Знаки повесили, а как проехать – не сказали

Водители большегрузов на приморских дорогах как саперы на минном поле

4 дек. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4618 (6323) от 4 дек. 2019

– Мост был надежным, фура – перегружена, – таков вывод следствия по уголовному делу водителя большегрузного автомобиля Акшина Гайдарова, обвиняемого в гибели двух человек – молодой женщины и ее малолетней дочери. Представители профсоюза «Транспортных перевозчиков Приморского края» убеждены, что Гайдаров – жертва обстоятельств и некомпетентного расследования. 

Напомним, что трагедия произошла в прошлом году (26 октября 2018 года) в районе 4 километра трассы Осиновка – Рудная Пристань со стороны села Михайловка. 

По версии следствия, водитель тягача Volvo FH460 с прицепом, груженным картофелем общим весом более 37 тонн, пренебрег установленным перед въездом на автомобильный мост через реку Осиновку запрещающим знаком, который ограничивает максимально разрешенную массу в 20 тонн. В результате мостовые перелеты под большегрузом сложились, фура откатилась назад и раздавила автомобиль Mazda Demio, двигавшийся следом в попутном направлении. Водитель хэтчбека 23-летняя женщина и ее дочь 2015 года рождения погибли. 

Шансов на спасение не было 

Обвинительное заключение по данному уголовному делу утверждено заместителем прокурора Приморского края и передано в суд. Тем не менее, как полагают коллеги 50-летнего водителя Гайдарова, следствие было скоропалительным и необъективным, опиралось в своих выводах на недостоверные сведения. Представители профсоюза «Транспортных перевозчиков Приморского края» привлекли специалистов и провели собственное расследование ДТП, о котором рассказали «В». 

Рухнувший мост через реку Осиновку был построен еще в 60-е годы прошлого столетия. За почти 60 лет вода источила его железобетонные опоры, цементная стяжка, скрепляющая мостовые пролеты, растрескалась, рассохлась и перестала выполнять свои функции. Местные жители утверждают, что за день до ЧП по мосту прошла военная техника весом более 47 тонн. Этот факт также отрицательно сказался на состоянии обреченного гидротехнического сооружения. Не мог не сказаться. Фактически мост мог рухнуть в любой момент даже под пассажирским автобусом. 

По словам председателя профсоюза «Транспортных перевозчиков Приморского края» Петра Куприянова, когда мостовые перекрытия под автопоездом сложились, его основная часть – 9,3 метра из 16,6 общей длины грузовика – практически полностью проехала мост.

И уже находилась на последнем пролете. На следствии водитель Volvo FH460 рассказал: перед въездом на мост, во время движения по нему со скоростью 35 км/час, а также в момент обрушения он не видел в зеркала заднего вида идущего за ним автомобиля. И не мог видеть из-за конструктивных особенностей автопоезда: ширина полуприцепа – 2,6 метра, ширина Mazda Demio – 1,67 метра. 

Кроме того, водитель Mazda Demio, двигаясь в смешанном транспортном потоке с такой же примерно скоростью, что и Volvo FH460, потому как на мосту обгон запрещен, не выдержал дистанцию между автомобилями, предписанную Правилами дорожного движения РФ (пункт 9.10). Где черным по белому написано, что водитель должен выдерживать дистанцию (в метрах) не меньше половины значения скорости в (км/час). Исходя из данных скорости Mazda Demio во время движения на мосту расстояние хэтчбека до фуры должно составлять не менее 17,5 метра. Что позволяло водителю адекватно отреагировать в случае опасности на дороге, например, своевременно затормозить или свернуть в сторону. 

Когда рухнул второй пролет моста и фуру потащило вниз, расстояние между большегрузом и легковушкой составляло всего 3,3 метра. Судя по всему, женщина за рулем Mazda даже не успела понять, что произошло. По крайней мере, тормозной путь ее автомобиля на мосту не зафиксирован. При такой ситуации шансов на жизнь у водителя и пассажира Mazda не было. 

Не опасен, но арестован 

На следствии водитель Volvo FH460 рассказал, что в конце проезда моста кабину автопоезда сильно подбросило и задрало вверх, он ударился головой о лобовое стекло, и почти тут же большегруз стал двигаться назад. У Гайдарова не было ни технической, ни физической возможности его остановить. Когда фура остановилась, он вышел из кабины и увидел, что мост, который он только что проехал, обрушился. И в это время сзади поезда раздался звук клаксона искореженной Mazda. 

Эксперты профсоюза «Транспортных перевозчиков Приморского края» убеждены, что к трагедии привело несколько факторов, прежде всего несоблюдение дистанции водителем Mazda Demio. Кроме того, водитель Volvo FH460, управляя автопоездом общей массой 37 тонн, проигнорировал требования, предписанные дорожным знаком 3.11 «Ограничение массы» ПДД РФ. За это нарушение согласно ч.6 ст.12.16 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей. После обрушения моста Акшин Гайдаров не скрылся с места ДТП, впоследствии активно сотрудничал со следствием. Кроме того, он не убийца, не насильник, не коррупционер, то есть не опасен для общества. По мнению его адвокатов, при таких обстоятельствах нет законных оснований для содержания его под стражей в СИЗО-2 города Уссурийска, куда водитель фуры попал по постановлению Михайловского районного суда. 

