Российско-японские отношения будут укреплять на море, земле и в небе
Транссиб, Северный морской путь и авиасообщение между Россией и Японией открывают новые перспективы сотрудничества между нашими странами. На сегодня стратегическими сферами, в которых пересекаются интересы соседних государств, являются сырьевые ресурсы. Нефть и газ – вот что до сих пор прочно скрепляло экономические отношения России и Японии. Но, похоже, есть сильное желание, причем обеих сторон, традиционные направления сотрудничества дополнить транспортными коридорами.
Несмотря на неподписанный мирный договор, территориальные претензии Японии к России и даже негативное влияние ограничительных мер, инициированных третьими странами, бизнес Страны восходящего солнца не теряет интереса к российскому рынку.
Кстати, по данным фонда «Россконгресс», самой многочисленной на V Восточном экономическом форуме была делегация именно Японии (588 человек). Даже Китай, считающийся ключевым партнером России, по численности представителей на юбилейном ВЭФ занял вторую строку (395 человек). Уже только по этим цифрам можно понять, насколько важно для Страны восходящего солнца развитие деловых отношений с РФ.
На ВЭФ-2019 на сессии «Бизнес-диалог: Россия – Япония» эксперты заявили, что проекты, связанные с развитием морских, сухопутных и авиамаршрутов, будут напрямую влиять на отношения между нашими странами. Не исключали, что не меньше, чем торговля энергоресурсами.
Министр экономического развития РФ Максим Орешкин привел статистику: по итогам 2018 года торговый оборот двух стран возрос на 17 %. По его словам, в этом году динамика будет еще лучше.
– Деловые контакты укрепляются, это видно по возрастающему количеству заключенных сделок и подписанных контрактов. Например, одна из самых больших по объему инвестиций в российские проекты сделана консорциумом Mitsui & Co и Jogmec. Японские бизнесмены подписали инвестиционное решение по энергетическому проекту «Арктик СПГ–2» (договор о покупке доли в этом проекте японским консорциумом был подписан в конце июня этого года в Осаке в ходе саммита G20. – Прим. авт.). Конечно, это не последнее крупное капиталовложение японских компаний в сферу энергетики. Но наше сотрудничество должно наращиваться не только в традиционных отраслях – торговле товарами и поставками энергоносителей, но и в высокотехнологичных сферах экономики, услуг, медицины, сельского хозяйства, – отметил Максим Орешкин.
При этом он подчеркнул, что стратегическим для наших стран становится сотрудничество в транспортной сфере. И одно из самых перспективных направлений – использование российских железных дорог для транзита между Японией и Европой. Страна восходящего солнца недавно подписала новое торговое соглашение с Брюсселем, подразумевающее рост грузовых потоков между Азией и Старым Светом.
– Очевидно, что спрос на услуги Транссиба, который может обеспечить и стабильность перевозок, и качество доставки, со стороны японского бизнеса будет только расти, – заверил министр.
РЖД дойдет до Токио
Генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров подтвердил: ведомство сотрудничает с японскими коллегами по нескольким направлениям, но ключевыми стали перевозки по Транссибу.
– Сегодня почти треть грузов, перевозимых по Транссибу, японских клиентов. В прошлом году это было более 45 млн тонн, при этом объем перевозок растет. Мы улучшаем сервис и сокращаем сроки доставок по маршруту Япония – Европа. Так, далекая Польша для Японии уже не такая и далекая – срок поставки грузов сократился до 19 дней, но мы планируем сократить его до 11–14 дней, – отметил Олег Белозеров.
Для демонстрации своих возможностей РЖД организует тестовые перевозки. Например, в мае этого года первый крупнотоннажный контейнер из порта Иокогама отправился в Европу транзитом через Транссибирскую магистраль. В дни ВЭФ, 4 сентября, партия контейнеров с запчастями к автомобилям марки «Субару» была отправлена с использованием только электронного оформления документов, причем в едином сервисе и для морских, и для железнодорожных перевозок.
Объединение на одной платформе электронного оформления и морских, и сухопутных грузов позволит сэкономить порядка четырех суток. Проект цифрового взаимодействия между железной дорогой, морскими портами и контролирующими органами назвали «Интертран». Уже на следующий день, 5 сентября, во время проведения «Бизнес-диалога: Россия – Япония» был отправлен контейнер из порта Тояма через Транссиб в Европу по той же схеме документооборота.
Глава РЖД отметил, что компания «дружит» не только с грузоотправителями Страны восходящего солнца. Совместно с японскими партнерами развивают и терминальную инфраструктуру. Например, на Дальнем Востоке намерены создать сухой порт «Приморский» в районе Уссурийска. Взаимодействуют с финансовыми институтами – японские банкиры вкладываются в долгосрочную программу развития ОАО «РЖД».
