Разгребали – прослезились

Около 160 предпринимателей пострадали из-за пожара в ТЦ «Максим»

26 сент. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4580 (6285) от 26 сент. 2019
1.jpg

В начале недели арендаторы сгоревшего во Владивостоке комплекса встретились с уполномоченным по защите прав предпринимателей Приморья, юристами, представителями собственника и МЧС – обсуждали, какие есть шансы возмещения ущерба.

На сайте ТЦ «Максим» указано, что на его площадях располагалось более 100 модных бутиков с коллекциями одежды и обуви, более 17 магазинов ювелирных украшений и бижутерии, магазины косметики и парфюмерии, товаров для дома, а также бытовой и цифровой техники. Кроме того, в здании комплекса располагались кафе и кофе точки, детский развлекательный центр.

Предприниматели заявляют, что понесли многомиллионные убытки, поскольку закупили товар к осенне-зимнему сезону, который дороже летнего ассортимента. Общая сумма ущерба только арендаторов, которую озвучивают в СМИ, может доходить до сотен миллионов и даже до миллиарда рублей. Но это цифры с «потолка», отмечают эксперты. На данном этапе даже приблизительные цифры имущественного убытка никто не сможет подсчитать.

– Пока предпринимателей не пускают на верхние этажи, которые сильно пострадали от огня. Поэтому они не имеют представления о масштабах убытков. Арендаторам нижних помещений разрешили собрать то, что уцелело, но уже сейчас понятно: уцелело очень мало, и что из этого удастся использовать, также неизвестно, – прокомментировала «В» ситуацию уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморье Марина Шемилина. – Не называется и ущерб владельцев самого здания. Его не скрывают, но сгорел их офис, в котором находилась вся бумажная документация. Сейчас арендодатели пытаются восстановить информацию и по самому зданию, и по договорам с арендаторами по сохранившимся в электронном виде документам. Но на это необходимо время. 

Арендаторам тоже придется восстанавливать не только поврежденное имущество, но и все документы, подтверждающие права на него. МЧС посоветовало бизнесменам остатки товара снять на видео, сфотографировать и составить список поврежденных изделий, представить чеки и счета-фактуры, таможенные документы и прочее.
Многих арендаторов ТЦ «Максим», лишившихся имущества, волнует возможность получения компенсации за сгоревший или залитый водой товар. 

Как поясняют юристы, право требовать возмещения зависит от установления причин пожара и виновного лица. А также от условий договора аренды, в котором может быть оговорена ответственность сторон в случае подобных происшествий. 

Если будет доказан факт нарушения пожарной безопасности арендодателем, ответственность ляжет на его плечи. Согласно статье 15 Гражданского кодекса лицо, причинившее убыток, должно его возместить. Единственное, арендатору придется доказывать, что его товар находился на месте пожара и был испорчен. В случае умышленного поджога или вины самого арендатора, не соблюдавшего правила пожарной безопасности, собственник здания ответственности за пожар не несет. И убытки за причиненный огнем ущерб возмещать не должен.

На встрече выяснилось, что собственник ТЦ «Максим» оформил страховку, в которой предусмотрена и ответственность перед третьими лицами. Однако сами предприниматели свой товар и бизнес не страховали. Не секрет, что зачастую товар завозился с помощью так называемых помогаек, чтобы сэкономить на таможенных платежах. Теперь доказать его наличие будет невозможно, а значит, и получить компенсацию проблематично. И, понятное дело, «серый» товар не страхуют. 

– В нашей стране очень низкая страховая культура, поэтому часто неожиданная потеря имущества – из-за наводнения, ДТП, кражи, угона и так далее – способна надолго выбить из привычной колеи наших сограждан, лишить не только вещей, но и бизнеса, – комментирует председатель НП «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин. – А между тем в передовых странах страхование стоит на первом месте среди финансовых услуг. Лишь потом идут банкинг, инвестиции, ПИФы... 

Надо отдать должное, в других сферах наши граждане довольно быстро переориентировались на западные технологии, образ жизни и мышление. Мы быстро привыкли к новому качеству жизни, приватизировали квартиры и обзавелись другими объектами частной собственности, освоили международный туризм, многие взялись за собственный бизнес. Люди научились жить в рыночных условиях, и многие довольно неплохо. Но по-прежнему надеются на авось. Отсутствие привычки страховаться связывают иногда и с особым нашим менталитетом, и с недостаточным уровнем благосостояния большой части населения. Когда перед человеком стоят вопросы, чем кормить детей, как выкроить деньги на одежду или коммунальные платежи, ему нет дела до страхования. 

Хотя у каждой страховой компании есть пакеты по страхованию любого размера бизнеса от всех природных и техногенных катастроф, вплоть до битья стекол в витрине его магазина.

Но о страховой культуре нельзя говорить только в отношении населения или бизнеса. Страховая культура должна сформироваться по обе стороны рынка. И пока страховщики не поднимут свою культуру на должный уровень, глупо ждать этого от населения и от мелкого бизнеса. А культура страховщика – это не только юридическая точность в составлении договоров и правил страхования, виртуозность в расчетах, но и качественное обслуживание клиента на всех этапах. 

Порой клиент, купив обещание материальной поддержки в виде страхового полиса, того же ОСАГО, столкнувшись с необходимостью получения выплаты, чувствует себя лицом, выпрашивающим или выбивающим деньги. Хотя он должен чувствовать себя важной и нужной персоной не только когда платит страховой взнос, но и когда получает выплату. 
Но формирование правильного имиджа страховой компании, отсутствие задержек и урезания выплат, вежливое обслуживание и уважение к клиенту независимо от того, застраховал он авто, квартиру или лишь маленький садовый дом, эти меры доступны страховщикам. А именно эти меры будут иметь больший эффект в борьбе за звание края с высокой страховой культурой.

   

Автор: Татьяна ЯРМОЛЕНКО