 

Вообще, фотография – это почти анонимное искусство, ведь сам фотограф чаще всего остается не в кадре. Поэтому мы попросили наших авторов показать свои портреты и написать немного о себе, чтобы зрители могли познакомиться с ними почти что вживую… Каждый автор представил себя очень интересно. А Леонид Звегинцев оказался фактически поэтом, написал такое романтическое эссе! 

Куратор Анна Петрова отбирала авторов и их работы, ориентируясь на свое видение будущей выставки.

– Чем больше я общалась с фотографами, смотрела их работы, тем яснее понимала: очень много именно современного материала, который иногда даже еще не осмыслен авторами, – говорит Анна Петрова. – Захотелось сделать акцент именно на нем, но при этом соотнести со снимками прошлых лет и показать их рядом, чтобы они дополняли и раскрывали друг друга… 

В каждом из залов выставки концепция Анны выдержана на сто процентов, и оттого кажется, что зритель попадает в своего рода машину времени. Вот зал «Город золотой. Панорамы и улицы» показывает фотосерию Сергея Орлова с типичными владивостокскими современными спальными микрорайонами – девятиэтажные коробки, коробки… Так привычно! А рядом – уникальная серия Елены и Александра Мельниковых, которые снимали самые интересные с точки зрения архитектуры новостройки Владивостока в 70-х годах прошлого века. Вот еще недостроенный институт биологии моря, снятый с борта вертолета. Вот вокзал морских прибрежных сообщений, похожий на белый кораблик (сегодня его уже просто не существует, на его месте стоит унылая недостроенная коробка, которая когда-то собиралась стать гостиницей «Хаятт»). А вот панорама бухты Золотой Рог – без моста, без заполонивших сопки «элитных» многоэтажек. Вроде тот же город, но совсем другой…

А вот зал «Старые праздники и новые ритуалы: от концептуализма к перформансу». Здесь можно увидеть праздничные колонны на советских демонстрациях – 1 Мая и 7 Ноября. А рядом – открытие байкерского сезона, тусовка готов, гулянье на Масленицу… Всего несколько десятков снимков, а зритель может осознать, как сильно изменились традиции в нашем обществе, сколько появилось новых праздников и как они при этом трансформировались… 

С интересом пройдется зритель и по залу «Фотография природы и природа в фотографии». Причем у него есть возможность увидеть не только красоту Приморского края. Уникальная серия снимков Глеба Телешова, посвященных Сахалину, Курилам, северу Дальнего Востока, заворожит и околдует любого…

– Я не ставила себе очень строгих рамок – отразить индентичность только Владивостока или Приморья, – говорит Анна Петрова. – Мне было интересно, как фотография выявляет локальный контекст всего Дальнего Востока. И в этом смысле фото Глеба идеально вписались в выставку. 

Черно-белые фотографии, цветные, строго документальные и художественно обработанные – в залах «Дальнего фокуса» нашлось место всему. Труженики моря в объективе Юрия Луганского и шефская работа мастеров «Дальприбора» на картошке, запечатленная Георгием Хрущевым… Уникальная серия Владимира Шутафедова, снимавшего будни цирка за кулисами, – редкая съемка, от которой невозможно оторваться… Зал «На рабочем месте», здесь все съемки строго документальны, никакой постановки. А чуть дальше – нечто совсем противоположное: зал «Искусство и эксперимент: от концептуализма к перформансу».

– Артистическая фотография – часто постановочная и экспериментирующая с техникой съемки, проявки и печати – разворачивается в сюжетных и концептуальных сериях Михаила Павина, – говорит Анна Петрова. – Идеалы нонконформизма и альтернативного взгляда развивают снимки Сергея Дробнохода и Сергея Кирьянова. Отдельным разделом выставки становятся фотографии, снятые смартфоном, выхватывающие фрагменты «улиц и лиц», взгляды и жесты, цвета и фактуры, по-новому приближая городскую жизнь к наблюдателю, фланеру и зрителю.

Восемь залов выставки «Дальний фокус» в ЦСИ «Заря» показывают Владивосток с совершенно разных ракурсов и точек, словно раскрывают душу города во всем ее разнообразии. Вот такой он, наш город, с недавних пор столица ДФО – яркий и романтичный, унылый и праздничный, парадный и неприглядный, весь как есть. Снятый «дальним фокусом», когда видны все детали и нет смысла ничего скрывать. Только в такие города и стоит влюбляться. Только в таких городах и нужно жить. 

Фото Алексея ВОРОНИНА

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