– Мы видим в японских компаниях надежных партнеров, намерены наращивать наше сотрудничество и даже планируем открыть представительство Российских железных дорог в Токио, – поделился планами Олег Белозеров.
СПГ доверят Севморпути
Министр экономики, торговли и промышленности Японии, министр по экономическому сотрудничеству с Россией Хиросигэ Сэко заявил: новый этап динамичного развития межгосударственных отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе – не только экономических, но и социальных, культурных – связан с переменами, происходящими на морской и сухопутной транспортных артериях.
– Мы уверены, что сотрудничество Японии и России позволит максимально раскрыться потенциалу Транссиба. Но надо обсудить новые возможности для бизнеса, которые только сейчас появляются на Дальнем Востоке, – заявил Хиросигэ-сан.
Причем у министра вызвали живой интерес не столько условия и объемы поставок энергоресурсов в Страну восходящего солнца из новых районов добычи, сколько способ их доставки.
– Участники проекта «Арктик СПГ-2» приняли решение, что энергоресурсы российской Арктики будут доставляться в страны Азии, являющиеся центрами роста мировой экономики, через Дальний Восток – по Севморпути. Таким образом, значение ДФО в качестве транспортного узла очень сильно возрастет – Дальний Восток будет играть важную роль связующего звена между Арктикой и Азией. Мы будем пристально следить за логистической перспективой региона.
Вообще, проект добычи энергоресурсов «Арктик СПГ-2» множество раз упоминался в речах выступавших на ВЭФ высокопоставленных особ – и членов правительства России и Японии, и топ-менеджеров и руководителей влиятельных во всем мире корпораций. Очевидно: масштабы предприятия с иностранными инвестициями и участниками таковы, что реализация проекта будет заметно влиять на ситуацию в АТР.
Один из участников «Арктик СПГ-2» – консорциум Mitsui & Co. Его директор-представитель, председатель совета директоров Масами Иидзима заявил, что «Арктик СПГ-2» станет новым периодом развития ДФО. Он назвал проект высококонкурентным на рынках сжиженного природного газа (СПГ), в том числе и за счет использования Севморпути.
– «Арктик СПГ-2» подразумевает добычу природного газа и производство СПГ объемом около 20 млн тонн в год. Оператором проекта выступает ПАО «Новатэк», которое более 20 лет занимается разведкой, добычей, переработкой и реализацией природного газа и жидких углеводородов. Ресурсной базой является месторождение в Ямало-Ненецком автономном округе. Сжиженный природный газ будут доставлять от Ямала по Севморпути до пунктов перевалки на Камчатке и в Мурманске. Танкеры-газовозы для транспортировки СПГ планируется строить на судостроительном заводе «Звезда» в Большом Камне. Начало производства СПГ запланировано на 2023 год, – рассказал Иидзима-сан.
По его словам, весь Азиатско-Тихоокеанский регион возлагает на проект определенные надежды. Эксперты прогнозируют рост потребления энергоресурсов в Китае и Индии, что чревато появлением дисбаланса спроса и предложения к середине 20-х годов. Поэтому ожидается, что СПГ российской Арктики внесет свой вклад в стабильное снабжение АТР.
Первый заместитель председателя государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Николай Цехомский добавил, что один из проектов, по которым организация активно сотрудничает с японскими инвесторами и бизнес-партнерами, это финансирование строительства судов на верфях судостроительного завода «Звезда».
– Уже финансируем 6 судов, и недавно наблюдательный совет ВЭБ.РФ одобрил крупную сделку – строительство 15 танкеров-газовозов. Партнерами ВЭБ.РФ здесь выступают ПАО «Совкомфлот» и ПАО «Новатэк». Общая стоимость проекта – более 320 млрд рублей. Суда будут обеспечивать поставки газа по проекту «Арктик СПГ-2», – озвучил планы Николай Цехомский.
Воздушные мосты доведут до Владивостока
Первый заместитель главы госкорпорации также рассказал о сотрудничестве с японским бизнесом не только в морских проектах, но и в строительстве инфраструктуры аэропортов.
– При финансовой поддержке ВЭБ.РФ завершено строительство нового пассажирского терминала внутренних авиалиний аэропорта в Хабаровске. Он обеспечит возможность для увеличения пропускной способности внутренних линий почти в два раза – до 3 млн пассажиров в год. Это первый этап. Второй – мы ожидаем приобретения 10 % акций Международного аэропорта Хабаровск синдикатом японских инвесторов. Не исключено, что в дальнейшем эти компании увеличат свою долю до 25 %. Также ожидаем строительство международного терминала в аэропорту Хабаровска, – рассказал о сотрудничестве Николай Цехомский.
