Ушедшие в вечность
Около 700 кораблей и судов покоятся на дне моря под Владивостоком вместе со своими тайнами
80 лет назад советский пароход «Индигирка», принадлежавший организации «Дальстрой», следуя рейсом из Нагаево (Магадан) во Владивосток, во время сильного шторма сошел с курса, налетел на подводные камни и затонул. На борту судна было 1173 человека, из них 39 членов экипажа, 835 отбывших свой срок заключенных магаданских лагерей, 50 человек, этапировавшихся на пересмотр дела, и 10 конвоиров. Остальные пассажиры – дальстроевцы-отпускники и отработавшие срок найма, а также члены их семей, женщины и дети.
Катастрофа произошла 12 декабря 1939 года у мыса Соя японского острова Хоккайдо. По одним данным, погибло 695 человек, по другим – 741 (или 745). Имена большинства погибших до сих пор неизвестны. По количеству людских жертв крушение «Индигирки» входит в список самых крупных морских трагедий в мире.
Информации много. Как и сомнений
Полвека сведения о последнем рейсе «Индигирки» были засекречены. Позже пресса всего мира назовет этот пароход «советским «Титаником». Примечательно, что тем рейсом во Владивосток должен был следовать только что освободившийся из лагеря Сергей Павлович Королев, будущий основоположник советской космонавтики. Но по счастливой случайности он заболел и остался на берегу…
Сегодня трагическая история парохода «Индигирка», построенного на верфи порта Манитовок в штате Висконсин (США), изучена с точностью до минуты. Судно было спущено на воду 29 декабря 1919 года под именем Lake Galva, но сдано в эксплуатацию в мае 1920-го уже под именем Rippon. В 1926 году его переименовали в Malsah, в 1928-м – в Commercial Quaker. Через 10 лет пароход приобрел Советский Союз, где он был переименован в «Индигирку» и передан «Дальстрою».
Во Владивостоке, в историческом фонде ДВ-пароходства на улице Верхнепортовой, есть стенд, посвященный этому судну. Есть информация об «Индигирке» и в музее МГУ имени адмирала Невельского. Трагедии этого парохода посвящена повесть приморского писателя Льва Князева «У врат блаженства».
…Много лет назад первоклассник Игорь Неупокоев вместе с отцом посетил исторический фонд, тогда еще музей ДВМП, где впервые услышал о гибели «Индигирки». Рассказ экскурсовода о том, как конвоиры в панике расстреливали заключенных, пытавшихся выбраться из затопленных трюмов, потряс мальчика и навсегда остался в его памяти.
В конце 90-х годов, когда Игорь Робертович стал осваивать подводное плавание, в Интернете на сайте дайвера из Хасанского района он нашел информацию о двух судах, затонувших у острова Карамзина в акватории залива Петра Великого, и их подводные фотографии. Собрат Неупокоева по увлечению утверждал, что одно из них – японский эсминец «Хибики», а другой – тот самый пароход «Индигирка», который в конце 30-х перевозил заключенных. И хотя никаких доказательств тому не было, эти названия приклеились к останкам затонувших судов. С той поры все дайверы так их и именуют.
– В свое время я окончил кораблестроительный факультет ДВПИ. Меня эта информация заинтересовала, я стал изучать исторические материалы и документы и выяснил, что на Дальнем Востоке одновременно эксплуатировались как минимум две «Индигирки». Одна – американская, именно она погибла в декабре 1939-го около Хоккайдо. Вторая была построена в 1886 году в Англии для китайской компании.
У этого бушпритного судна (бушприт – брус, выступающий наклонно впереди носа корабля) удивительная история. Сначала пароход работал в Австралии, а в 1914-м его купила компания «Доброфлот» и до 1924 года эксплуатировала на северных линиях и побережье Приморья. В 1920-м во время ремонта в Шанхае эту «Индигирку» захватило эмигрантское правление «Доброфлота». Но в 1923 году судно вернулось во Владивосток и через год вошло в состав ДВМП. В 1933-м его передали Экспедиции подводных работ особого назначения, затем – Тихоокеанскому флоту. В июне 1941 года из английской «Индигирки» сделали плавучую батарею, а в конце 40-х сдали ее на металлолом. Так написано во многих книгах. Но в одной я нашел, что из нее сделали корабль-мишень для обучения бомбометанию. И только потом, уже в 70-х годах, затопили. Но где, неизвестно. Мне стало интересно, какая все-таки «Индигирка» лежит на дне около острова Карамзина, потому что в ответе на этот вопрос оставались разночтения, – рассказал «В» Игорь Неупокоев, руководитель клуба любителей активного отдыха «Владскуба», инструктор-экзаменатор NDL, член Русского географического общества.
