Ошибка Льва Князева
Амгу – село с историческим прошлым. Первые поселенцы в этих местах появились в начале ХХ века. Скудная на гумус почва и короткое лето не позволяли полагаться на земледелие. Но благодаря богатствам тайги, дарам моря и россыпям золота в речках и ручьях в Амгу было много зажиточных людей. Местные жители конскими тропами ходили через перевалы до Бикина, далее на лодках добирались до Маньчжурии. Возвращались с фарфоровой посудой, шелковой одеждой, тканями, оружием. Летом японцы на кавасаках привозили в Амгу крупу, муку, сахар, винтовки и патроны. Это была контрабанда. Натуральный обмен шел на берегу. За две шкурки особо ценного баргузинского соболя японцы давали столько товаров, что можно было прожить год. Шкурка одного баргузинского соболя приравнивалась к стоимости коровы.
В конце 30-х годов после прихода на север Приморья советской власти зажиточных сельчан объявили кулаками, богатеями и эксплуататорами трудового крестьянства. Свободолюбивые мужики взялись за оружие и выступили против коллективизации и раскулачивания. Восстание будет жестоко подавлено чекистами в 1938 году. Эти кровавые события описаны в повести «Крайняя мера» (1972) известного приморского писателя Льва Князева.
В Амгу живет Владимир Шкарубо, внук Кондратия Могильникова, одного из персонажей этого произведения. Он тоже попал под жернова красного террора. Кондратий Могильников утонул вместе с баржой и другими арестантами, когда их по морю доставляли на Колыму на рудники. Есть версия, что кингстоны чекисты открыли специально, чтобы избавиться от очевидцев своих злодеяний.
По словам Владимира Васильевича, Лев Князев, мягко говоря, в своей повести неточно охарактеризовал предка, изобразив его хитрым злодеем.
– Бабушка рассказывала, что дед был отличным охотником и не ставил капканы возле трупов комсомольцев в качестве приманки, как написано в книге. Он боялся трупов и к ним вообще не подходил. Это писатель придумал, имел право, поскольку писал художественно-историческое произведение. Там вымысел допускается. Ошибка Льва Николаевича была в том, что он сохранил реальные даты, имена и фамилии, а сюжет уже домыслил. Местные жители, когда рассказывали ему о событиях тех лет, боялись говорить правду и боялись с ним спорить, – говорит Владимир Шкарубо.
В годы сталинских репрессий в местечке Сайон (это в 12 километрах от Амгу по берегу моря) был лагерь для заключенных, осужденных по политической 58-й статье УК СССР. Здесь отбывали наказание артисты, писатели, деятели науки и культуры. Летом они выращивали капусту и картофель для Красной армии и Тихоокеанского флота. Зимой делали дороги, пилили лес. Сколько людей осталось там навсегда и где они похоронены, никто не знает. Кладбище не сохранилось. Последние дома, оставшиеся от лагеря, сожгли, остался только фундамент от электростанции. Сейчас на месте бывшей зоны пустошь и гробовая тишина.
И еще один штрих к истории села Амгу. Среди экспонатов Владивостокского музея автомотостарины есть трехосный грузовой автомобиль ГАЗ-ААА выпуска 1934 года, один из немногих экземпляров, сохранившихся в мире. Много лет назад этот грузовик обслуживал местный маяк. В 1956 году он заглох, преодолевая болото, где простоял до 1993 года. Пока об уникальном автомобиле не узнал Николай Алексеевич Шульжицкий, основатель и бессменный директор Владивостокского музея автомотостарины…
Владивосток – Пластун – Терней – Амгу – Владивосток