Дело Игоря Пушкарева: восстановит ли Мосгорсуд справедливость?

Защита настаивает на отмене беспрецедентно жесткого приговора экс-мэру Владивостока

2 окт. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4583 (6288) от 2 окт. 2019

3 октября в Московском городском суде будет рассматриваться апелляция адвокатов экс-мэра дальневосточной столицы Игоря Пушкарева. В апреле 2019 года Тверской суд Москвы приговорил бывшего главу Владивостока к 15 годам колонии строгого режима и штрафу в 500 миллионов рублей, признав его виновным по всем предъявленным статьям: в получении взятки от собственного брата, злоупотреблении полномочиями и коммерческом подкупе.

Защита же настаивает, что Игоря Пушкарева можно обвинить только в том, что он, будучи мэром, негласно управлял собственным бизнесом, а именно вкладывал средства компании «Востокцемент» в развитие инфраструктуры Владивостока. 

Игорь Пушкарев изначально рассматривал помощь любимому городу как социальный проект. Фактическая сторона дела подтверждает отсутствие в его действиях корыстного умысла: от сотрудничества с городом «Востокцемент» получил убыток почти в миллиард рублей. Это подтверждают имеющиеся в деле налоговые документы, аудиторское заключение и мнения компетентных экспертов. А МУП «Дороги Владивостока», которому компания поставляла стройматериалы на нужды города и которому затем простила все долги, впервые получило прибыль в более чем 600 миллионов рублей. 

Адвокаты подчеркивают абсурдность приговора Тверского районного суда и настаивают на его отмене: реализованный социальный проект не просто трактуется этим судом как уголовное деяние, но еще и карается беспрецедентно суровым наказанием. 

В преддверии заседания Мосгорсуда эксперты, представители общественности, культуры и бизнеса Приморского края поделились своим мнением о деле Игоря Пушкарева, которое уже больше трех лет держит в напряжении всех здравомыслящих и неравнодушных жителей  региона.

Александр МИХАЙЛОВ, народный артист РСФСР:

– Я всей душой болею за Владивосток, ведь это моя вторая малая родина. Я родился в Забайкальском крае, но после седьмого класса мы с мамой переехали во Владивосток. С того времени вся моя жизнь крутится вокруг этого замечательного города. 

С 1969 года я путешествую по стране, но душа моя всегда во Владивостоке. При первой же возможности приезжаю в свой город у моря. Брожу по знакомым с детства переулкам, улицам и набережным. И, конечно, не мог не отметить те изменения, которые происходили в моем родном городе. Поразительно, но Владивосток менялся на глазах, буквально преображался. Город стал чище и светлее – появились сотни уличных фонарей, набережные вымощены, газоны подстрижены, улицы и фасады зданий преобразились. Были возведены новые памятники – Александру Солженицыну, Юлу Бриннеру, единственный в России поющий памятник Владимиру Высоцкому (позже я узнал, что Игорь Пушкарев установил их за счет личных средств). И это только те изменения, которые замечал я. 

Конечно, я решил выяснить, благодаря кому так меняется мой город, поинтересовался у своего друга, худрука Приморского драматического театра имени Горького Ефима Звеняцкого, кто за этим стоит. Он ответил: глава города Игорь Пушкарев. Позже Ефим Звеняцкий познакомил меня с ним. Потом я узнал, что он еще и мой земляк – из Забайкалья. Это заинтересовало меня еще больше, я чувствовал энергетику этого человека, его доброжелательность и остроту ума. Нас с Игорем Сергеевичем очень сдружило отношение к Владивостоку. Он удивительный человек, умный, интеллигентный, душой болеющий за этот край и за Владивосток. 

Тогда я понял, что у Владивостока есть хорошие перспективы. Но однажды я включил телевизор и узнал, что Игорь арестован. Сейчас ему вынесли приговор – 15 лет строгого режима, и я не понимаю за что. Надеюсь, что Мосгорсуд разберется и исправит ошибки в деле.