Вывод экспертов профсоюза однозначный: водитель Гайдаров непричастен к инкриминируемому ему преступлению. Своими действиями следствие и суд причинили ущерб его правам и свободам, гарантированным Конституцией России.

Год назад профсоюз «Транспортных перевозчиков Приморского края» обратился к и.о. прокурора Приморского края господину Шайбекову с просьбой опротестовать судебное постановление, принятое Михайловским районным судом в отношении Акшина Гайдарова, о применении к нему меры пресечения в виде содержания под стражей. Кроме того, опротестовать решение следователя следственного управления СК России по Приморскому краю о привлечении Гайдарова в качестве обвиняемого по факту гибели двух человек. 

Ответ надзирающего органа: действия или решения следователя могут быть обжалованы руководителю СУ СК России по Приморскому краю, а также председателю Следственного комитета РФ. То есть не по адресу обратились. Но обращение по указанным адресам тоже не принесло желаемого результата. 

Экспертов не услышали 

У этой истории есть еще одна сторона. По мнению автоперевозчиков, подобная трагедия может случиться практически во всех районах Приморья, так как подавляющее большинство мостов в крае, по которым передвигаются автомобили, в том числе и большегрузы, находятся в аварийном состоянии, прежде всего из-за своего возраста. Когда их отремонтируют и будут ли ремонтировать вообще, неизвестно. Но даже если мост находится в стадии реанимации, то она продвигается черепашьими темпами. 

Что касается рухнувшего моста через речку Осиновку, то согласно информации департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края последний раз его освидетельствовали в июне 2018 года, за 5 месяцев до трагедии. Уже тогда было признано, что мост находится в аварийном состоянии из-за систематического размораживания и разрушения бетона на 2-й, 5-й и 6-й опорах. Более всего разрушению подверглась 5-я однорядная опора. За период эксплуатации (с 1996-го по 2018 год) ремонт опорных свай не производился, состояние моста ухудшалось, разрушение свай от размораживания бетона прогрессирует и усугубляется. Глубина разрушений достигала 7–10 сантиметров. 
Вердикт сотрудников отдела диагностики и приемки работ мостовых сооружений КГКУ «Примавтодор», обследовавших мост через Осиновку, был однозначным: по безопасности движения сооружение имеет критические дефекты категории Б4, состояние аварийное. Капитальный ремонт не целесообразен. Необходима полная перестройка (реконструкция) мостового сооружения под современные нагрузки транспортных средств (строительство нового моста). 

По большому счету, обреченный мост надо было закрывать. К сожалению, к мнению экспертов не прислушались... 

Почти все мосты убитые 

Сергей Пантелейкин, владелец большегруза: 

– В Приморье очень плохое состояние краевых дорог. Если за федеральные дороги сейчас взялись и хоть что-то делают, то краевые и районные дороги в убогом состоянии. Особенно мостовые переправы, построенные еще в 50–60-е годы. Сегодня по ним ходят автомобили, которые превышают допустимые нормы нагрузки на мосты. Повесили знаки ограничения по весу, но иную альтернативу, как проехать и как провезти груз, перевозчикам не предоставили. Что делать, если общая масса моего большегруза 20 тонн, а знак ограничения висит на 10 тонн? Водители всех грузовиков, а также междугородних автобусов – это саперы на минном поле. Когда едешь и думаешь, рванет под тобой мост или не рванет. Мосты – это часть оборонного состояния страны. В случае военного конфликта как пройдет по ним тяжелая техника, как перебросят вооруженные силы? (вес танка – 80 тонн, БТР – до 60 тонн. – Прим. авт.) И всех нас в такие условия существования загнал департамент дорожного хозяйства. В данной ситуации этих чиновников надо призвать к ответу либо за саботаж, либо за терроризм. Это они довели мосты до того, что они рушатся без ремонта и восстановления. Поэтому водитель, провалившийся на мосту через Осиновку, категорически не виноват. 

Владимир Братанов, индивидуальный предприниматель: 

– Водитель фуры, под которой обрушился мост, не виноват. Наши власти хотят сделать из него козла отпущения. На самом деле они никогда не уделяли должного внимания состоянию мостов и дорог. Это не водителя большегруза надо судить, а чиновников департамента дорожного хозяйства. 

Виталий Кишков, индивидуальный предприниматель: 

– Все последние десятилетия наши дорожные службы вообще не ремонтируют мосты, построенные в середине прошлого века. Они уже выработали свой ресурс. Единственный «ремонт» – это установка знаков, ограничивающих въезд на мост транспорта, если его полная масса превышает разрешенную для въезда. Рано или поздно такая трагедия должна была случиться. Это закономерный конец осиновского моста.

Сергей Фомичев, водитель большегруза: 

– У дорог и мостов Приморского края плачевное состояние. Да, новые строят, но это капля в море. Что касается моста через Осиновку, то здесь люди стали заложниками и жертвами сложившейся ситуации. Вины водителя в гибели женщины и ребенка нет. На этом мосту достаточно было встретиться двум порожним встречным грузовикам данного класса, чтобы произошла такая же трагедия. Даже невооруженным глазом было видно, что этот мост свое отслужил и его лет десять как должны были снести.

Фото предоставлено профсоюзом «Транспортных перевозчиков Приморского края»

  

Автор: Сергей КОЖИН