Что поможет любой маме? Только ласка и вниманье!
Ярким, музыкальным, веселым и мудрым спектаклем «Непослушные котята» (6+) порадовал Приморский театр молодежи юных зрителей. Премьера постановки прошла на прошлой неделе.
Два маленьких котенка своим непослушанием и ленью расстроили маму-кошку, она заболела, а котята отправились искать помощи у жителей звериного городка. История проста и в то же время поучительна. Из оригинальной, но не самой блестящей пьесы драматурга Ольги Корыхаловой режиссер Сергей Руденок сделал настоящий мюзикл – захватывающий, славный…
– Пьесу мне предоставило руководство театра, и после внимательного прочтения я понял, что там много подтекстов и смыслов, которые мне показались занимательными, интересными, с ними захотелось поработать, – рассказывает Сергей Руденок. – Сразу же решил, что это будет мюзикл, яркий, веселый. Кроме того, спектакль должен был быть мобильным, чтобы его можно было вывозить в школы, например.
– Музыка была написана для вашей постановки специально?
– Нет. В связи с тем что спектакль надо было поставить в короткие сроки, мы не смогли привлечь композитора для написания оригинальной музыки. Пришлось подбирать музыкальные фрагменты из уже наличествующих в фонотеке театра. Это было непросто – музыку нужно было найти для готовых песен. И здесь мне помогла Наталья Резникова, прекрасный музыкант и профессионал, которая сумела подобрать подходящую музыку. Нам легко работалось вместе, и это, должен сказать, удивительно: всегда свои спектакли оформляю сам, вмешиваюсь в работу всех цехов, художника, бутафора и так далее. А тут почти сразу же соглашался с выбором Натальи. Конечно, какую-то фоновую музыку приносил я, а Наталья подбирала материал именно для песен.
– В постановке каждая роль – просто актерский бенефис…
– Что касается подбора актеров, то здесь мне пришлось настаивать на своем выборе – я хотел работать именно с Сергеем Рюмкиным, Евгенией Серебрянской, Вадимом Замараевым, Олесей Белоконь, Анатолием Мягких, Анной Проскоковой, Татьяной Донской. Я четко знал, кого вижу в той или иной роли, ведь распределение – половина успеха спектакля. Работалось нам в итоге очень хорошо. Мы были партнерами с артистами, понимали друг друга и старались изо всех сил. Любимая моя сцена – появление Козла-депутата, в которой я просто любуюсь Вадимом Замараевым, спасибо ему за то, как он прочувствовал этот образ и показал характер. А когда только прочел пьесу, сразу было ясно, что Кошка – это только Татьяна Донская.
– Сергей, вопрос с подвохом. В спектакле есть сцена с Козлом. Вот кусочек его монолога:
«Звезда взошла моя давно, Недаром я пробился в депутаты! Конечно, это многим не дано, А у меня ума полна палата!
(Козел садится за стол. По бокам от него – два телефона, которые начинают безостановочно звонить по очереди, а потом одновременно).
Козел:
– Тэк-с... (Разглядывая бумаги на столе.) Как всегда накопилось много важных дел. (Перебирает бумаги.) Это не то... А это? Это тоже не то... Да куда же оно запропастилось?.. О! Нашел! Вот оно самое неотложное... (Звонит телефон.) Да? Я занят. Да. Перезвоните попозже. (Снова возвращается к бумаге.) Значит так... (Читает.) По горизонтали: фрукт на пальме на букву «Б», пять букв. (Звонит второй телефон.) Да? У меня важное дело! Не отвлекайте! (Вешает трубку.) Итак... Фрукт на букву «Б»... Бул-ка. Точно! Все подходит! Отлично! (Снова звонит телефон. Раздраженно.) Да?! Ну сколько можно объяснять? Я занят! Перезвоните на следующей неделе!.. А? Какое еще неотложное дело? Что? Да, я депутат. У депутата тоже могут быть дела. (Вешает трубку.)
– Вы не опасались, что такой юмор сегодня некоторые педагоги, да и родители тоже, могут неправильно понять?
– Я сразу обратил внимание на эту сцену и уточнил у руководства театра, все ли их устраивает в материале. Получив ответ «да», спокойно работал. И в этой сцене не изменил ни слова, ни буквы. Оставил все как есть. Притом что пьесу, разумеется, я менял. Например, вместо двух братьев-котят у меня брат и сестра; пьеса написана частично прозой, частично стихами, я везде заменил прозу на стихи. Словом, работал так, как и положено режиссеру. Но в сцене с Козлом все оставлено без изменения.
А то, что сегодня подчас у учителей, родителей сложно с юмором… Ну такое ведь было всегда, в советское время тоже. «Что вы в данном случае имеете в виду?» – такой вопрос авторы фильмов, спектаклей слышали от всевозможных «искусствоведов в штатском» не раз и не два… Так что, в принципе, я был готов. Мы с актерами обсудили этот момент и решили, что все делаем правильно и бояться нам совершенно нечего. Мы делаем спектакль для умных детей, которые все поймут правильно. А если найдутся непонимающие учителя или родители, которые в чужом глазу видят соломинку… Ну что ж… Актеры и режиссер не должны опускаться на их уровень.
– Какова главная мысль «Непослушных котят»?
– Она одна, и очень простая: в жизни каждого ребенка наиглавнейшее и наиважнейшее место занимает мама. Мама – самый важный и главный человек, только она выручит из беды, будет тебя любить всегда. И речь именно об этом.
Разумеется, есть и другие посылы. Например, мы говорим о том, что по-настоящему положиться в жизни можно только на самых близких людей, что каждому в жизни – свое, и если ты котенок, то не ходи за советом к курице или козлу. Они живут в других мирах, иди за советом к тем, кто понимает тебя и твои нужды. Нужно очень точно знать, кто ты в этом мире и к кому ты можешь обратиться.
На мой взгляд, у нас получилась хорошая работа. На первой выездной премьере – в школе в районе Снеговой Пади – после спектакля была овация. А один первоклассник, когда на сцену по ходу пьесы вышел Анатолий Мягких – Кот дедушка Федот, расплакался. Как выяснилось после спектакля, он соскучился по дедушке и о нем ему напомнил Кот дедушка Федот. Так вот, это главная оценка нашей работы, это – катарсис, это то, для чего мы работаем.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