Председатель совета директоров Japan Airlines Есихару Уэки рассказал о растущем интересе японцев к Дальнему Востоку. Причем не только в коммерческих целях, но и культурных, туристических.
– До того как стать главой компании, я более 30 лет работал пилотом и неоднократно летал над Россией. Небо над вашей страной для меня одно из любимых, – заявил Есихару Уэки. – В 1967 году наша компания совершила первый авиарейс из Токио в Москву и обратно. С тех пор самолеты Japan Airlines летают по этому маршруту.
Но скоро российское направление Japan Airlines пополнится еще одним авиамостом. По словам Есихару-сан, в Японии поставлена цель увеличить число интуристов до 40 млн человек в год. Количество посещающих Дальний Восток японцев, благодаря упрощению визового режима, заметно выросло за последние два года. По данным председателя совета директоров, в 2018 году по сравнению с 2016-м (до введения электронной визы) этот показатель увеличился в 1,7 раза и достиг 95 тыс. человек. Чтобы удовлетворить такой активный и растущий спрос, в этом году компания удвоила рейсы в Москву и в летний период полеты выполнялись каждый день.
Кроме того, Japan Airlines объявила об открытии с весны 2020 года прямых регулярных рейсов из Токио (аэропорт Нарита) во Владивосток. По словам Есихару Уэки, она станет первой из японских авиакомпаний, совершающих перелеты на своих самолетах по данному маршруту.
– Наша миссия – стать мостом между нашими странами и удовлетворить спрос граждан на доставку в соседние государства. Мы станем движущей силой для расширения числа японских туристов, жаждущих посетить столицу Приморья, богатую искусством, культурой, историей и кухней. И мы желаем, чтобы как можно больше дальневосточников узнали о красоте японской природы в разные времена года, познакомились с культурой и кухней островного государства, удостоверились в гостеприимности японцев. Мы готовы служить как одна из социальных, культурных и экономических артерий, поддерживающих развитие Дальнего Востока России, – заявил Есихару Уэки.
Расстояния стали измерять в часах
Председатель совета директоров корпорации Аеон Роман Троценко рассказал, что сотрудничество в транспортной сфере с японским капиталом – это не только коммерческие выгоды, но и очень полезный опыт для российских предпринимателей. Япония начала реформировать систему транспорта еще в 80-х годах прошлого века. РФ приступила к этим процессам не так давно. И нам есть чему поучиться у японцев.
– Ведь расстояние сейчас измеряется для пассажиров не в километрах, а в часах. Причем учитывается не только время в пути, но и все временные затраты, включая оформление документов, в том числе получение визы, бронирование билетов, прохождение таможенных процедур и т.д. Для грузов транспорт также измеряется не в километрах, а в стоимости доставки груза из точки А в точку Б. Считается не только стоимость транспортировки, но и погрузка-выгрузка, страховка, хранение на складах, – пояснил Роман Троценко. Он также сообщил, что компания уже сотрудничает с японскими партнерами по нескольким проектам.
– Мы намерены реализовать совместный с японской гостиничной сетью Okura проект – построить гостиницу на 300 номеров, которая станет образцом классического японского гостеприимства. Отель возведем рядом с аэропортом Шереметьево. Также начали проектировать новый порт на берегу Баренцева моря, на юге, в точке, которая называется Индиго. Планируем построить его к 2025 году. Это будет незамерзающий порт, в котором можно перерабатывать порядка 80 млн тонн грузов в год – уголь, древесину, удобрения, бумагу. Часть этого объема рассчитана на Японию, – рассказал Троценко.
Не хватило достоверной информации
Подводя итог встречи, модератор, президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик заявил, что Дальний Восток становится площадкой, где рождается новый российско-японский бизнес, и дальнейшая активизация данного процесса будет продолжаться по мере развития новых крупнейших транспортных коридоров, как морских, так и сухопутных. Его поддержал модератор сессии с японской стороны – председатель японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству Федерации экономических организаций «Кэйданрэн» Тэруо Асада. По его словам, организация провела опрос среди бизнесменов, заинтересованных в инвестировании капиталов в Россию. 60,9 % опрошенных считают Дальний Восток перспективным местом для инвестиций. Правда, не обошлось и без пресловутой ложки дегтя: японские компании считают недостаточным доступ к достоверной и объективной информации. Также они хотели быть уверены в стабильности и предсказуемости применения законов.
Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО