Ползи-ползи, турист, по рынку Тсукидзи
Корреспондент «В» проверил стереотипы о Японии на себе и оказался одновременно в восторге и расстройстве
Япония не зря называет себя Страной восходящего солнца. Рассвет там наступает на два часа раньше, чем во Владивостоке. Вечереет, правда, тоже рано. В 16.30 тьма, пришедшая с Японского моря, поглощает прекрасный город Токио. Азиатский мегаполис, который никогда не спит, но где больше двух-трех дней делать туристу по большому счету нечего.
Побывать в Японии было давней мечтой сидящего во мне скромного бюджетного путешественника. В 2018 году островное государство упростило выдачу виз для россиян – отменило обязательное требование иметь приглашение с японской стороны. Путь туда открылся прямой, без посредничества турагентств и услуг поручителей.
Виза
Получить японскую визу – дело нехитрое. Генконсульство принимает посетителей с 10 до 12 утра по будням, а сам процесс занимает четыре дня. От вас понадобится заполненная на английском языке анкета в двух экземплярах. Программа визита, расписанная посуточно, тоже на английском. Ее можно скачать на сайте консульства, и главное – указать в ней ваши перемещения по стране и места остановок. Также нужна справка из банка о состоянии счета. Естественно, на нем должна быть более-менее круглая сумма в расчете на то, сколько времени вы планируете там пробыть. Билеты в оба конца. Бронь гостиницы. Сканы паспортов (гражданского и заграничного) и, собственно, сам загранник. Выдача виз происходит в консульстве с 16 до 17 часов. Виза, кстати, совершенно бесплатная. А перед тем, как принять документы к рассмотрению, их обязательно проверят на полноту и грамотность и тут же в случае необходимости попросят что-то добавить, уточнить или донести.
Япония дорогого стоит
Билет до Токио и обратно обошелся в 16 тысяч рублей. Еще около 5 тысяч пришлось доплатить за багаж. Сложнее оказалось с выбором гостиницы. Сложность, конечно, заключалась в их дороговизне.
Вообще, дороговизна – одна из основных характеристик Японии. Стоит, наверное, остановиться здесь поподробнее.
В Стране восходящего солнца особое внимание уделяют качеству и свежести. Куда бы вы ни зашли, что бы ни купили, что бы ни съели – все услуги, продукты и блюда будут на высшем уровне. Но и цены карабкаются туда же – на высший уровень.
Транспорт – самый дорогой из всех азиатских стран, где я когда-либо был. Такси от международного аэропорта Нарита до Токио обойдется в отпугивающую сумму – 250-280 долларов в зависимости от пробок. Чем дольше в них стоишь, тем больше заплатишь. Такая вот несправедливость. Также от воздушной гавани до столицы можно добраться на поезде или автобусе. Цены на них примерно одинаковые, и каждый вариант имеет свои плюсы и минусы. Автобус хорош тем, что из окна можно разглядывать азиатский мегаполис с его узкими улочками, витринами, вывесками. Зато электричка не встанет в пробку и не превратит созерцание Токио из приятного досуга в безысходность. Да и виды из электрички тоже открываются неплохие. Я воспользовался Нарита-экспрессом. За 4 тысячи иен (2400 рублей) можно взять билет туда-обратно, который действует в течение 15 дней.
Метро в Токио – одно из самых дорогих в мире. Чтобы проехать две-три станции, придется заплатить 170 иен (около 100 рублей). А ездить придется часто. Причем система подземки устроена нестандартно и недружелюбна к новичкам. Разными ветками владеют разные компании. А это значит, например, что при переходе с одной станции на другую тебя может ожидать турникет. А за ним снова билетная касса уже другого оператора. И ты снова покупаешь билет.
Гостиничные номера в Токио начинаются от 100 долларов за ночь. Все, что ниже, – капсульные отели. И, конечно, лучше сразу доплатить за завтрак, потому что даже легкий перекус в столице Японии по стоимости равноценен плотному ужину в ресторане дальневосточной столицы.
Районы, кварталы, жилые массивы…
Нарита-экспресс доставит вас на Синдзюку – самую многолюдную железнодорожную станцию мира. В день через нее проходит более двух миллионов человек. К чести японцев, стоит отметить, что по станции это незаметно. Потоки пассажиров правильно разделены, все движутся быстро, не создавая заторов и не сталкиваясь друг с другом. У эскалаторов царит упорядоченная толчея. Нет ни нахрапистости, ни вероломности, все соблюдают спокойствие и очередность. Нет никаких рамок, металлоискателей, полицейских с собаками и прочих досмотров.
