Даже самой красивой женщине не помешает немного помады

Как навредят гениальной выставке потеки краски на стенах и почему Владивостоку необходим музей Юла Бриннера

13 нояб. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4606 (6311) от 13 нояб. 2019
27.jpg

«Создание выставок: от словарного запаса до идеи» – так назывался необычный обучающий семинар (или иначе воркшоп) известного в мировой культурной среде куратора выставок архитектора Тибо де Ройтера, который он провел во Владивостоке.

В наш город Тибо попал благодаря усилиям Яны Гапоненко, создателя Владивостокской школы современного искусства (мы рассказывали о ней в номере за 23 октября), а семинар проходил на базе ЦСИ «Заря». Участие в нем приняли не только те, кто хотел бы научиться организовывать выставки, но и люди, давно работающие в этой области и, казалось бы, многое знающие. Например, представители музея имени Гродекова, музея ВГУЭС. Чему же учил их Тибо де Ройтер?

Отметаем мертвые идеи 

– Тибо, как вы стали куратором? Этому где-то специально учат?

– Я француз, но живу в Берлине. Изучал архитектуру, писал диплом на тему взаимоотношений между искусством и архитектурой, моим дипломным проектом был дизайн арт-центра. За время работы над дипломом и потом, когда я переехал в Берлин, я познакомился с огромным количеством художников, галеристов. И в итоге стал работать в этой сфере, вместе с ними: готовил выставки, развешивал работы. Так и понял, что стал куратором, ведь именно они делают выставки от и до. Слово «куратор», кстати, появилось совсем недавно, мне оно не очень нравится, куда лучше звучит «создатель выставок», ведь сразу понятно, что человек делает, верно?

Кстати, многие мои друзья-кураторы по образованию кто угодно: адвокаты, лингвисты, историки. Никто не учился специально на куратора, а меж тем создают прекрасные выставки.

– Что для выставки главное: что показать или как показать?

– Выставка – это перевод идеи в пространство. Если нет идеи, то и показать будет нечего. Идея первична. Но! Она должна быть связана с тем пространством, в котором вы предполагаете ее показать. Вы должны понимать, как ваша идея будет воплощаться в конкретном пространстве. Допустим, в каком-то зале нет розетки, значит, там вы уже не сможете поставить, например, телевизор для демонстрации видеоматериалов. А в другом зале есть окна, и надо продумать, как они повлияют на расположение того, что вы будете выставлять. То есть в разных залах будут разные выставки.

Каков итог? Что показать и как показать – это две равноценные стороны одного процесса. Одного без другого не бывает.

Другой разговор – как рождается идея выставки и что это такое вообще. Нельзя сделать так: я хочу выставку про цветы и начну под нее подбирать работы. Это мертвая идея. Надо иначе: общаться с художниками, наблюдать за их творчеством, посещать мастерские, читать книги, понять, какие темы интересны и важны. Вот тогда появится идея. И она будет живой. Важной и интересной для этого места, для этого города.

– Может ли при этом неудачное воплощение убить саму идею?

– Всегда есть два варианта: хорошая идея и отличное ее воплощение и хорошая идея и ужасное воплощение. И конечно, во втором варианте выставка уже не произведет того впечатления, которое могла бы дать и которое хотелось бы получить. На продуманной и хорошо воплощенной выставке посетители могут задержаться на час, они чувствуют себя комфортно, им интересно. В другом случае они быстро смотрят и не менее быстро уходят.

Есть и третий вариант: плохая идея с отличным воплощением. Великолепный зал, продуманная развеска работ, сопровождение – словом, все для зрителя, но смотреть не на что. Это как с книгой, которую вы купили только из-за красивой обложки. А читать там нечего. И как вы себя чувствуете? Обманутым. Потому что даже очень красивый кристалл Сваровски – это все же не бриллиант. Пойдете вы еще раз на выставку того куратора, который дал вам только красивую обложку? Вряд ли…

– Но вам могут сказать: да того же Да Винчи хоть в курятнике выстави, это все равно будет Да Винчи! Красивая женщина красива всегда, даже если на ней мешок из-под картошки…

– Но немного помады ей ведь все равно не помешает, правда? И если говорить о Да Винчи, то работы такого мастера надо уважать. И выставлять их в достойных залах. 

Не путать с творчеством домохозяек

– Вы учили слушателей семинара создавать макеты выставок в буквальном смысле: они делали их своими руками. А если человек не умеет вырезать, клеить и прочее, что – не быть ему создателем выставок?

– Да, некоторые слушатели создавали макеты впервые. Никогда ничего подобного не делали! За один день я объяснил им понятие масштаба, показал, как вырезать и клеить, пользоваться рулеткой. И они сделали макеты! Создание макетов – вещь хоть и простая, но очень важная. И вообще, это не про то, чтобы создавать что-то руками и заниматься рукоделием. Это про другое. Про визуализацию идеи. В течение трех дней участники семинара продумывали идею своей будущей выставки, а потом показали, как она будет выглядеть, если ее реализовать. То есть нет идеи – нет макета, иначе это уже игры в кукольный театр и творчество домохозяек.

– Вы разработали этот семинар специально для Владивостока? 

