Чем мы богаты, тому в Китае рады

Сможет ли Дальний Восток подкармливать соседей и зарабатывать на этом на собственный прокорм?

2 окт. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4583 (6288) от 2 окт. 2019

Амбициозную задачу поставил перед аграриями Дальнего Востока в ходе состоявшегося месяц назад Восточного экономического форума президент страны Владимир Путин. Во-первых, сельское хозяйство должно стать одним из драйверов всей экономики в нашем обширном регионе. А во-вторых, местному агропрому необходимо за короткий срок превратиться в житницу, ориентированную на выпуск продовольствия для огромного рынка сбыта в Азии.

Станет ли посильной такая ноша для дальневосточных крестьян? Ответ на этот вопрос пытались найти работники полей и ферм, банкиры и транспортники, производители тракторов и комбайнов, представители пищевой и перерабатывающей промышленности. Важный разговор состоялся в ходе панельной сессии ВЭФ-2019 «Житница АПК: как экспортировать больше продовольствия с Дальнего Востока».

Зона оправданного земледелия

По прогнозам Минсельхоза РФ, к 2024 году экспорт продукции агропромышленного комплекса (АПК) из Дальневосточного федерального округа должен увеличиться в 1,6 раза, в денежном выражении – почти до $6 млрд в год. 

Преимуществами сельскохозяйственной отрасли в регионе являются наличие крупного земельного банка, включающего более 4 млн гектаров задействованной пашни и 1,4 млн гектаров залежных земель, а также близость рынка сбыта Восточной и Юго-Восточной Азии с населением более 2,5 млрд человек. 

Товары агропромышленного комплекса – одна из важнейших категорий товаров ДФО с точки зрения производства и экспорта. Объем товаров АПК, произведенных на Дальнем Востоке в 2018 году, оценивается в 234 млрд рублей, что составляет 5 % от общероссийского объема. Для достижения поставленной цели по увеличению объемов экспорта до $45 млрд в год к 2024 году, а также уменьшению продовольственной зависимости субъектов ДФО необходимо использовать ресурсы земельного банка сельскохозяйственного назначения с максимальной эффективностью. 

Однако для решения столь амбициозной задачи надо решить несколько серьезных вопросов. Как ввести в оборот все потенциальные земли сельхозназначения? Как будут устраняться нормативно-законодательные барьеры в отрасли для достижения необходимых экспортных показателей? Каковы пути решения проблем транспортировки, хранения и перевалки сельскохозяйственной продукции? Какие проекты смогут претендовать на первоочередную помощь со стороны государства? Какая новая продукция будет востребована на отечественном и зарубежном рынках? Какие условия на Дальнем Востоке необходимо создать для инвесторов и торговых партнеров из АТР? 

Сельскохозяйственная дипломатия

Ответ на эти вопросы, обозначенные участниками сессии, попытался дать заместитель министра сельского хозяйства России Сергей Левин.

По данным представляемого им ведомства, соя и продукты ее переработки вышли на второе место в экспорте продукции АПК с Дальнего Востока (безусловное лидерство у рыбы и морепродуктов). В прошлом году поставки соевых бобов из ДФО в страны Азии составили порядка 840 тысяч тонн на сумму $242,8 млн, что в два раза больше показателя 2017 года. Рост в первую очередь обеспечен за счет спроса на эту продукцию со стороны китайских потребителей. 

По словам замминистра, ожидается, что к 2024 году объем экспорта сои из регионов ДФО составит порядка $600 млн. Кроме того, подписан план по углублению сотрудничества с Китаем в сфере выращивания бобовых, предусматривающий возможность доведения их ежегодных поставок до 3,7 млн тонн после 2025 года. 

Также возрастет экспорт зерна, в первую очередь пшеницы. В стадии реализации находится порядка десяти аграрных проектов в разных районах Приморья и Приамурья, ориентированных на КНР.