Две «Индигирки» – две судьбы
Так, ветераны ДВМП и некоторые историки морского флота были убеждены, что в 1939 году у берегов Хоккайдо погиб грузопассажирский пароход английской постройки и что он до сих пор там лежит. Например, Петр Осадчий, автор книги «Спасите нас на суше», в главе, посвященной «Индигирке», приводит фото именно «англичанина». Фотографию этого же судна с бушпритом разместил и Владимир Щербак в своей книге «Знаменитые корабли Владивостока».
В списке Регистра Ллойда «Индигирка» американской постройки указана как действовавшая до 1946 года. То есть еще семь лет после крушения у берегов Японии. Ллойд также был уверен, что около Хоккайдо затонула английская «Индигирка». Военно-морская разведка США также была уверена, что американская «Индигирка» была на плаву и эксплуатировалась в СССР до 1942 года. Правда, позже эта информация из отчетов разведки исчезла.
В 1998 году краеведческий музей имени Арсеньева приобрел макет парохода «Индигирка». Газета «Владивосток» в номере за 18 декабря 1998 года так писала об этом: «Музей им. В. Арсеньева пополнился уникальным экспонатом – макетом «Индигирки» с потрясающей деталировкой интерьера. Судьба этого бушпритного судна, одного из первых представителей Добровольного флота, поистине легендарна по своей трагичности. Его называют вторым «Титаником». В ночь с 12 на 13 декабря 1939 года «Индигирка» напоролась на мель у острова Хоккайдо. Погибли 745 человек».
Среди сторонников гибели у берегов Японии американской «Индигирки» и знаменитый капитан дальнего плавания Юрий Александрович Пудовкин. В одном из интервью он рассказал, что его отец работал на «Индигирке» постройки начала ХХ века, которая имела бушприт, то есть на пароходе, построенном в Англии.
А в фундаментальном юбилейном издании «ДВМП: рейс длиною в 125 лет» на страницах, посвященных гибели «Индигирки» в 1939-м, приведена фотография парохода «Бурят» без бушприта и указано, что это судно однотипное с затонувшей «Индигиркой».
Дальше – больше. В реестре ДВМП, где указаны все суда, когда-либо принадлежавшие «Доброфлоту»-ДВМП, есть семь однотипных пароходов. Но американской «Индигирки» нет. Зато есть «Индигирка» made in England. Отсюда можно сделать вывод, что у берегов Хоккайдо затонула «Индигирка», которую некогда эксплуатировала другая организация – «Дальстрой».
Вопросов больше, чем ответов
В феврале 2013 года на сайте, посвященном подводным исследованиям, Игорь Неупокоев нашел сообщение дайверов из Сибири, в котором они рассказали, как у острова Карамзина вблизи Владивостока нашли пароход «Индигирка» именно американской постройки. И установили на остатках корпуса мемориальную табличку в память о погибших 12 декабря 1939 года около Японии. Согласно информации сибиряков судно было поднято и… перезатоплено в советских водах.
В своем материале дайверы из Сибири писали: «В официальных сводках история «Индигирки» по вполне понятным причинам практически не упоминается, при этом там же сказано, что пароход был утилизирован на металл в 40-х годах. После проведенного нами обследования останков судна мы можем смело говорить, что это неправда: «Индигирка» лежит, разорванная пополам авиационной бомбой, у берегов острова Карамзина. В трюмах парохода до сих пор еще можно обнаружить вещи того времени – например, одежду и посуду. С судна перед затоплением не были сняты винт и некоторые другие изделия из цветных металлов, что наводит на мысли о том, что его старались затопить как можно скорее…»
Тем же летом Игорь Неупокоев вместе с членами клуба «Владскуба» решил обследовать останки затонувшего судна, чтобы проверить озвученные доводы. Результаты погружений стали сенсационными. Замеры показали, что габариты парохода, который стоит параллельно берегу без носовой части на глубине 20–25 метров, не соответствуют американской «Индигирке» ни по длине, ни по ширине. Ошиблись сибиряки!
Также замеры «утопленника» не совпадали и с паспортными данными английской «Индигирки» с бушпритом на носу. И винты у него иной конфигурации, и котел не такой.
– Там, на дне, до сих пор лежат неразорвавшиеся торпеды или ракеты. Надеюсь, что они уже не опасны. Что касается «Индигирки», построенной в Штатах, то она, как и прежде, лежит у берегов Хоккайдо. Никто ее не поднимал и не переправлял в Советский Союз. Сотрудники музея МГУ имени адмирала Невельского и профессор Валерий Болотов придерживаются этого же мнения, – рассказал Игорь Неупокоев. – В январе 1940 года из Владивостока в Японию прибыла специальная комиссия, чтобы решить, что делать с пароходом. Стоит ли его поднимать? Водолазы тогда извлекли из трюмов трупы 396 пассажиров. Их кремировали, а урны с прахом доставили во Владивосток на пароходе «Свердловск». После обследования «Индигирки» комиссия признала экономически нецелесообразным ее подъем и транспортировку в Россию.
