“Альпы” в центре Приморья

В центре Приморья, над маленьким и уютным городком Арсеньевом, возвышается красавица сопка высотой 800 метров. С телевышкой и белоснежной лентой горнолыжной трассы, она стала символом города. И хотя официальное название сопки - Обзорная, здесь по старинке пользуются ее коренным удэгейским именем - Халаза.

27 дек. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №46 от 27 дек. 1996
В центре Приморья, над маленьким и уютным городком Арсеньевом, возвышается красавица сопка высотой 800 метров. С телевышкой и белоснежной лентой горнолыжной трассы, она стала символом города. И хотя официальное название сопки - Обзорная, здесь по старинке пользуются ее коренным удэгейским именем - Халаза.

Горнолыжная база - одно из самых любимых мест отдыха арсеньевцев. И не только. В последнее время сюда приезжает все больше гостей из Владивостока и Находки, из других регионов Дальнего Востока. Горнолыжный спорт становится у нас престижным. Появляются люди, которым хороший инвентарь уже по карману - а это минимум 500 долларов. “Элитный” спорт. У нас элитный - по рядовой зарплате рядового человека. А вот, например, во Франции, читаю информацию в “Известиях”, рядовая учительница может без проблем выехать с классом на каникулы в Альпы - покататься на горных лыжах.

Перефразируя известное, скажем: фанатизм - это сила! Если фанатик решил, он и гору свернет. Или шею...

Группа арсеньевских энтузиастов, которым манящие склоны Халазы не давали покоя, решила построить на сопке горнолыжную трассу. Решить - легко, “пробить” - трудно. Ситуация осложнялась тем, что сопка, находящаяся всего в 6 километрах от города, считается территорией соседнего Яковлевского района. Ходили по кабинетам энтузиасты, ходили, пока не поняли, что чиновничью махину легче объехать, чем сдвинуть с места. И - “объехали”. Начала по осени желтеть тайга, листья осыпаться - ахнул город: на сопке полосой лес вырублен! Летом-то, пока все зеленело, никто этого не замечал.

Так появилась трасса. Как незаконнорожденное дитя, она сразу же подверглась гонениям: кто, откуда? Работники лесного хозяйства составили акт о браконьерской порубке леса - да только взыскать штраф оказалось не с кого. Кто дерева валил? А кто ж его знает...

Когда страсти улеглись, принялись энтузиасты за строительство домика на горе. Чтобы было где погреться и время культурно провести. Использовали метод, как тогда называлось, “народной стройки”. Хороший домик получился - кирпичный, двухэтажный, да еще и с русской печью. Стоит до сих пор, гостей принимает.

История. Годы 80-е

На смену первой волне энтузиастов пришла вторая. В детско-юношеской спортшколе “Прогресса” создалась новая секция - горнолыжная. Тренерами стали Александр Юшин и Александр Белоцерковец, которые работают здесь и по сей день. Именно на их плечи в основном и легла тяжесть работы по приведению трассы в ее нынешний вид. Они кроме занятий с детьми и обеспечения их необходимым спортинвентарем, проведения соревнований еще и ремонтировали, электрифицировали базу, делали подъемники. Завод и администрация спортзала “Восток”, где располагалась ДЮСШ, помогали чем могли.

Официальное признание горнолыжной базы ценой огромных усилий директора ДЮСШ “Снежинка” Надежды Борисенко пришло в конце 80-х, когда объект удалось поставить на баланс ЖКУ авиационного завода “Прогресс”. Здесь на зимних и весенних каникулах (в марте сопка все еще в снегу) шумели детские спортлагеря. Специализированная эстонская фирма начала строительство безопасного подъемника - самодельный бугельный требует особых навыков, не исключает случаев травматизма. Казалось бы, все идет к приморскому горнолыжному хеппи-энду, как в дела спортивные вмешалась... политика. В 1991 году эстонцы уехали на свою историческую родину, оставив на память о нерушимой дружбе народов лишь железобетонные фундаменты под опоры подъемника.

День сегодняшний. Годы 90-е

Яблоку упасть негде - не то что “иномарке” протиснуться! Несмотря на то, что здесь, на 500-метровой высоте, в который раз расширена автостоянка, места для техники все равно не хватает. Желающих покататься в зимние выходные столько, что тренировки детей теперь проводятся только в рабочие дни. Суббота и воскресенье отданы неорганизованным горнолыжникам и приезжим туристам. Спальных мест в домике тоже не хватает, но гости уже освоили под ночлег и самую престижную в городе гостиницу “Таежная”, и номера соседней базы отдыха “Салют”, расположившейся у подножия Халазы. Катание теперь платное. Тут логика простая: горнолыжная база - в составе муниципального спорткомплекса, а муниципалитет - нищий. Деньги же на содержание хозяйства нужны, и немалые.