Да и стражи порядка в Японии улыбчивы и доброжелательны. Здороваются с вами, кивают вам головой. Особенно милы охранники в метро. Я лично наблюдал, как в час пик такой охранник встречал поднимающихся по эскалатору людей автоматной очередью приветствий.
В метро очень много японцев в деловых костюмах, с галстуками, много читающих, причем читающих бумажные книги и газеты. Хотя большинство, конечно, сидят в своих телефонах. В токийской подземке бесплатный и вполне приличный Wi-Fi.
А вот с достопримечательностями в Токио не все так здорово. Когда спрашиваешь у людей опытных, не раз бывавших в японской столице, что стоит там посетить, в ответ получаешь целые районы – Шибуя, Гинза, Синдзюку, Уэно и так далее, но ничего конкретного. В других столицах есть эйфелевы башни, запретные дворцы, колизеи и красные площади. В Токио есть самая многолюдная железнодорожная станция (Синдзюку), самый многолюдный перекресток (Шибуя), район с самыми дорогими ценами на недвижимость (Гинза). Есть 11-этажный магазин сети Uniqlo, 8-этажная Zara. Такие вот достопримечательности.
Районы эти не сильно друг от друга отличаются. Они не просто одинаково хороши, они и в принципе одинаковы. Везде небоскребы, которые по Токио распределены равномерно. Даун-тауна с концентрацией высоток тут нет. Тут везде даун-таун. Небоскребы эти, как подлесок, окружают небольшие 3-5-этажные дома, в которых тоже есть кое-что заоблачное – цены на недвижимость.
Первым делом я отправился в Шибую. Здесь есть самый известный в мире перекресток семи дорог, который пересекают в день под миллион человек. Загорается зеленый свет, и толпы людей с разных концов устремляются навстречу друг другу, как разрозненные враждебные племена на поле боя, затем сливаются в единой массе, просачиваются друг через друга и расходятся как ни в чем не бывало. Как бы ни старался я описать это более-менее пафосно, перекресток остается обычным, пусть и очень большим, перекрестком и вызывает примерно столько же впечатлений, как переход от мэрии Владивостока к «Фреш-плазе». По крайней мере, с точки зрения пешехода. Эффектно он выглядит ночью и сверху – из торговых центров, которые его окружают. Оттуда его, как правило, все и снимают.
У входа в железнодорожный вокзал Шибуи находится статуя Хатико – самого популярного в мире пса. История собаки грустная, но жизнеутверждающая. Памятник всегда окружен туристами. Чтобы сделать фотографию рядом с ним, надо отстоять очередь.
Район Гинза встречает вас дорогими бутиками, луивитонами, салонами автомобилей экстра-класса. Ходишь среди этих аквариумов, заполненных сумочками за 10 тысяч долларов и еще более ценными часами, и думаешь о тщете мирской. И о том, что часы за 10 тысяч долларов и часы за тысячу рублей показывают одно и то же время. «Будь ты хоть «Роллс-Ройс», все равно стоять в пробке», – пел в своей песне Борис Гребенщиков.
С пробками, кстати, в Токио все намного лучше, чем во Владивостоке. Несмотря на то что в центре японской столицы дороги намного уже наших, а тротуары – шире. Объясняется это минимальным количеством машин на улицах. Владеть автомобилем в Токио – настоящая роскошь. Во-первых, здесь куча платных трасс, во-вторых – дорогой бензин. В-третьих, сумасшедшие цены на парковки. И в-четвертых, чтобы приобрести машину, надо сначала подтвердить, что вам есть где ее ставить на ночь. Стояночные места в Токио беспрецедентно дорогие.
Акихабара
По рассказам тревел-блогеров, самым ярким и уникальным районом Токио является Акихабара – центр современной японской аниме-культуры и игровой индустрии. Здесь, по идее, сосредоточены все заведения для любителей манги (японских комиксов), мультфильмов, электронных новинок, а также для людей азартных – в Акихабаре наиплотнейшая концентрация клубов с пачинко – японскими игровыми автоматами. Казино в Японии запрещено на законодательном уровне, поэтому в пачинко играют на различные призы.
Район действительно необычный, но однообразный. Магазины торгуют специфическими товарами – фигурками с аниме-героями, карточками с аниме-героями, плакатами с аниме-героями, подписанными их сейю (актерами озвучки). Все здесь отдано субкультуре анимешников. Есть даже мейдкафе – забегаловки, в которых вас обслуживают девушки в костюмах аниме-горничных.