Дмитрий АЛЕКСЕЕВ, генеральный директор компании DNS: 

– В деле Пушкарева мы видим очень суровый приговор, пожалуй, самый суровый из известных на Дальнем Востоке. Но Пушкарев точно не самый коррупционный мэр на Дальнем Востоке. Вот про бывшего мэра Хабаровска пишут, что чуть ли ни в каждом ТЦ есть его доля (не знаю, насколько это правда). У нас за Пушкаревым нет такого шлейфа. Да и администрацию города при нем можно было бы охарактеризовать как скорее работающую, особенно на фоне других администраций. Поэтому есть однозначно какой-то осадок, что в деле Пушкарева речь не про справедливость… 

С другой стороны, я бы очень хотел, чтобы у нас был институт амнистий для подобных случаев. Развитие Дальнего Востока невозможно без творческой энергии и предпринимательского таланта, который, несомненно, есть у Пушкарева. Я бы очень хотел, чтобы он работал на развитие Приморья, а не томился в тюрьме. А Игорю Сергеевичу пожелал бы мужества, чтобы он не озлобился в неволе, а сохранил веру в людей и страну. А нам всем пожелаю сделать свою страну такой, чтобы в ней можно было спокойно зарекаться от тюрьмы и сумы.

Светлана МОРОЗОВА, председатель Совета почетных граждан Владивостока:

– Я поражаюсь работе нашей судебной системы именно в таких ее проявлениях, как приговор Игорю Пушкареву и весь предшествовавший этому процесс. Почему его столько времени держали (и до сих пор держат) в СИЗО? Боятся, что он улетит? Если бы они хоть немного знали этого человека, безусловно, человека здравомыслящего и честного, то сразу бы поняли: он этого никогда не сделает. 

Он пытается защищаться любыми законными способами, он делает суд максимально открытым для общественности. И мы, почетные граждане Владивостока, сколько написали писем в его поддержку – и в суды, и даже президенту писали. В ответ – тишина. 

О чем мы говорим? О том, что Игорь Пушкарев – отличный профессионал. Что это человек, уважающий старшее поколение. Его так воспитали. Он понимал, что старшему поколению необходимо особенное внимание, но при этом не обделял вниманием никого – ни детей, ни всех остальных граждан. Он любил город и понимал, как добиваться его развития. Взять саммит АТЭС-2012 или I Восточный экономический форум: тогда, по сути, денег в городской казне на все эти мероприятия не было. Так он использовал деньги своей компании, чтобы сделать дороги, привести Владивосток в порядок. Он делал подарки для города. И прямо скажу: жители его уважали. 

Я никак не могу повлиять на решение суда, но я бы очень просила людей, которые решают судьбы других людей, прислушиваться к мнению народа. Ведь мы же не пешки какие-то. Да, Москва далеко, но, как говорится, имеющий уши да услышит. 

Уже больше трех лет Игорь Пушкарев за решеткой. Когда я услышала приговор – 15 лет лишения свободы в колонии строгого режима, то почувствовала обиду и чувство несправедливости. За убийства меньше дают. А тут за что? За то, что он нарушил некое формальное правило – негласно управлял бизнесом, будучи главой города. Но ведь он делал это на благо города, использовал ресурсы своих предприятий для развития Владивостока, а не наоборот. Надо же смотреть на факты, на то, что стало в результате. И фактическая сторона вопроса говорит как раз о том, что Игорь Пушкарев вкладывал деньги в город. И не только свои деньги – свои силы, свой профессионализм. Эти факты также необходимо исследовать. Если он что-то формальное и нарушил, то давно уже искупил вину.

На 15 лет наш город может лишиться отличного управленца, который просто как бизнесмен, как гражданин вне всякой политики мог бы делать для нас много добрых дел. Игорь Пушкарев был бы гораздо полезнее на свободе, чем взаперти. 

Галина АНТОНЕЦ, адвокат:

– Я очень надеюсь, что 3 октября при рассмотрении апелляции Игоря Пушкарева наконец-то случится то самое правосудие, о котором так много говорят и пишут в книжках. Но на практике, к сожалению, правосудие встречается не так уж и часто. И в деле Пушкарева этого самого правосудия не произошло. Приговор, который был ему вынесен с учетом тех доказательств, которые есть в деле, с учетом показаний свидетелей и самой сути событий дела, абсолютно, на мой взгляд, нелогичен и не соответствует букве закона.

Даже сам Игорь Сергеевич, когда комментировал свой приговор, признал, что он не без греха и действительно нарушал закон тем, что, по сути, совмещал свои функции управления городом с тем, что контролировал семейный бизнес, «Востокцемент». Но это абсолютно другая статья и другое наказание, там другие сроки и санкции. Может быть, поэтому прокуратура не расследовала в этом направлении, а пошла именно по пути взятки в особо крупном размере. И в итоге это вылилось в жестокий и абсолютно нелогичный приговор. Даже те люди, которые негативно относились к нему, когда он руководил городом, критиковали его, и те, кто был равнодушен к его деятельности, когда этот приговор был озвучен, реагировали так: сказать, что город был в шоке, это мягко сказать. 

Это неправильно, так не должно быть. Если вы хотите строить правовое государство и основывать свои действия на законе, то должна же быть какая-то помимо закона и разумность, адекватность. А здесь наказание не соответствует тому, что он совершил. Для чего нужно было выносить такое решение, так наказывать? Об этом нам остается только догадываться. Слухов, конечно, ходит много, предположений много, но то, что после приговора замахнулись на семейный бизнес, на заводы «Востокцемента», позволяет сделать определенные выводы. 

Я надеюсь, что 3 октября справедливость все-таки восторжествует и приговор первой инстанции будет отменен. Я надеюсь на полное оправдание по тем статьям, по которым его сейчас обвиняют.

Марина ШЕМИЛИНА, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае:

– 15 лет строгого режима, изменение подсудности, три года СИЗО, трансляция по Первому каналу этапирования задержанного мэра с заломленными руками. Ни до, ни после я не помню такого. Я не хочу, чтобы в моей стране так вершилось правосудие! Не дай бог никому попасть в такую мясорубку… 

Игорю Сергеевичу и его семье желаю крепости духа, сил, здоровья все это пережить и очень надеюсь, что апелляционная инстанция все-таки рассмотрит дело объективно и по существу.

Петр САМОЙЛЕНКО, доцент ДВФУ, член Российского общества политологов, кандидат политических наук:

– Проблема дела Пушкарева помимо юридического вердикта имеет и определенное имиджевое значение для нашего региона и особенно его столицы. Непонятно, для чего федеральный центр устраивает громкие скандалы на окраинах страны. Особенно у нас. Все это вряд ли красит информационный образ ДФО, особенно в условиях развития международного сотрудничества и привлечения иностранных инвестиций, позиционирования Владивостока как центра российской интеграции в АТР.

Если мы посмотрим ретроспективу последних лет, то увидим, что за это время экс-мэр Владивостока Пушкарев оказался не единственной знаковой для края фигурой, связанной с какими-то негативными событиями и попавшей под уголовное преследование. Конечно же, в таких условиях у тех, кто собирается связать себя с регионом (вкладывать деньги в дальневосточную экономику, открывать новое дело, искать деловых партнеров, переезжать для постоянного жительства), о Приморье и Владивостоке будет складываться в определенной части негативное мнение.

Подобные процессы внимательно отслеживаются потенциальными инвесторами и вкладчиками, зарубежными участниками внешнеэкономической деятельности. Подобные факты, особенно при их широкой негативной огласке, могут сыграть отрицательную роль для нашей экономики. Бизнесмены АТР, что характерно для большинства людей Востока, и так-то крайне осторожно входят со своими инвестициями на нашу территорию. 

Нынешняя ситуация напоминает ситуацию второй половины 1990-х – начала 2000-х. Тогда по всей стране прокатилась волна банкротств и рейдерских захватов, прибыльный бизнес пытались подчинить себе авторитетные предприниматели новой формации. Эта печальная страница в нашей истории много лет потом лежала черным пятном на репутации региона. Она на десятилетия отбила у зарубежных инвесторов всякое желание поддерживать бизнес-контакты с тихоокеанской территорией России. Президенту страны пришлось приложить немало усилий, чтобы переломить эту тенденцию.

Игорь Пушкарев с конца 90-х прошел большой путь в политике – от местного депутата до заместителя председателя Законодательного собрания края, члена Совета Федерации и мэра Владивостока. И на протяжении всего этого периода какие-либо претензии к нему не озвучивались, а потом «вдруг» возникло это громкое дело, которое не прибавляет позитива в образ региона.

Оксана СОЛОВЬЕВА, директор МАУ ДО «Владивостокский городской дворец детского творчества»:

– Я считаю несправедливым решение суда в отношении квалификации дела и срока для Игоря Сергеевича Пушкарева. Я знаю его как человека, который сделал очень много для моего родного Владивостока и будучи на посту главы города, и просто как неравнодушный человек и гражданин своей страны. Убеждена в том, что, будучи на свободе, Игорь Сергеевич принесет много пользы, потому что это очень честный и ответственный человек, любящий свой город и всегда стремившийся к его процветанию. Свободу Пушкареву!

Александр ИВАШКИН, председатель НП «Лига финансовых институтов»:

– Основная причина, по которой деньги в виде инвестиций никак не идут во Владивосток, да и на Дальний Восток тоже, несмотря на созданные как бы «тепличные» режимы для бизнеса (ТОРы, порто-франко, офшоры и прочее), состоит в том, что у нас отсутствует как таковое разумное применение корпоративного права. Ведь это не только умно написанные законы, но и их справедливое и обязательное применение независимыми судами. 

Наиболее характерным показателем сказанного выше является судилище (по-иному не назову) над бывшим мэром Владивостока Игорем Пушкаревым и его результаты. Вся эта история со стороны похожа на очередную попытку «законного» ограбления успешного предпринимателя с использованием силового и административного ресурса. Никакого отношения к правосудию этот многолетний фарс не имеет в принципе. Но зато является своего рода «маячком», наглядно показывающим другим капитанам большого бизнеса, что здесь у нас, во Владивостоке и Приморье, ситуация очень-очень не в их пользу. Этакий сигнал из принятых на море: «Ваш курс ведет к опасности!» И мы еще удивляемся, что сюда никто не хочет вкладывать деньги. 

Думаю, архитекторы «пушкаревского дела» уже начинают понимать: что-то пошло не так. Но «фарш невозможно провернуть назад», поэтому и ведут себя, как та самая собака, попавшая в колесо: чтобы выжить, надо хоть и пищать, но бежать.

Артем МОИСЕЕНКО, президент Дальневосточной организации «Ковчег» и организации инвалидов-спинальников г. Владивостока:

– Мы действительно горячо поддерживаем Игоря Сергеевича Пушкарева, на самом деле очень многое было им сделано. Он большую пользу приносил городу, а также уделял внимание нашей организации. Он подписал постановление на выделение нам земельного участка за ТЦ «Максим», но из-за некоторых конфликтов с владельцами торгового центра мы остались без земли, но надеемся, что удастся решить эту ситуацию в нашу пользу. 

Игорь Пушкарев всегда радушно к нам относился, была оказана поддержка в плане предоставления социального транспорта с подъемниками для инвалидов, он поддерживал все мероприятия, которые мы проводили. Благодаря Игорю Сергеевичу были куплены низкопольные автобусы MAN. Он всегда выполнял то, что обещал: были установлены пандусы, знаки «Парковка для инвалидов». Город начал оживать в плане доступной среды, и мы считаем, что это его большой вклад. Пушкарев – открытый и радушный человек, именно такой человек и должен работать на благо города.

Ефим ЗВЕНЯЦКИЙ, художественный руководитель Приморского краевого драматического театра имени Горького, депутат Законодательного собрания Приморья, народный артист России, почетный гражданин Владивостока:

– Дорогой Игорь Сергеевич! Я надеюсь, что эти мои слова не вопль в пустыне и они будут полезны. Ибо каждый день, который принесет тебе свободу, будет подтверждением тому, что я не зря сейчас обращаюсь к тем, кто может, крайне серьезно подумав, изменить ситуацию, в которой ты сегодня находишься. И я буду счастлив, поскольку ты человек, создавший во Владивостоке свою поэзию: памятники Высоцкому, Солженицыну… Это твой стиль – интеллигентного, образованного человека.

Автор: Евгений СИДОРОВ