В ближайшее время начнется реализация инфраструктурного проекта по строительству мультимодального транспортного коридора «Восточные зерновые ворота» в порту Зарубино. В настоящее же время выращенная продукция доставляется машинами, железнодорожными вагонами и речными сухогрузами в морские порты… Причерноморья.
Стройка в Хасанском районе пока ведется за деньги портовиков, но государство готово подключиться к проекту. В итоге перевалочные мощности порта составят 10 млн тонн зерновых и зернобобовых культур в год, также запланировано приобретение 3-8 тысяч единиц специализированного подвижного состава. Речь идет о вагонах-термосах и контейнерах для перевозки зерна насыпью или в мелкой фасовке.

Также замминистра рассказал о реализации ведомством федерального проекта «Экспорт продукции АПК». В соответствии с ним к 2024 году регионы ДФО увеличат поставки продовольствия за рубеж до $5,9 млрд по сравнению с $3,8 млрд в 2017-м. При этом доля Дальнего Востока в общем объеме планируемого российского аграрного экспорта должна вырасти до 13,2 %.

По словам Сергея Левина, рыба и морепродукты занимают долю в 87 % всех поставок за рубеж. К 2024 году они также сохранят лидерство с объемом экспорта $5,49 млрд. В этом рыбакам поможет реализация порядка 20 ориентированных на экспорт проектов в Приморье и на Камчатке. Но здесь поставщикам нужно уходить от экспорта сырья к реализации готовой продукции.

Поставки пищевой продукции планируется увеличить в три раза: с нынешних $45,3 млн до $151,8 млн к 2024 году. К примеру, в Поднебесной любят наши мороженое, шоколад и другие кондитерские изделия, печенье, минералку и пиво, продукты и выжимки из дикоросов. Их экспортные поставки будут возрастать. В следующем году прибавка составит 6,5 %.

Для расширения возможностей реализации произведенной продукции Минсельхоз проводит планомерную работу по доступу российских производителей на зарубежные рынки и устранению торговых барьеров. Так, в целом по России на данный момент 34 предприятия молочной отрасли и 31 организация по производству мяса птицы аккредитованы для экспорта в КНР. Раньше такая возможность была у единичных производителей. 

Сейчас соседи открывают свой рынок для субпродуктов и мяса птицы, свинины, говядины и баранины, для колбас и мясных полуфабрикатов. В частности, в этом году наша страна уже поставила в КНР мяса птицы на сумму свыше $41 млн. А в 2020-м объем экспорта данной продукции в Китай может превысить $100 млн. Здесь объемы и выручка вырастут в 17 раз по сравнению с предыдущими весьма слабыми результатами. По этому же пути будет направлен экспорт молока и продуктов его переработки.

По словам Сергея Левина, несмотря на имеющийся у Дальнего Востока потенциал, для достижения целевого показателя необходимо решить ряд задач. Среди основных – углубление степени переработки сельхозпродукции и развитие соответствующих производств на территории региона, а также совершенствование экспортно ориентированной агрологистической инфраструктуры.

Главный азиатский потребитель продовольствия в лице Китая сейчас отказывается от поставок из США. Освобождающуюся нишу соседи предлагают занять России. Этим надо воспользоваться. У Приморья и Приамурья есть все шансы стать лидерами в этих направлениях.

И в заключение можно отметить, что при посольствах России за рубежом появятся порядка 50 сельхозатташе, задачей которых и будет продвижение российского продовольствия в этих странах. 

Кстати, пищевые продукты, произведенные в ДФО, сегодня поставляются в 50 стран мира, в том числе в Китай, Южную Корею, Японию, США и страны Европы.

Вырастить – не фокус. Как вывезти?

– Вырастить необходимое для экспорта количество зерновых или бобовых – не фокус на необъятных просторах нашей страны, – высказал после министерского выступления свое мнение исполнительный директор Союза экспортеров зерна России, заместитель генерального директора АО «Объединенная зерновая компания» Эдуард Зернин. – Гораздо сложнее это сохранить и вывезти за границу. Причерноморские порты занимаются их перевалкой из-за короткого транспортного плеча и развитой инфраструктуры. Даже с Нижней Волги, не говоря уже про Северный Кавказ и Дон, удобнее везти урожай автомобильным транспортом. 