Ради познания особого колорита Акихабары я зашел в одно такое мейдкафе. Оно располагалось на втором этаже старого офисного здания, но подниматься все равно нужно было на лифте. Дверь подъемника распахнулась, и без всякого предупреждения в уши понеслись удары бодрой j-pop музыки. Это особый стиль песен, когда девушки поют голосами, максимально приближенными к детским, на фоне слащаво мажорного синтезаторного фортиссимо. Ко мне подбежала официантка – девушка с макияжем настолько насыщенным, что сама казалась нарисованным персонажем аниме. Она взяла меня под руку и посадила за стол, отрезав пути отступления. Вручила меню, предупредив, что независимо от заказа нужно заплатить 500 иен за пребывание в этих стенах, и выдала кошачьи ушки. Чтобы позвать официантку, надо было надеть эту подкову на голову и крикнуть «ня-ня», то есть «мяу-мяу» по-японски. Уже ошарашенный этим экспириенсом, я огляделся вокруг. На стенах – фотообои с синим небом и белыми облаками, потемневшие от старости и создающие атмосферу комнаты для душевнобольных. Столики, меню, двери – все вокруг было каким-то замусоленным, кем-то затроганным, чем-то замызганным. Почему-то вспомнился Петербург Достоевского, беседа Раскольникова со Свидригайловым в рюмочной. Захотелось поскорее соскочить с этого поезда. Меню предлагало сет за 2,5 тысячи иен (1,5 тысячи рублей), включавший омлет, напиток и фотосессию с официантками. Фотографироваться с ними можно было только за деньги. Это немного отрезвляло и успокаивало. Я заказал безалкогольный коктейль.
– Вы не сделали «ня-ня», – улыбаясь, произнесла официантка.
Я извинился, но наотрез отказался издавать подобные звуки.
– Давайте сделаем сердечко руками, – предложила официантка. От этого я тоже отказался. Официантка выглядела расстроенно, но улыбаться не перестала. Как у нее это получилось одновременно, я не знаю. Получив счет и расплатившись, я выскользнул через черный ход, решив не дожидаться лифта. Дверь вела к наружной лестнице и мусорным бакам. После посещения мейдкафе хотелось принять душ. Стоит отметить, что помимо меня в заведении сидели другие европейцы и получали удовольствие от происходящего. Солидные мужчины «нянякали» – будь здоров. Красота, она, конечно, всегда в глазах смотрящего, но настолько растягивать свое чувство прекрасного мне пока не хотелось.
Сады и парки
Лучшее, что мне довелось увидеть в Токио, конечно, рыбный рынок Тсукидзи. Он открывается в пять утра и закрывается в 14 часов. Прекрасно здесь все, потому что все здесь съедобное. Это один из крупнейших рыбных рынков в японской столице. Морские гады лежат в больших объемах, во всей своей первородной красе и свежести. Креветки прыгают на прилавках в последней попытке выбраться на свободу. Лобстеры, кальмары, устрицы, гребешки, крабы, разные виды рыб и моллюсков, мясо тунца – все это подогревает интерес и аппетит, которые тут же можно утолить. Купить и взять с собой или зайти в один из десятков ресторанчиков, где вам приготовят все это в лучшем виде.
По части еды Японии нет равных. У них культовое отношение к свежести продуктов. Причем это касается всех заведений – от супермаркетов и забегаловок до самых дорогих ресторанов: везде вы можете быть уверены в том, что съедите качественный продукт.
Еще одно удовольствие – посмотреть на Токио с высоты. Одна из самых популярных видовых площадок находится в Мори-тауэр – небоскребе в районе Роппонги-хилл. Подняться на нее стоит 1200 иен (около 800 рублей). В Интернете прочитал, что с нее можно увидеть другой, более известный японский небоскреб – гору Фудзи. Но лично я, как ни вглядывался в далекие горизонты, ничего похожего на вулкан не увидел. Возможно, из-за облаков. А возможно, из-за богатого воображения некоторых интернет-комментаторов.
