Усы, лапы и хитиновый покров...
Гость из Мадагаскара, попав на радио VBC, избежал печальной участи быть съеденным
Ведущим «Сестренки шоу» на радио VBC Екатерине Деминой и Ляле Булавиной гости часто приносят подарки. Обычно цветы, конфеты. Или что-то связанное с родом деятельности гостя. Пожарные, например, могут и огнетушитель подарить. А вот директор муниципального предприятия Владивостока «Аквамир» (более известного как старый океанариум на набережной Спортивной гавани) Александр Суворов принес в красивой коробочке такой сюрприз, который довел девушек до визга. В нем смешались восторг и испуг: из-под картонной крышки на девушек смотрел и шевелил усищами жирный мадагаскарский таракан.
Надо сказать, что «кукарача» был спасен от верной погибели. Смысл его существования заключался в том, чтобы быть съеденным мадагаскарской игуаной, – второй этаж океанариума отдан экзотическим зверям, ради которых специалисты учреждения разводят насекомых. И только счастливый случай, а именно приглашение директора «Аквамира» на эфир к «Сестренкам шоу», изменил судьбу насекомого. О необычном презенте, а также о том, как живет старый океанариум в условиях, когда появился новый и большой его «коллега» на острове Русском, Александр Суворов рассказал слушателям радио VBC.
Отличный питомец
– Обычно к нам приходят в гости с приятными презентами. А вы подарили мадагаскарского таракана!..
– Это животное – отличный питомец. Оно очень неприхотливо и неплохо чувствует себя в домашних условиях.
– Откуда в океанариуме он вообще появился?
– Честно сказать, это не какой-то выставочный экспонат, а корм для наших экспонатов. Можно сказать, что вы его сейчас спасаете от печальной участи. Сегодня на втором этаже мы развиваем отдел экзотических животных. У нас там живут змеи, питоны, игуаны, ящерицы и так далее. Экспозиция расширяется практически каждый день.
Любое животное питается согласно диете, которую ей установила природа. Мадагаскарская ящерица, например, поглощает в больших количествах вот этих самых мадагаскарских тараканов. Нам нужно ее кормить правильно, по науке, чтобы она не болела, чувствовала себя хорошо, как дома, и жила долго и счастливо. Поэтому мы одновременно разводим и тараканов.
– А как зовут этого таракана?
– Пока никак. Можете сами дать ему имя, какое захотите. Могу только сказать, что это мальчик.
Поигрались и хватит…
– Во время одного из предыдущих эфиров мы затронули тему, что хозяева экзотических питомцев, после того как наиграются ими, не знают, что с животными делать дальше и куда их деть. Особенно если эти питомцы требуют специального и затратного ухода. К вам часто обращаются с отказниками?
– Мы принимаем животных от жителей города, в том числе и экзотических. Стабильно к нам поступают ящерицы и змеи. Раз в неделю обязательно кто-нибудь придет с красноухой черепахой. Люди покупают их маленькими. А когда милое существо вымахивает будь здоров, да еще и проявляет свой нрав (они, как и все водные черепахи, имеют привычку кусаться, да еще и очень больно), то люди очень сожалеют о сделанном выборе.
Или, например, к нам приносят ужей и амурских полозов. Пригрели юных змеек у себя на груди, а они потом выросли до двух метров. Игуаны к нам часто попадают. Недавно принесли одну, так мы ей сразу нашли жениха. Стараемся, чтобы они полюбили друг друга.
– Можно ли сделать наоборот? Например, я приду к вам и пойму, что без какого-нибудь паучка или ящерки нет мне больше жизни. Я смогу его как-нибудь заполучить?
– Торговлей и выдачей животных мы не занимаемся. Это недопустимо. Если вам настолько дорог станет паучок или игуана, вы сможете прийти к ним завтра и послезавтра. У нас ничего с ними не произойдет.
– Бывают такие ситуации, когда люди отдают вам своего экзотического питомца, а потом скучают и приходят навещать?
– Конечно. Очень часто приходят бывшие владельцы черепах. Они скучают по экс-питомцам, но сами черепахи о прошлых хозяевах, как говорится, ни сном ни духом. Память у них краткосрочная. А среда пребывания отличная. Этим черепашкам в аквариуме просто чудесно, их там много, у них чистая водичка, они плавают и радуются жизни.
Ручные карпы
– Не секрет, что с появлением океанариума на Русском ваш океанариум стал не столь популярным.
– Нашему океанариуму уже 30 лет. Я пришел сюда работать только полгода назад и занимаюсь всем: от поиска новых экспонатов до вопросов ремонта помещений, инженерных сооружений и так далее. Наше здание в техническом плане уже морально устарело. Его необходимо приводить в порядок, чем мы сейчас и занимаемся. Меняем системы фильтрации и так далее.
И мы прекрасно понимаем, что просто не можем конкурировать на равных с новым океанариумом на острове Русском. С другой стороны, мы все-таки муниципальное учреждение и у нас есть социальная направленность.
Что касается экспозиций, то они у нас все рабочие. Несколько аквариумов посвящено Японскому морю, несколько – пресноводным рыбам. На втором этаже, как уже говорил, активно развиваем экзотариум со змеями, ящерицами, пауками и тараканами.
