Место встречи – «Перекресток»

Уникальный творческий центр уже 30 лет украшает театрально-музыкальное лицо Владивостока. С высоты полуподвалов

13 нояб. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4606 (6311) от 13 нояб. 2019
53.jpg

Объявлений о спектаклях и концертах этого многогранного творческого коллектива вы не встретите на театральных тумбах и в СМИ нашего города. Разве что на стенах домов и заборах. Тем не менее самодеятельные актеры творческого центра «Театр «Перекресток» уже три десятилетия дарят землякам свое искусство, и поклонники тянутся к нему без всяких афиш. 

Где нам пересечься?

Начался «Перекресток» с большого шатра из брезента, установленного на главной площади Владивостока. И хотя официальный день рождения театра отмечается 18 ноября, его основатель и бессменный руководитель Сергей Рыбалка уточняет, что первые шаги будущий творческий центр сделал 25 марта 1989 года, когда в столице Приморья стартовал фестиваль «Альтернатива 0», организованный городским клубом самодеятельной песни «Поиск» (изначально рожденным в стенах ДВПИ). 

– Недавно во Владивосток приезжал всемирно известный джазовый саксофонист Сергей Летов (брат Егора Летова, лидера группы «Гражданская оборона»). А впервые он и джазовый коллектив «Три О» приехали на гастроли в Приморье в марте 1989-го по приглашению клуба «Поиск».  Были еще московская группа «Мышеловка» (они работали в театре Олега Табакова) и «Лицедеи» (правда, без Полунина). Фестиваль проходил в Матросском клубе, Доме молодежи, новом ДКМ, Доме офицеров. Я тогда своими руками сделал шарманку, и мы с местными музыкантами выступали на улице, – вспоминает Сергей Рыбалка. 

С осени того же года барды стали регулярно выступать на улицах Владивостока и зарабатывать деньги. Именно тогда у коллектива появилось название «Перекресток». 

– Когда люди идут разными дорогами по одной и той же земле, единственный шанс пересечься для них – это перекресток, – так Рыбалка разъясняет смысл названия творческого центра. 

Шапито украли вместе с гаражом

В первый состав «Перекрестка» входили бывшие члены клуба «Поиск». Музыкант-мультиинструменталист Сергей Имаев и сейчас живет во Владивостоке. Автор-исполнитель Ольга Левковская ныне живет в Биробиджане. Среди зачинателей творческого центра профессиональная актриса, выпускница института искусств, а ныне еще  доктор биодинамической остеопатии Руслана Дедик. 

Тогда же Рыбалка задумал приобрести шапито, в котором можно было бы устраивать концерты. Подобное сооружение он подсмотрел летом 1989-го в Москве на международной акции «Караван мира». Шатер, принадлежавший французам, был сшит из прочной непромокаемой двухслойной ткани. В Советском Союзе единственное предприятие, которое изготавливало шапито из плотного брезента, находилось в столице. Но цена на его продукцию была неподъемной, поэтому Сергей решил соорудить шатер, взяв за основу французский образец, на двух столбах с растяжками. Тут возникла другая проблема: нужной ткани в стране не было. Выручили местные дельтапланеристы, они выменяли у военных на несколько бутылок водки огромный надувной ангар из серебристой прорезиненной ткани на капроновой основе. Правда, за день до того, как Рыбалка узнал об этой сделке, новые хозяева ангара порезали его на куски – чтобы удобно было продавать. Пришлось брать то, что было.

– Сначала мы сделали из обрезков выкройку, затем проклеили швы и просверлили в брезенте дырки. Куски  сшивали вручную капроновой толстой ниткой. Два ведра клея нам привезли с авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. Когда он закончился, выручили знакомые с арсеньевского «Прогресса». Стулья купили в магазине «Спорттовары». Это был закат эпохи СССР, мы забирали последнюю продукцию, сделанную в ту эпоху. Нехватку стульев компенсировали лавочками, «конфискованными» в ближайших скверах и на улицах города. Всего в шапито было до 300 мест. Для стоек утащили два бесхозных телеграфных столба, брошенных около дороги. Тогда подобную роскошь еще можно было найти. До нужного размера окаменевшую лиственницу доводили топориком, – смеется Сергей Рыбалка.    

Шатер получился большим, 18 метров в диаметре. Впервые  его установили в центре города осенью 1991 года, сейчас на этом месте возводится православный храм. Позже переместили на несколько десятков метров в сторону здания администрации края. Но по-настоящему шапито опробовали на Шаморе, на фестивале «Приморские струны». Правда, там одна балка едва не убила одного из зрителей. Пришлось на месте изменять конструкцию: тяжелую деревянную балку заменили стальным тросом. 

В 1992-м шатер участвовал в Тихоокеанском театральном фестивале. По просьбе главного режиссера Театра юного зрителя Леонида Анисимова его установили на площади Борцов за власть Советов. Дважды ставили в Спортивной гавани, где его порвал шквальный ветер. 

