Не бойтесь, мальчики…
Приморский краевой театр кукол в эти выходные открывает новый театральный сезон. И сразу же – премьера! Необычная, яркая, интересная и даже, возможно, вызывающая споры…
Можно быть уверенным в том, что спектакль «Военная тайна», который режиссер Сергей Руденок поставил по произведению Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», не оставит равнодушными никого – ни детей, ни родителей. Не так уж часто в последнее время мы говорим с малышами о любви к Родине, о войне и истинном лице зла.
Как пояснил Сергей Руденок, «Военная тайна» – это спектакль, который завершает трилогию. Ранее на сцене театра молодежи он поставил «Завтра была война» и «Клятва» (спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия»). И эти постановки говорили о патриотизме, о Родине и о том, за что можно и нужно отдать жизнь, если придется, с подростками и взрослым зрителем. «Военная тайна» же обращена к дошколятам и школьникам начальных классов.
– Еще начиная работу над спектаклем «Завтра была война», я задумал развернутое высказывание, повествование на тему Великой Отечественной. Мне хотелось показать три времени: саму Великую Отечественную, то, что предшествовало этой войне, и год непосредственно перед ней, – рассказывает Сергей Руденок. – Какие произведения выбрать, особенно для третьей постановки, решил не сразу. Думал над постановкой «Как закалялась сталь», но, когда стало ясно, что третий спектакль будет на сцене театра кукол, решил выбрать «Мальчиша-Кибальчиша». Гайдар в этом произведении чудесным образом предсказал появление «Молодой гвардии». Помните историю создания произведения? В 1932 году в Хабаровске Гайдар написал его как сказку, а позже включил в повесть «Военная тайна». Эту сказку-притчу в повести рассказывает вожатая пионеротряда детям во время бури (все происходит в Артеке). И все, что случилось в сказке, ровно через 10 лет, в 1942 году (по официальным данным, Гайдара уже не было в живых), повторилось в Донецкой области. Смотрите сами: на войну ушли в буквальном смысле и отцы, и братья, сражаться с гитлеровцами пришлось фактически детям, подпольщикам «Молодой гвардии». И сломить волю молодогвардейцев фашистам-буржуинам не удалось. А провалилась «Молодая гвардия», как и армия Мальчиша-Кибальчиша, из-за предательства. Мало того, молодогвардейцы буквально пару недель не дожили до освобождения Донецка, как и Мальчиш в сказке…
Удивительно, да? Так что после «Клятвы» просто сам бог велел обратиться к «Мальчишу-Кибальчишу». И было ясно, что для постановки такого произведения лучше всего подойдет сцена синтетического театра, где играют и люди, и куклы… Я пришел с предложением к Виктору Бусаренко, и он поддержал мою идею.
– Вы уже в третий раз обратились к теме патриотизма. Почему?
– Для меня это важнейшая тема. Я воспитан на ней, если угодно. Мои предки прошли Великую Отечественную, моя бабушка родилась на Украине во время Гражданской войны, она пережила махновщину, голод, детдом… Дед партизанил, прадед командовал партизанским отрядом, а я рос на лучших произведениях советской поры о войне, о патриотизме.
Вообще, я бы сказал так: в нашей стране сегодня очень важно говорить об истинной любви к Родине, потому что – вы не замечаете? – у нас идет скрытая «гражданская война». Упыри, высасывающие все соки из России, разворовывающие ее, – разве их сегодня мало? Разве они не враги? А фашизм разве не поднимает голову? Поднимает. И умение постоять за свои идеалы, не продаться за бочку варенья, не дать превратить себя в раба – разве это не самое важное? На мой взгляд, этому нужно учить детей. Ничего важнее нет.
– Вы практически не делали купюр в тексте Гайдара, не боялись, что аудитория театра кукол – туда ведь мамочки и полуторагодовалых водят – не совсем поймет про Красную армию, буржуинов?
– Не боялся. Хотя довольно много изменил в тексте, например, вместо всадника, который трижды появляется у Гайдара, в спектакле – солдат, матрос и летчик.
Почему не убрал Красную армию? Потому что это история почти былинная, мы рассказываем ее детям так же, как истории про Илью Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского… Дети современные так и воспримут спектакль – как сказку, а на вопросы, которые у них появятся, ответят родители. Ведь самое главное – заронить зерно, а такую цель я перед собой и ставил.
– Как пришло графическое и сценарное решение спектакля?
– Художник Елена Лиханова не сразу поняла мои предложения, но в итоге так прониклась идеей, что работала просто на все сто. После спектакля она написала мне, что гордится нашей работой. Это дорогого стоит.
– Стилистика агитбригад, синеблузочников – это было ваше решение?
– Да. Но удивительно, что, когда я обсуждал идею постановки с Виктором Бусаренко, он тоже высказал свои мысли, каким может быть этот спектакль. И оказалось, что наше видение в этом смысле совпадает! Едва ли не до мелочей. Я хотел сделать двухмерный, плакатный спектакль, и так и сделал.
Этот спектакль – мой дебют в театре кукол. И работать здесь мне очень понравилось.
– Не боялись ли вы, например, что изумительное обаяние Вадима Перфилова сделает его буржуина нестрашным?
– Я пригласил в спектакль, можно сказать, своих однокурсников. Так получилось, что в театре кукол работают те, с кем учился в институте искусств: Алексей Белов, Алексей Авдеев, Василий Косенок, Оксана Иванова, Ольга Малиновская, Денис Шамрин…
А в роли главного буржуина я видел только Вадима Перфилова. И рассчитывал именно на его обаяние – он не должен быть страшным.
В первый раз в спектакле зло, война – назовите как угодно – появляется в виде страшной скелетоподобной маски-куклы. Она действительно страшная. И это одна ипостась зла – явная, его истинное лицо. Но зло может и скрывать свое обличие, маскируясь под нечто милое и даже обаятельное. И это его вторая маска. Дядя, который предлагает тебе предать Родину, а взамен получить бочку варенья, так улыбается, так сияет, что не сразу и поймешь, на какое зло он тебя толкает. Об этом хорошо пел Владимир Высоцкий:
Нам будут долго предлагать – не прогадать.
– Ах! – скажут, – что вы, вы еще не жили!
Вам надо только-только начинать...
Ну а потом предложат: или-или.
Или пляжи, вернисажи, или даже
Пароходы, в них наполненные трюмы,
Экипажи, скачки, рауты, вояжи...
Или просто – деревянные костюмы.
И будут вежливы и ласковы настолько –
Предложат жизнь счастливую на блюде.
Но мы откажемся... И бьют они жестоко.
Вот об этой маске зла я и говорил с Вадимом Перфиловым, когда объяснял ему его роль главного буржуина. Когда он скидывает свою маску и говорит: «Сделайте же этому Мальчишу такую пытку!» – вот тогда мы понимаем, что такое зло.
– Каков главный посыл спектакля детям?
– Я делал спектакль о том, каким должен быть настоящий мальчик, каким он должен расти. Каким должен быть гражданин своей страны. Гражданин России. Родина начинается с картинки в букваре и с хороших и верных товарищей. Мне не хочется говорить об ура-патриотизме, который нам сейчас так сильно навязывают. Я вел диалог с детьми о простых вещах, об истинной любви к своей Родине и умению постоять за нее.
Мальчик должен быть боец. И не бояться отдать жизнь за идеалы, как бы пафосно в наши дни это ни звучало. Дети, будьте смелыми, хотел сказать я. Не меняйте жизнь на бочки варенья и корзины печенья.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