На улице открыли круглогодичный бассейн с ручными карпами, которых можно кормить. Подходишь, протягиваешь руку с кормом, и они сразу собираются к тебе всей стаей, как голуби, даже высовывают свои мордахи на поверхность.
– Чтобы справляться с обитателями вашего учреждения, обязательно ли обладать знаниями в области биологии и зоологии?
– Конечно, обязательно. На всех живых экспозициях у нас трудятся профессионалы. Сотрудников, которые занимаются живыми экспозициями, у нас порядка 20 человек.
Также мы постоянно обращаемся к специалистам из ДВО РАН за консультациями по содержанию рыб в неволе. С одной стороны, вот рыба, которая водится в Японском море, а вот рядом само Японское море. Бери оттуда воду и запускай жильцов в аквариум. На самом деле все гораздо сложнее. Состав воды меняется постоянно, нужно следить за кислотностью, за множеством других параметров и характеристик. Поддерживать среду, чтобы рыба в ней чувствовала себя комфортно.
Этаж экзотов
– Помимо рыб, тараканов и прочих обитателей экзоториума, кто еще живет в океанариуме?
– Наша любимица – крокодилица Дуся. Она настоящая звезда и, пожалуй, сама об этом догадывается. Дети постоянно липнут к стеклу ее аквариума, стучат ей, пытаются сделать так, чтобы она обратила на них внимание. Но она на детей, как и на остальных посетителей, реагирует вяло. А вот стоит только дать сигнал к кормлению, и она мгновенно оживает, становится невероятно бодрой и активной.
– Была еще история, что у вас ненадолго поселилась рыба фуга…
– История произошла этим летом. К нам позвонили ребята из морского ОМОНа, которые ловят браконьеров и прочих нарушителей, сносят и уничтожают сети, которые северокорейцы незаконно ставят в наших водах. И в одну из этих сетей вместе с остальной рыбой попала фуга. Они нам позвонили, объяснили ситуацию, предложили привезти экзотическую рыбу к нам. Мы, конечно, согласились.
К сожалению, фуга, находясь в сети, получила сильные травмы. Все попытки ее выходить не увенчались успехом. Спасти ее нам не удалось.
– Когда у вас появляется новая рыба, вы ее сразу же помещаете в бассейн?
– Во-первых, когда к нам попадает рыба, она обязательно должна пройти карантин. Мы смотрим, не больна ли она, как себя чувствует.
Во-вторых, в каждом аквариуме существует своя био– и микрофлора. Новичкам нужно время для адаптации. Только потом мы подсаживаем их в аквариумы для зрителей.
– Как реагируют другие обитатели на то, что к ним селят кого-то новенького?
– Все как у людей. Встречаются и ревность, и гостеприимство. Иногда они дерутся. Это нормально. Бывает и такое, что за новичков вступаются старожилы. Особенно если новичок – самка, а старожил – самец.
– По собственному опыту могу сказать, что даже маленькая рыбешка может быстро загрязнить свой аквариум, не говоря уже про осетров. Как вы моете центральный цилиндрический аквариум?
– Да все просто происходит. Мой заместитель надевает акваланг и водолазный костюм, берет инструмент и лезет в большой аквариум к осетрам и карпам, выполняя все необходимые работы.
Вообще, все сотрудники нашего предприятия болеют душой за своих подопечных. Я, хоть и сам сюда поступил недавно, уже успел полюбить наших обитателей. Какая-то рыбка потеряла подвижность, все время проводит у дна – наблюдаешь за ней, выясняешь, что с ней происходит, заболела или нет, справится ли сама или нужна помощь.
Отрезвляющая литература
– Можно ли сейчас сказать, что океанариум помимо развлекательной несет еще и образовательную функцию?
– Мы плотно сотрудничаем с департаментом образования Приморского края. Плюс к тому мы все же муниципальное учреждение. К нам приходят учителя биологии из городских школ со своими учениками и проводят здесь наглядные уроки. И это очень здорово. Потому что у нас есть рыбы, о которых знают все, но мало кто, кроме рыбаков, их видел вживую. Селедка, навага, корюшка, камбала – в повседневной жизни мы, как правило, наблюдаем их только в замороженном виде. Посмотреть, как они плавают, как ведут себя в естественной среде, – это очень интересно.
– Что делать, если есть сильное желание купить себе какую-нибудь экзотическую живность?
– Прежде чем приобрести какого-то экзота, я бы настоятельно советовал ознакомиться с условиями его содержания в неволе. Весьма отрезвляющая литература. Когда читаешь руководство по уходу за тем или иным животным, то оно уже не кажется таким желаемым.
Конечно, можете обратиться к сотрудникам нашего океанариума. Они дадут консультацию по содержанию животных, и вы сами сделаете вывод, что заводить, допустим, крокодила в качестве питомца довольно накладно. Он, конечно, ест один раз в день, но зато сразу по две курицы. Это 14 куриц в неделю. И это только питание.
Фото предоставлено Александром РАДАШЕВСКИМ
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