Сегодня к услугам отдыхающих предлагаются не только стремительные полеты по 75-метровой в ширину и 3-километровой в длину трассе, но и горячие обеды. Много перемен произошло на базе, но остались неизменными чистейший, настоянный на запахах хвои и багульника воздух, ослепительно белый снег. И еще... удивительный зимний загар - да-да, именно загар. А приподнятое настроение, с которым всегда возвращаются домой и асы горных лыж, и новички!

Что завтра? В годы 2000-е...

Известно ли вам, что 42 процента бюджета Австрии составляют доходы от туризма? И в России говорят о туризме все чаще. Вот и на территориальном совещании руководителей комитетов по физкультуре и спорту, состоявшемся в начале декабря уходящего года в Хабаровске, эта тема активно обсуждалась.

Да, надо развивать туризм, спортивные услуги. В Арсеньеве об этом просто мечтают. Город, всю свою жизнь державшийся на двух оборонных заводах, сегодня буквально гибнет. И поэтому видит в туризме одну из соломинок, ухватившись за которую можно выплыть... Арсеньевская горнолыжная база, конечно, пользуется большой популярностью, однако посмотрим на вещи реально. Каких туристов мы хотим сюда привлечь? Иностранных? Я грезила мечтами об этом до тех пор, пока не побывала на одной из горнолыжных баз Японии. Самая недорогая, молодежная, государственная - даже она кажется сказочным дворцом против того, что имеем мы. Я уж не говорю об идеальной чистоте, бане с термобассейном и капитальном туалете в кустах: с унитазами, водой и туалетной бумагой. Тут мы - полный пас. Удобства на арсеньевской базе, можно сказать, походные. Японец к нам не поедет. Зачем? Там своих баз сотни. Разве что найдется какой-нибудь любитель русской экзотики, но это, выражаясь языком экономики, нестабильный поток. Да и американцы, все же время от времени наезжающие из Владивостока и появляющиеся на кручах зимней Халазы, валютной погоды не сделают.

Поэтому рассчитывать на зарубежные инвестиции в реконструкции арсеньевской горнолыжки пока не приходится. А значит, и на доведение ее до мировых стандартов. Но нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что Халаза практически уже стала подобием Альп Приморья. Бывают дни, когда здесь одновременно собирается до 500 человек. Следовательно, стоит подумать над тем, как придать отдыху на ней максимум цивилизации за счет вложений внутренних инвесторов.

Ведь в первую очередь придется “расшить” поток горнолыжников. Все же, по большому счету, по климатическим условиям Арсеньев - не Альпы, где снега выпадает в 3-4 метра толщиной. И даже не Сахалин. Естественного снежного покрова на Халазе для массового катания не хватает, и этого не ощущалось, пока спортивные гурманы пребывали здесь в ограниченном количестве. Можно, конечно, прорубить еще одну трассу, на другом склоне - но это какие затраты... Да и лес жалко: все-таки “легкие города”.

- Есть еще один цивилизованный вариант, - говорит тренер Александр Юшин, - но он тоже дорогостоящий. Речь идет о такой установке, как снежная пушка, - она разбрызгивает на морозе воду, снег получается в виде рыхлого сахара и очень хорош для катания. Таких пушек нужно 5-6. И ратрак - специальный трактор, приминающий снег. Техническая сложность в том, что для воды нужно бурить скважины, делать резервуары. Или вести на высоту 800 метров водопровод. Ну и, как минимум, следует все-таки завершить строительство нормального подъемника.

По скромным подсчетам, нужно около миллиона долларов. Кто их даст?

И все же...

Надежда умирает последней. Виктор Толстой, председатель городского спорткомитета, передал руководителю госкомитета по физкультуре и туризму видеокассету об арсеньевской горнолыжной базе. Он убежден, что Арсеньев вполне может стать настоящим центром горнолыжного спорта и зимнего отдыха для приморцев и даже хабаровчан. Нужно только вложить деньги.

Между тем при малых отрицательных нюансах арсеньевская трасса по всем техническим показателям (уклон, перепады высот) соответствует международному уровню. И есть тайная мечта все же завлечь сюда российскую сборную для акклиматизации перед следующими Олимпийскими играми в Японии. Под это федеральный бюджет мог бы дать деньги - именно так в свое время появился в Южно-Сахалинске замечательный горнолыжный комплекс.

Но не исключено, что и в Приморье кто-то заинтересуется этой идеей, кто-то сумеет ее материализовать.

Пока же здесь все идет своим чередом. Местные горнолыжники готовятся к новому зимнему сезону. Руководство базы - к очередным организационно-техническим мытарствам. Вот нонсенс: на предложение владивостокского рекламного агента разместить рекламу всего за 400 тыс. рублей арсеньевские горнолыжники умоляют: “Мы сами вам столько же заплатим - только не надо!” Не смогут они принять всех желающих.

Весь мир из потребности людей отдыхать извлекает прибыль. Мы этому пока еще учимся. Но сколько же можно ходить в учениках?

Автор: Жанна ЧИКРИЗОВА, Владимир ЯКИМОВ (фото), специально для “В”