На выставке можно окунуться в «бесстыжие ванны»
«Архитектура воды. Опыт погружения» (16+) – так называется фотовыставка, которая открылась в малом зале центра современного искусства «Заря».
Она объединяет снимки двух эпох – советской и постсоветской и рассказывает о здравницах СССР и России (включая Приморский край).
– Несколько лет назад британская журналистка Мириам Омиди, изучавшая систему рекреационной индустрии в СССР, собрала книгу с фотографиями здравниц России и Белоруссии, Крыма и Кавказа, Средней Азии и Прибалтики, – рассказывает куратор выставки Анна Петрова. – Многие из приглашенных ею к участию фотографов продолжили снимать свои истории про курорты.
Именно эти снимки и стали основой нашей выставки. А дополнили мы ее снимками приморских фотографов, которые снимали также и санатории, работающие в Приморье, и, например, «моржей», купающихся в проруби Спортивной гавани. В итоге в общую экспозицию вошли работы Клодин Дури, Оли Ивановой, Даниила Колчанова, Дмитрия Лукьянова, Ивана Михайлова, Игоря Мухина, Егора Рогалева, Михала Соларски, Рене Фицека, Георгия Хрущева, Анатолия Топуза, Игоря и Михаила Чураковых.
Девочка, носик которой прогревают на физиопроцедуре. Мужская спина в следах от банок. Люди в соляной пещере. Группа женщин, получающих сеанс «искусственного загара» времен СССР – вокруг специальной лампы. Все эти приметы санаторно-курортного быта – вневременные, и они знакомы каждому, кто хотя бы раз бывал в санатории.
А вот снимки зданий самих санаториев и их внутреннего содержимого – бассейнов, водолечебниц – это уже та страница истории, о которой следует рассказывать отдельно.
– Для молодых людей, не заставших времена СССР, наверное, будет интересно, что поначалу в Советском Союзе санатории, пансионаты, лечебницы часто устраивались в бывших царских резиденциях и дворцах. Потом – до войны – немного было построено авангардистами и неоклассиками, – поясняет Анна Петрова. – А уж после Великой Отечественной, особенно в 70-е годы прошлого века, здания для культурного отдыха и поправки здоровья сооружались архитекторами-модернистами без всяких излишеств, но в новаторских и порой абсурдистских формах. По большому счету, именно в проектах санаториев архитекторы могли самовыразиться и подчас позволяли себе просто удивительные эксперименты. Вот фото Михаила и Игоря Чураковых, которые ездили тогда по стране и на широкую пленку снимали новые санатории, такие интересные, как, например, «Дружба» в Ялте. Обратите внимание, какие интересные формы… А репортер Анатолий Топуз проникал внутрь оздоровительных комплексов: его жанровые цветные снимки физиопроцедур говорят о технической оснащенности лечебниц и передают практически сюрреалистическую атмосферу медицинского вмешательства в организмы советских граждан.
Еще один раздел экспозиции – так называемая архитектура воды Приморья, Кавказа, Москвы и Волги. Фотографии Игоря Мухина из цикла «Week-end», женские портреты Оли Ивановой из легендарной «Чайки» (открытого бассейна в центре Москвы), снимки Ивана Михайлова с волжских набережных Чебоксар и спальных районов Москвы-реки, репортаж о приморских «моржах» Георгия Хрущева, «бесстыжие ванны» Пятигорска Дмитрия Колчанова продолжают тему, демонстрируя природную архитектонику, проруби и каменные бассейны, дикие пляжи и пирсы.
– О «бесстыжих ваннах» вообще можно говорить долго, – улыбается Анна Петрова. – Это особенность Пятигорска, города-курорта. Там есть места, где бежит минеральная вода, используемая в расположенных вокруг санаториях. Знающие об этом местные жители – и не только они – принимают целебные ванны на улице, бесплатно. Вот потому и названы они «бесстыжими». И это тоже часть санаторной жизни, определенный ее ракурс.
А еще мне бы хотелось отметить снимки Ольги Ивановой из бассейна «Чайка» (один из самых крупных бассейнов Москвы, располагающийся под открытым небом), где она снимала самых разных женщин, пришедших поплавать. Сколько в ее работах восторга от многообразия женской красоты, как прекрасны все героини ее снимков.
Отдельно в рамках выставки демонстрируется фильм Егора Рогалева, исследовавшего курорты и пионерские лагеря Владивостока. Проект представляет собой видеоинсталляцию на основе архивных материалов и кадров, отснятых во время пребывания в арт-резиденции «Заря».
Фото грязей, пещер, кислородных ванн, лечебной физкультуры, вертикальных соляриев и комнат соли погружают зрителей в глубину ощущений курортников и отдыхающих, проектирующих и строящих, плавающих и ныряющих.
Фото Алексея ВОРОНИНА
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