Японцы помнят «Индигирку»
Что за судно сейчас лежит около острова Карамзина по соседству с японским эсминцем «Хибики», неизвестно. Скорее всего, его название и принадлежность так и останутся тайной. Пройдет совсем немного времени, и море съест его последние останки…
Необходимо добавить, что на острове Хоккайдо помнят трагедию, случившуюся здесь в декабре 1939-го. В тот день японские рыбаки из поселка Саруфуцу помогали спасать пассажиров гибнущего судна. В шторм и шквальный ветер они доплыли на лодках до парохода, разбили иллюминатор, проникли в каюту и вытащили троих обреченных человек.
12 января 1971 года на холме на месте захоронения погибших пассажиров был открыт мемориал. Скульптор из Отару И. Кендзи изваял скульптурную группу высотой пять метров в виде трех овальных фигур, взявшихся за руки вокруг большого шара. Монумент символизирует защиту хрупкой человеческой жизни.
В Саруфуцу организован музей, посвященный гибели «Индигирки». В день памяти погибших из местного порта выходит катер и обходит остатки судна, они хорошо видны с берега. Жители поселка бросают в море цветы и молитвами поминают несчастных.
Кстати, японский эсминец «Хибики», который лежит кормой к берегу на шельфе острова Карамзина на глубине пять метров, однажды пытались поднять, но безрезультатно. Еще лет 20 назад на нем стоял огромный винт из латуни, только одна его лопасть была в рост человека. Сегодня винта нет, его сняли охотники за цветным металлом с помощью крана «Черноморец».
Загадочная «Люция-Виктория»
– Если про «Индигирку» много сведений и фотографий в архивах, книгах и СМИ, то об итальянском пароходе «Люция-Виктория» информации почти никакой. Только в Русском географическом обществе (РГО) в дореволюционной подшивке газеты «Дальний Восток» в разделе «Хроника» я нашел заметку об этом судне. Известно, что пароход шел во Владивосток из китайского порта Чифу (сейчас это город Яньтай) и налетел на подводные камни у мыса Вятлина.
О месте его гибели мне рассказывали браконьеры, добытчики даров моря, – продолжает рассказ Игорь Неупокоев.
Цитата из газеты «Дальний Восток» за 1906 год, № 99 за 14 мая: «Судно шло во время густого тумана, не взяв на борт лоцмана. Приблизившись к мысу Вятлина, «Люция-Виктория» налегла носовой частью на утес и села всем корпусом на плитняк. Спасение парохода, а также его груза невозможно: весь груз под водой, которая покрывает пароход с верхней палубы от кочегарного отделения до спардека на полуюте включительно. Катастрофа случайно произошла без человеческих жертв, ибо в худшем случае пароход мог налететь на одну из мин, и гибель экипажа тогда была бы неизбежна. «Люция-Виктория» застрахована на 80 тысяч иен, груз тоже застрахован, но в какой сумме, пока еще неизвестно».
Пароход затонул недалеко от острова Русского, в сотне метров от берега, на глубине до девяти метров. Есть документы и иные свидетельства катастрофы.
– Заметка в газете – единственная информация об этом пароходе, которая мне известна. Я обращался в английский Регистр Ллойда: может быть, у них что-нибудь есть о «Люции-Виктории»? Англичане ответили, что впервые слышат о таком судне. Я перелопатил старые регистровые книги за XVIII–XIX века и тоже ничего не нашел. Возможно, корреспондент неправильно назвал пароход, когда писал сообщение о катастрофе. Возможно, у него вообще было другое название. Всякое случается. Пароход существует, лежит на дне, можно сказать, в шаговой доступности, но о нем ничего не известно. Мы к нему спускались, подняли кафельную плитку и огнеупорные кирпичи, которыми обкладывали котлы, с клеймом шотландской фирмы-изготовителя Gartcraig. Они хорошо сохранились. И какие-то черепки. Еще хорошо сохранился паровой двигатель. Но от корпуса почти ничего не осталось, – говорит дайвер-исследователь Неупокоев.
Команда «Владскубы» спускалась к «Люции-Виктории» несколько раз. Дайверы замерили размеры судна: длина примерно 70 метров, ширина – 8 метров. Провели фото- и видеосъемку.