Судьба шапито печальна. В 1997 году, когда «Театр «Перекресток» базировался в цоколе дома на улице Нерчинской, 40, разобранный шатер вместе с театральным реквизитом хранился в металлическом гараже на сопке, у подножия телевышки. А однажды ночью гараж исчез. Неизвестные увезли его на грузовике… 

Кто заступится за артистов

До переезда на Нерчинскую будущий «Перекресток», тогда еще клуб «Поиск», с 1977 года размещался на улице Пушкинской, 35 в мансарде исторического жилого здания рядом с корпусом горного факультета ДВПИ. А в 1997-м один местный нувориш, занимавшийся перепродажей японских авто, решил скупить квартиры в этом доме под свой офис. Жильцам предлагались заведомо невыгодные условия, и с теми, кто не хотел переселяться по-доброму, бойцы бизнесмена разговаривали жестко.

– Нас выгнать на улицу не получилось. В защиту «Перекрестка» подписали письма Ефим Звеняцкий, Виктор Бусаренко, Леонид Анисимов, другие известные театральные деятели, – вспоминает Сергей Рыбалка. – За что я им до сих пор благодарен. Тогда бизнесмен предложил нам муниципальное помещение на Нерчинской. Этот вариант был лучше, чем вообще ничего. Город установил нам небольшую арендную плату, но, когда мы туда въехали и сделали ремонт, ее подняли ровно в 10 раз. Пришлось немного поскандалить, после чего нам разрешили существовать по формуле безвозмездного пользования. На Нерчинской был зал на 50 мест, но чаще всего мы выступали перед публикой на улице. 
Что касается легендарной мансарды на Пушкинской, где ровно 20 лет жил клуб «Поиск» и рождался «Перекресток», она сгорела – вскоре после того, как театр съехал. Причину пожара установить не удалось. Зато несговорчивые жильцы исторического здания сразу захотели переселиться в новые квартиры. На стене со стороны двора на уровне четвертого этажа до сих пор сохранилась выцветшая надпись «Перекресток» как память о былых временах… 

В 2014-м над творческим центром вновь сгустились тучи: закончился срок аренды цоколя на Нерчинской, театр мог лишиться помещения. Самодеятельных артистов выручил тогдашний мэр Владивостока Игорь Пушкарев. Оказалось, он знаком с творчеством «Перекрестка» и лично с Сергеем Рыбалкой. 

– Однажды в Спасске я с ним обедал за одним столом, когда он еще был местным бизнесменом, а не главой города. Мы тогда поговорили об автомобилях, их проходимости, еще о каких-то пустяках. Нашу мимолетную встречу Игорь Сергеевич запомнил. Прошли годы, он стал мэром и, когда театру отказали в аренде, безоговорочно подписал ее продление, – вспоминает Рыбалка. 

С чиновниками не по пути? 

Творческий центр «Перекресток» образца 2019 года – это самобытное и уникальное сообщество разновозрастных людей, влюбленных в театр и эстраду. По разным причинам они не попали на профессиональную сцену. Но «Перекресток» дал им возможность реализовать свои мечты в свободное от работы и учебы время. Штатных единиц в театре три вместе с Сергеем Рыбалкой, и все альтруисты – работают на голом энтузиазме. 

В прошлом году «Перекресток» получил президентский грант на проведение во Владивостоке фестиваля авторской песни «Дальфест».   

– Мы тогда жировали, – смеется Сергей. – Я впервые за 20 лет шесть месяцев получал зарплату. На остальные деньги мы оплатили проезд до Владивостока и обратно конкурсантам из Якутска, Магадана, Комсомольска, с Камчатки и Сахалина для участия в открытом конкурсе авторской песни ДФО. Троим лауреатам нашего фестиваля оплатили дорогу на фестиваль авторской песни в Москве, где один стал дипломантом, другой – лауреатом.    

За три десятилетия «Перекресток» неоднократно менял прописку. С недавних пор, после того как его через суд попросили покинуть помещение в доме на Нерчинской, театр обосновался в жилом доме № 17 на улице Крыгина. Место крайне неудобное из-за удаленности от центра города и вечных пробок на дорогах, тем не менее на представлениях «Перекрестка» почти всегда аншлаги. Даже при отсутствии рекламы.

Этот уникальный творческий коллектив давно заслужил лучшее помещение, чем цокольные этажи и полуподвалы, и лучшее отношение властей. К примеру, в других регионах ДФО самодеятельные театры и театральные студии находят поддержку городских и районных администраций. Но во Владивостоке творческий центр «Перекресток», который, кстати, с успехом представляет наш город и край на региональных и всероссийских фестивалях самодеятельных театров, власти, кажется, в упор не видят.    

С весны «Перекресток» дал несколько интереснейших концертов в честь своего 30-летия, но ни один чиновник от культуры не пришел, не позвонил, не поздравил. В прошлом сезоне у театра была большая премьера – почти трехчасовой спектакль «Шекспир и Мы», в котором участвовали актеры взрослой и детской студий. По словам руководителя театра, результат был удивительный: зрители смотрели постановку, не отрывая глаз от происходящего на маленькой сцене. Но от официальных лиц вновь ни звонка, ни свистка, будто творческого центра не существует. Будто эти люди идут параллельной с «Перекрестком» дорогой, и их пути никак не пересекутся…

Фото предоставлено Сергеем РЫБАЛКОЙ

 
 

Автор: Сергей КОЖИН