Огромный плюс – парки и сады Японии. Их не так много, и сами они не так, чтобы очень велики, зато оставляют массу впечатлений. Парк Уэно на одноименной станции метро хорош тем, что здесь сосредоточено много музеев. Есть национальный музей Токио, который стоит посетить обязательно. Вход обойдется в 600 иен (около 400 рублей). Здесь можно узнать о древней истории Японии начиная с тех пор, как она еще не была островом. То есть 13 тысяч лет назад. Также тут постоянно проходят различные выставки. Мне довелось посетить выставку сокровищ древних цивилизаций – экспонаты из Африки, Ирана, Южной Америки, Египта, Китая, Кореи. Даже присутствовала древнеегипетская мумия.
В других музеях, расположенных на территории парка, тоже всегда есть что посмотреть. Посчастливилось побывать на выставке импрессионистов: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек, Клод Моне и Эдуард Мане, Пьер Огюст Ренуар, Камиль Писсаро и множество других. Из сверхпопулярных картин были представлены «Бар в Фоли-Бержер» Эдуарда Моне, где автор с какой-то особенной любовью нарисовал бутылки со спиртным, «В отдельном кабинете» Тулуз-Лотрека (в главную героиню картины автор вложил столько ненависти и вульгарности, что от ее лица невозможно оторваться), «Кипарисы» Ван Гога, написанные в лечебнице для душевнобольных. Почти у каждой картины висело описание, как, где и когда она была написана. Стоило, наверное, также повесить таблички со стоимостью этих работ (некоторые превышают сотню миллионов долларов) для создания окончательного впечатления о силе изобразительного искусства автора.
Обязательно стоит пройтись по саду Рикуген. В Японии, насколько я понял, все, что названо парком, бесплатно. А все, что названо садом, – за деньги. Вход стоит всего 300 иен (180 рублей). Зато это прекрасный сад в японском стиле, с озером и небольшим островком посередине, с аккуратно организованной природой. Особенно он хорош во время цветения сакуры и в конце ноября – в период красных кленов. К сожалению, я приехал в Токио в середине ноября. Слегка поторопился, и клены только начали краснеть. В Японии есть сайты, которые ежедневно передают отчеты о цветении сакуры и покраснении кленов. Эх, если бы я знал о них раньше…
Еще из крупных зеленых территорий – сад Синдзюку и парк Йойоги, в котором расположено самое крупное в Токио синтоистское святилище Мейдзи.
Жалею только об одном
На парки, святилища, музеи, небоскребы, рестораны и прочие развлечения у вас уйдет максимум три дня. Потом все начнет повторяться и приедаться. Даже самые свежие суши на третий день хочется заменить хлебом с колбасой, а парки с храмами начинают становиться неотличимыми друг от друга. Поэтому стоит проехаться по окрестностям японской столицы. И один из самых удачных маршрутов на день – это посещение Хаконе.
Путь туда-обратно займет по времени целый день (если вы не захотите задержаться еще на день для посещения горячих источников), и около трех тысяч рублей уйдет на билеты. Лучше всего взять так называемый Hakone round ticket, то есть проездной билет туда-обратно с возможностью пользоваться общественным транспортом в самом городе.
По сути, Хаконе – это даже не город, а территория с огромным количеством гостиниц. Из развлечений здесь онсэны (японские бани), канатная дорога, озеро Ашико, с которого открывается вид на гору Фудзи (но только при хорошей погоде) и синтоистское святилище Хаконе-дзиндзя со знаменитыми красными воротами в воде. К последним ведет каменный мостик. Чтобы сделать на нем фотографию, нужно отстоять полуторачасовую очередь из туристов и инстаграм-блогеров, которые будут злить вас тем, что очень долго, неторопливо и без какого-либо сожаления к тем, кто только ожидает своей очереди, подбирают кадр для съемки, выстраивают свет и позируют то так, то этак.
Единственное, о чем я пожалел при посещении Японии, – я оплатил отель в Токио на все шесть дней, чем приковал себя к японской столице. Путешествие дольше чем на сутки означало бы большие экономические потери. А направлений, куда можно было бы и следовало бы съездить, – масса. Токио же – азиатский мегаполис, который отличается от других азиатских мегаполисов тем, что уже давно живет благополучно, не пытается поразить чье-то воображение, казаться лучше, чем он есть. А он и без этих попыток очень хорош. Вот идете вы по улице по тротуарной плитке и видите, что одна плиточка слегка просела. И тот край, который опустился, помечен пестрой ленточкой. С одной стороны, это знак прохожим – осторожней. С другой – городским службам. Обратите, дескать, внимание, на этот бардак. Надо исправить. Видя такой подход, думаешь, сколько бы рулонов этой пестрой ленты понадобилось бы только на одну нашу улицу. Любую.
Фото автора
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