По огнеупорным кирпичам можно было приблизительно высчитать год постройки судна. Компания Gartcraig была создана в 1876 году в Глазго и просуществовала до 1914 или 1918 года. Точные данные неизвестны. То есть судно построено не раньше 1876 года в Шотландии или Англии. Дело в том, что кафельная плитка с клеймом Minton Hollins & Co производилась в Англии с 1845 года (именно такой плиткой, кстати, были облицованы некоторые помещения парохода «Индигирка» английской постройки). Иных артефактов, указывающих на происхождение «Люции-Виктории», найдено не было.
На карте затонувших судов, составленной членом РГО писателем Юрием Ведерниковым, под № 8 указан итальянский пароход «Люция-Виктория». Всего, по его оценкам, в российских водах Японского моря покоится около 700 кораблей, в разные годы не вернувшихся в родную гавань. Отправившись в плавание, они канули в вечность.
Отчего затонул буксир «Раутан»?
Один из таких невозвращенцев – американский буксир «Раутан». Он лежит под водой в районе Токаревской кошки. Жители и гости Владивостока загорают и купаются на платном пляже и даже не подозревают, что в 10 метрах от берега покоится исторический объект.
– Мы нашли его случайно во время учебного погружения на Токаревской кошке. По обводу корпуса я понял, что это буксир. По судовым деталям и механизмам долго не мог опознать судно. В носовой части хорошо сохранились якорно-швартовые шпили. На них тогда еще стояли латунные крышки со звездой Давида и надписью «BOSTON MASS AT 309 BROMFIELD MFG CO. INC». Их потом утащили «металлисты». На правом борту был якорь, но его тоже сорвали. С моей близорукостью я не мог разглядеть все детали судна. Опознали буксир во время очередного погружения. Моя коллега-дайвер Ирина Турабжанова смогла разобрать надпись на правом борту: «Раутан». Далее узнать, что это за судно, было нетрудно, – вспоминает Игорь Неупокоев.
…В сентябре 1946 года американцы передали Советскому Союзу пять буксиров типа «Дозорный», построенных в Нью-Йорке, Бруклине и Мидленде. Из них четыре остались во Владивостоке, один, «Циклон», получил прописку в Одессе. В разное время суда были списаны после многолетней работы, в основном в 1966–1969 годах. Только буксир «Муссон» затонул в мае 1954-го.
На новой родине буксир «Раутан» 1945 года постройки с дизельным двигателем мощностью 600 лошадиных сил и скоростью 10 узлов принадлежал одному из местных предприятий министерства рыбного хозяйства. Его длина – 27,5 метра, ширина – 7,05 метра. С экипажем в 19 человек «Раутан» мог уходить в автономное плавание на восемь суток.
– Многие, наверное, помнят советскую кинокомедию «Берегите женщин». Фильм пустой, про любовь, с песнями и музыкой Юрия Антонова. Но мало кто знает, что один из главных героев картины – старенький, видавший виды портовый буксир «Циклон», на котором проходили съемки, реально существовал. Это родной брат нашего буксира «Раутан», только на год старше. На родине у него было имя US Army ST490, пока его не передали СССР в 1947 году. Из Нью-Йорка до Одессы, где он отработал до 1986 года, «Циклон» добирался своим ходом, – рассказал Игорь Неупокоев.
Это был героический переход через Атлантический океан, сродни авантюре. За него вполне можно дать «Голубую ленту Атлантики». У буксира «Циклон» с минимальной осадкой район плавания был ограничен закрытыми акваториями портов и рек. Море и океан судну были противопоказаны! Но он успешно преодолел трафик почти в 8 тысяч километров, несколько раз попадал в шторм и мог погибнуть. Атлантику до Гибралтара пересек на буксире у парохода «Генерал Черняховский», далее до Одессы следовал своим ходом. Команда «Циклона» и буксир были везунчиками. Три подобных буксира затонули на переходе через Атлантику, два доставили в Англию на палубе сухогруза.
«Циклон» трудился в Одесском пароходстве до конца 80-х годов, пока зимой во время урагана не пропорол днище и не затонул. С пробоиной более метра в длину и 30 см в ширину буксир продержался на воде не более двух минут. Когда его подняли, выяснилось, что ремонт судна нерентабелен, и «Циклон» отправили на лом…
Что касается судьбы его дальневосточного брата, то Игорю Неупокоеву не удалось установить причину затопления буксира «Раутан». Есть сведения, что он долгое время стоял на приколе у Токаревской кошки, пришвартованный к бетонному блоку. Не исключено, что после списания его взорвали или разбомбили военные. Поскольку на дне лежат нос и корма, а середины нет. Может быть, читатели «Владивостока» знают о последних днях «Раутана» и поделятся информацией с дайверами или редакцией «В». Обращаться можно в клуб «Владскуба» по тел. 8-902-557-46-21. Или пишите на электронный адрес: japsea@mail.ru.
Окончание следует.
Фото предоставлено Игорем НЕУПОКОЕВЫМ
Автор: Сергей КОЖИН