– Нет. Этот семинар я веду уже пять лет, проводил его в разных городах и странах, например, в музее Кустодиева в Алма-Ате. В группах, с которыми я работал, всегда собирались разные люди – от искусствоведов до графических дизайнеров. Очень важно, когда они начинают взаимодействовать и делиться друг с другом знаниями. Кроме того, я всегда прошу участников создавать концепции с упором на имеющийся у них опыт, интересы. 

И если вы спросите, есть ли разница между участниками во Владивостоке и где-нибудь в Европе, я скажу: почти нет. Но! У моих русских слушателей огромное трудолюбие. Это факт. Они готовы остаться и работать всю ночь, особенно если им интересно.

– В чем главная цель вашего воркшопа? И когда вы чувствуете, что эта цель достигнута?

– Очень просто. Вот до Владивостока я проводил семинар в Алма-Ате. Музей Кустодиева там великолепный! Изумительные фонды, потрясающие коллекции. Казахстан всегда был аутсайдером в СССР, там не так давили на идеологию, как в центральных районах, поэтому музей Кустодиева мог себе позволить больше свободы в закупках картин. Красивое здание, чудесный музей, повторюсь. Но! Экспозиции не менялись с 1977 года, представляете? Как повесили в день открытия, так и висят! Когда проводят текущий ремонт, оставляют потеки краски. Лампы не горят в некоторых светильниках. И это не вопрос денег. Это вопрос косности. Косного отношения к экспозиции. Что мешает перевесить картины, продумав новую концепцию, оттереть краску, вкрутить лампочки? Только привычка. И когда после моего семинара в этом музее что-то изменилось, это значит, я достиг своей цели. 

Без денег никуда. Но как же будущее?

– Кстати о деньгах. А если есть чудная идея выставки, но нет спонсоров?

– В советское время в вашей стране творило большое количество художников, которые не признавались официальной идеологией. И у них не было никакой возможности выставляться в официальных залах. Их картины не покупали музеи. И что? Квартирники! Так они вошли в историю современного искусства, историю искусства России. Денег на такие выставки много не надо было, большая часть бюджета уходила на покупку горячительных напитков, – смеется Тибо. – А если серьезно, конечно, найти финансы – это проблема. Деньги нужны, чтобы что-то создавать. И всегда приятно, если находятся меценаты.

Например, мою поездку сюда оплатил Институт Гете. Но для этого создатель ВШСИ Яна Гапоненко предприняла множество усилий, не один месяц пробивала свою идею, и у нее получилось привезти меня сюда. Так что терпение и труд все перетрут. 

Однако я рад, что живу в Берлине, потому что там легче найти спонсоров для мероприятий в области искусства. Намного легче. И надеюсь, вы во Владивостоке понимаете, как повезло вам с тем, что у вас есть «Заря», например. 

– А выставка должна окупиться, продать себя?

– Многие солидные институции, например музей Помпиду, работают так. Проводят, скажем, выставку Ван Гога. Билеты на нее довольно дорогие. Но те же китайцы идут валом. При этом музей проводит еще десяток выставок, а вход на них свободный. Да, в определенном смысле они живут за счет выставки Ван Гога. Но это и есть гармония. Богатые туристы платят за то, чтобы студенты могли посетить несколько интересных выставок.

И надо четко понимать, что никакие билеты, сколько бы их ни продали, не смогут обеспечить нужды музея или галереи. Да, деньги от продаж билетов – это весомая часть бюджета любого учреждения культуры. Но ни в коем случае не основная. Здесь на себя должны брать ответственность государство, собственники музея или галереи, меценаты. Вот во Владивостоке появился, а потом закрылся арт-центр «Хлебозавод». Ужасно жаль! Нужно понимать, что за такие объекты следует держаться, поддерживать их. Да, кафе на месте арт-центра дает больше денег, но с точки зрения заботы о будущем… 

– Вы почувствовали биение художественной жизни во Владивостоке?

– Да! Я здесь уже второй раз, был у вас в 2016 году. Мне очень нравится музей имени Арсеньева с его продуманными концепциями, выверенным подходом к организации экспозиции. Нравится Приморская картинная галерея, где как раз очень строго следят за тем, чтобы не было потеков краски и все лампы работали, где все точно и аккуратно. Это важно. Нравится «Артэтаж», в котором работают люди, обожающие то, что они делают. Но почему у вас до сих пор нет музея Юла Бриннера?! Я обожаю его с 10 лет, это мой супергерой из Владивостока, и я был уверен, что здесь есть его музей. Вы подумайте над этим. Как и над тем, например, что вам бы стоило сохранить наследие бухты Стеклянной. Это уникальный объект. А еще у вас есть Миллионка! Посмотрите, как там чудесно сработали рисунки мастерской «33+1», это идеальный проект для туристов. Сколько китайцев фотографируется рядом с «китайским водоносом»! 

– Нужно ли заманивать туристов в музеи всеми силами?

– Туризм – это очень сложный вопрос. Это сложнейшая проблема любого музея. Например, все туристы, приезжающие в Париж, идут в Лувр на «Мону Лизу». И проходят мимо сотен других экспонатов! Как стать интересным туристу и при этом не потерять свою индивидуальность, не стать музеем одного экспоната? Как заработать деньги и при этом не скатиться просто до их зарабатывания? Каждый музей и галерея находит свой ответ на этот вопрос. Я вижу, что ваши музеи и галереи создают интересные выставки, имея в виду туристов из Азии, но не ориентируясь только на их вкус. Понимаете? И это замечательно.

Фото Алексея ВОРОНИНА

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