Год театра закрывается выставками и премьерами

Год театра в России близится к финалу. И закрывается он так же, как и начался, – большим форумом во Владивостоке. В наш город прилетели ведущие театральные деятели со всей страны, в том числе народный артист России Александр Филиппенко и директор МХТ Марина Андрейкина. Они приняли участие в большом торжественном мероприятии, которое прошло на Приморской сцене Мариинского театра. Также в театрах Владивостока состоялись мастер-классы для актеров и режиссеров и творческие встречи со зрителями.

3 окт. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4584 (6289) от 3 окт. 2019

Время фокстрота и драмы

Своеобразным салютом форуму и финалу Года театра станет премьера спектакля «Великий Гэтсби» в Приморском краевом театре имени Горького. 5 и 6 октября зрители Владивостока смогут увидеть, как у режиссера из США Тины Кронис получилось перевести великий роман Фицджеральда на язык… танца.

Да, Тина Кронис – художественный руководитель Theatre Movement Bazaar в Лос-Анджелесе, режиссер и хореограф, лауреат многочисленных премий, прославилась именно тем, что сумела перевести на язык пластики, например, «Три сестры» Чехова. И эту работу очень благосклонно приняли и критики, и публика.

Еще перед началом работы над «Великим Гэтсби» Тина Кронис заявила: жанр спектакля уже определен – драматический фокстрот.

– 20-е годы прошлого века – чрезвычайно интересное время в США, время бесконечных вечеринок, эдакого прожигания жизни, время фокстрота, быстрого ритма, – сказала режиссер. – Но вот это бесконечное веселье в какой-то момент выходит из-под контроля – об этом и говорится в романе. А затем, как известно, была Великая депрессия. Драма. Так что все логично…

Конечно, «драматический фокстрот» – своего рода оксюморон (слова, которые противоречат друг другу). Но такова суть моей работы: люблю сюрпризы, неожиданные повороты на сцене. Музыкальный же стиль спектакля очень эклектичен, использована и современная музыку, и музыка 20-х годов. В работе над спектаклем я не придерживалась исторической достоверности до последней запятой, гораздо важнее передать суть, чем нюансы. Потому и в хореографии использованы элементы фокстрота, танго, других танцев. 

Судя по тому, как восторженно отзываются о спектакле занятые в нем актеры театра имени Горького, постановка получилась яркой и необычной. Как раз к Году театра!

Неразрывны художник и театр

Кроме того, сразу три выставки художников театра открылись в нашем городе в рамках театрального форума. В галерее современного искусства «Арка» – персональная выставка Станислава Бенедиктова «Бенедиктов-блиц», одного из самых известных художников и педагогов, в музее «Артэтаж» – документально-художественный проект-исследование «Москва – Владивосток» молодых художников из Москвы, в залах Приморского отделения Союза художников России – выставка художников театра Дальнего Востока.

– Выставки объединяют художников театра всего Дальнего Востока и дают возможность увидеть их творчество наряду с творчеством талантливых столичных авторов. Это работающие для театров ДФО Андрей Климов, Владимир Колтунов, Константин Пискунов и другие, а также знаменитый Станислав Бенедиктов и группа молодых художников театра, специально приехавшие во Владивосток, – рассказала куратор выставок искусствовед Ольга Зотова. – Таким образом, продолжен опыт проведения выставок, дающих срез дальневосточной сценографии, начатый в свое время Владимиром Колтуновым и подхваченный художниками из Хабаровска (с 2003-го по 2008 год там реализовывался проект «Зеленая кошка», посвященный сценографии и театральным художникам). Спустя годы к этой теме вернулись в период проведения торжеств по поводу 85-летия Приморского академического драматического театра им. М. Горького в 2017 году. Тогда в залах Приморского отделения Союза художников России развернулась краевая выставка «Театральная». В ней были представлены станковые произведения разных жанров на тему театра (портрет, натюрморт, сюжетная композиция), эскизы костюмов и декораций (в том числе из фондов Приморской государственной картинной галереи), костюмы, макеты, куклы, афиши, программы, художественные альбомы. На основе синтеза искусств был создан объемный образ театра. На вернисаже говорили о том, что подобные выставки очень редки, чрезвычайно сложны по организации, но необходимы, так как дают возможность накопления практически неисследованного материала. Тогда же было решено сделать новый проект, посвященный сценографии Дальневосточного федерального округа, к которому к настоящему моменту отнесены территории Забайкалья и Бурятии. И то, что он вписался в рамки Года театра, поистине символично.

Разнообразно и ярко представлено в залах Приморского отделения Союза художников творчество художников театра Якутии, Бурятии, Хабаровска, Владивостока, Уссурийска, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре, Находки. Это плеяда тех авторов, в работах которых отразился широкий спектр творческих поисков и решений в создании декораций и костюмов. Их принадлежность театру определена не только специальным профессиональным образованием (на Дальнем Востоке нет возможности получить профессию художника театра, в эту область приходят выпускники живописных и графических факультетов, исключение составляют якутские авторы), но и способностью вписать свое творчество в систему, где художник является частью большого коллектива, создающего театральное действо. Отдельным блоком в выставке представлено творчество художников театров кукол.

Для дальневосточных театров работают художники, чей опыт складывался в требовательной профессиональной среде. Так, творчество Владимира Колтунова на протяжении многих лет тесно связано с театрами именно Дальнего Востока, в частности, с Приморским академическим драматическим театром им. М. Горького. Его изысканные, тонкие решения делают спектакль художественным событием. Для этого же театра создает эскизы декораций и костюмов Андрей Климов. С Дальневосточным регионом связал свою жизнь Константин Пискунов, который с 2017 года является главным художником «Чехов-центра» в Южно-Сахалинске.

Ну а на выставку Станислава Бенедиктова я рекомендую обратить особое внимание. Это один из лучших театральных художников России, главный художник академического Молодежного театра, народный художник России, лауреат Государственной премии России.

Станислав Бенедиктов окончил Московский художественный институт им. В. Сурикова по специальности «художник-живописец» в 1973 году. В 1980 году пришел в Российский академический Молодежный театр. С 1985 года является главным художником театра, где он работал над такими спектаклями, как «Вишневый сад», «Алые паруса», «Инь и Ян», «Берегутопии», «Мушкетеры», «Участь Электры», «Чехов – GALA», «Эраст Фандорин», «Нюрнберг», «Демократия», «Портрет», «Лоренцаччо», «Большие надежды», «Береника», «Баня», «Марсианские хроники», «Отверженные», «Капитанская дочка», «Три толстяка», «Король Лир»…

Станислав Бенедиктов ставил спектакли во МХАТе с Олегом Ефремовым, в Малом театре и в Большом, в музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и в Кремлевском балете.

А его картины выставлялись в Большом и Малом Манеже, в посольстве Исландии, в Доме художника на Кузнецком мосту, на Крымском валу.

Автор: Отдел новостей «В»