Гололедные приоритеты

О чем гласят правила уборки города после снегопада, и почему существует дефицит дворников

4 дек. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4618 (6323) от 4 дек. 2019

Прошлогодняя бесснежная и оттого практически беспроблемная зима забылась сразу же, как только столицу Приморья накрыл первый ноябрьский снег. Проблемы автоматически возникли у всех: у автомобилистов, пешеходов, управляющих организаций, городских коммунальных служб. Благо осень напоследок улыбнулась солнышком и остатки проблем растаяли сами собой. Но остались вопросы. А там и следующий снегопад подоспел…

Сколько дворников чистят город от снега? Какова очередность очистки улиц? Кто, в конце концов, отвечает за междворовые проезды? Эти и другие актуальные вопросы обсуждали на минувшей неделе депутаты Думы Владивостока и представители городской администрации на заседании думского комитета по городскому хозяйству. 

Нормы – ничто, практика – все

В первую очередь депутатов интересовало, как такое случилось, что дождь смыл заранее политый на дороги города реагент и зачем вообще было обрабатывать улицы реагентом перед дождем?

– Поливка реагентами или посыпка песко-соляной смесью проезжей части во время осадков при температуре от +2 до -2 – это превентивные меры, – объяснил заместитель начальника управления дорог и благоустройства Максим Акульшин. – Благодаря этому на дорогах образуется шуга, которую впоследствии убирают механизированные комплексы. Обратите внимание: буквально на второй-третий день после снегопада проезжая часть была чистой. Так вот, это стало возможным именно благодаря обработке дорог реагентом.

Собственно, к проезжей части основных магистралей у депутатов как раз претензий и не было (за исключением пригородной трассы, которая и на второй, и на третий день после снегопада оставалась частично обледенелой, но это уже ответственность Примавтодора и краевых властей). Другое дело – межквартальные и внутриквартальные дороги, а также пешеходные зоны, которые до последнего оставались нечищеными. Привели их в порядок естественные погодные условия: солнышко пригрело – и лед растаял. Поэтому народных избранников интересовал порядок уборки улиц: в какой последовательности чистятся центральные, межквартальные дороги, пешеходные трассы?

– В нормативных документах приоритетов нет, – заметил Акульшин, – но они есть в применительной практике. Зайти на межквартальные и внутриквартальные дороги в первые дни после снега невозможно: в это время обрабатываются основные магистрали. А вот в ночь с третьего дня на четвертый ведутся активные работы на периферийных дорогах. 
Со второго дня чистятся остановки, лестницы к ним, подъезды к котельным, пожарным частям, подходы и подъезды к школам, детским садам и прочим учреждениям социального назначения. Ежедневно руководитель управления по работе с муниципальными учреждениями образования озвучивает списки садов и школ, к которым затруднен проезд или проход. 

– Каждый день список этот у нас уменьшался, и в течение пяти дней подъезды практически ко всем школам и детсадам были очищены, – так ответил чиновник на претензии депутатов по поводу того, что к некоторым школам до сих пор подъехать невозможно. Однако список школ взял, чтобы еще раз проверить качество работ.

Кто летом косит, тому зимой лопату не дадут?

Довольно живую дискуссию вызвал вопрос наличия так называемых ручников: большая часть пешеходных зон очищается вручную. А поскольку количество людей, занятых на этой работе, ограниченно, то и здесь выставлены свои приоритеты. В первую очередь, например, очищаются виадуки, затем лестницы к остановкам и сами остановки, спуски в подземные переходы и только после – тротуары.

В настоящее время в МУПВ «Дороги Владивостока» на уборке общественных территорий трудятся 150 дворников (считайте: на каждый район Владивостока приходится всего по 30 дворников). Кроме того, привлекаются и сторонние организации. В этот раз было задействовано дополнительно 40–50 рабочих, которые занимались скалыванием и ручной посыпкой льда песком.

Проблема дефицита дворников существует не первый год. По расчетам специалистов, для очистки всех пешеходных зон после снегопадов городу необходимо порядка 380 рабочих. Сложность заключается в том, что у муниципалитета нет возможности обеспечить круглогодичную занятость для такого количества рабочих. Переводить летом людей на другую работу (например, косить траву или заниматься озеленением) нельзя – для этого нужна уже иная квалификация.

Администрация пытается решать проблему иначе: заключает контракты со сторонними организациями. Другое дело, что за последние три года на участие в торгах вышли только две организации.

– В самом деле, держать такой штат (380 человек) на зарплате невыгодно, – согласилась председатель комитета по городскому хозяйству Наталья Войновская. – С другой стороны, малый бизнес довольно быстро ориентируется на предложения рынка. Посмотрите, на городских информационных порталах достаточно много объявлений от компаний, предлагающих свои услуги по уборке снега. Если люди будут точно уверены в востребованности своих услуг, они вполне могут подключиться к участию в аукционах. Одно точно: необходимо пересматривать концепцию уборки снега, то есть успевать его убирать в первые сутки после снегопада, тогда и сама уборка будет проще, и люди будут меньше падать и травмироваться.

Хотите чистые дворы? Поднимайте тариф

Разумеется, зашла речь и о качестве работы управляющих организаций по очистке придомовых территорий.

– Основной принцип работы крупных управляющих компаний – бригадный метод, – пояснил начальник отдела текущего содержания городского управления содержания жилфонда Виктор Алеко. – То есть с применением машин этот метод эффективен при снегопаде. В этот же раз город просто обледенел. А после не было возможности загнать транспорт во дворы.

В числе засыпавшихся на снеге управляющих организаций были названы практически все крупные УК города. Среди причин была указана в том числе и нехватка дворников.

Депутаты и в этом случае предложили обратиться к частному бизнесу, предлагающему услуги по очистке территории от снега. В случае УК это даже будет проще сделать, так как им нет нужды проводить конкурсы для привлечения подрядчиков. 

Но тут сложность в другом: управляющим организациям необходимо заранее закладывать средства для этих целей в свой бюджет, что фактически невозможно при существующих ныне тарифах на содержание жилья, которые в нашем городе остаются неизменными с 2005 года. Как известно, эти тарифы устанавливают собственники МКД, а они неохотно идут на повышение.

– Каких-либо рычагов влияния на управляющие организации у города нет, – напомнили чиновники. – Разве что штрафные санкции. Но на штрафы пойдут те же платежи населения. Вариант нежелательный с учетом того, что впереди еще снегопады.

– Управляющим компаниям нужно больше разговаривать с жителями, – резюмировала Наталья Войновская. – А УК этого не любят. Не любят отчитываться о проделанной работе, обосновывать перед собственниками необходимость повышения тарифов. Когда представители УК и ТСЖ начнут разговаривать с жителями домов, которые они обслуживают, тогда люди будут готовы к повышению тарифов.

Кроме того, депутаты предложили (а чиновники согласились) создать совместный чат на случай экстренных ситуаций вроде последних снегопадов. В этом чате они, депутаты, имея прямую связь с населением, будут сообщать властям оперативную информацию обо всех проблемных местах в городе.

Фото Алексея ВОРОНИНА

    

Автор: Лика ТКАЧЕНКО