Дальнему Востоку такая схема не подходит. Но местным железнодорожникам выращенные в Сибири и на Дальнем Востоке объемы зерновых и бобовых погоды не сделают. Прямо сейчас приморские и амурские аграрии предлагают к вывозу 0,5 млн тонн. Даже если они доведут экспорт до 3 млн, ситуация не изменится. По Транссибу ежегодно перевозят только одного угля порядка 125 млн. Поэтому для железной дороги продукция крестьян является лишь дополнительной головной болью. Там не отказывают в предоставлении льгот, но готовы это сделать лишь в далекой перспективе. 

Наращивать растениеводческую базу в ДФО надо. Нужно разнообразить агрономию, нужно обновлять технику и посевной фонд, нужно обратить внимание на залежные земли. Только готовой к севообороту пашни здесь не менее 900 тысяч гектаров. То есть развернуться можно. Но как потом вывезти? Я вам приведу такой пример. Алтайскую пшеницу в Бангладеш, Вьетнам и Индонезию везут через Новороссийск. Это удобная и более дешевая логистика. А из центра Сибири в Китай зерно один раз завезли в контейнерах. В 2018 году состоялся прогон пробной партии из тысячи контейнеров. Пока Минсельхоз не поможет с субсидированием тарифа, ситуация не изменится. В идеале должно быть обнуление тарифа.

Помимо решения проблем с перевозками потребуются припортовые элеваторы и глубоководные причалы. Импортеры покупают крупные партии и завозят их к себе большими океанскими судами… 

Подытожим: глава государства поставил перед аграриями цель к 2025 году нарастить объемы экспорта продовольствия вдвое от нынешнего. В том числе и на Дальнем Востоке. Как будут решать эту задачу сельхозпроизводители, как им будут помогать в этом чиновники и как будут решаться сопутствующие проблемы – жизнь покажет. А «В» об этом расскажет.

Кстати

С гастрономическими пристрастиями дальневосточников участники ВЭФ-2019 могли познакомиться на протяжении всей работы форума. 

На выставке «Улица Дальнего Востока» работала экспозиция с элементами дегустации от министерства сельского хозяйства, она принимала не менее двух тысяч посетителей ежедневно. Масштабный агропромышленный фестиваль демонстрировал не только достижения отрасли в стране, но и рекламировал уникальные культурно-гастрономические традиции населения Дальнего Востока.

Для мероприятия выбрали концепцию ресторанной зоны, где каждый регион был представлен всего одним, но зато самым узнаваемым продуктом. В дополнение предлагались интерактивная зона «Таежные промыслы», рыбный рынок и открытая кухня для кулинарных мастер-классов.

Для гостей фестиваля подготовили 4 тонны уникальных дальневосточных продуктов, являющихся визитными карточками всех краев, областей и республик. А еще 5 тонн дополнительной продукции выставили для продажи и дегустаций. Под открытым небом ежедневно готовили более 4000 порций еды и свыше 100 литров смузи из таежных ягод. Все это изобилие, заметим, съедалось и выпивалось. Ведь предлагались изыски для гурманов – дикоросы и морепродукты.

Практический подход

ВЭФ-2019 во Владивостоке посетила представительная официальная делегация КНР во главе с вице-премьером Госсовета КНР Ху Чуньхуа. По прилете в аэропорт Кневичи он в сопровождении президента китайской агрокорпорации COFCO Юй Сюйбо, а также замминистра сельского хозяйства РФ Сергея Левина отправился не на остров Русский, а поехал вглубь Приморья. На полях вокруг Уссурийска высокопоставленный китайский чиновник познакомился с возможностями выращивания сои и кукурузы на экспорт в Поднебесную. 

Прямо на пашне Ху Чуньхуа обозначил позицию своей страны: покупать у России все излишки зернобобовых культур. Уже третий год подряд объемы роста экспорта в КНР сои и кукурузы увеличиваются на неизменные 40 %. Однако китайцы готовы вложить деньги в наших производителей, чтобы эти показатели росли кратно. А такие возможности на Дальнем Востоке имеются благодаря наличию пока неиспользованных земель. 

И тут желания китайцев и россиян совпадают. Отличие в другом. Китайская сторона хочет перерабатывать бобы на своей территории. Москва же считает, что мы и сами можем наладить выпуск готовой продукции. По оценке Сергея Левина, обе стороны смогут в будущем договориться и найти приемлемое решение.

Автор: Николай КУТЕНКИХ