Азиатскому кино везде есть место
Традиционно на кинофестивале «Меридианы Тихого», который проходит в эти дни во Владивостоке, работает не только основное жюри, но и ФИПРЕССИ, а также представляющее организацию по продвижению азиатского кино – NetPack. В этот раз в состав жюри NetPack вошли болгарский киновед Андроника Мартонова, актер и кинокритик из Таиланда Кеопрасит Суваннавонг и российский независимый прокатчик азиатского кино, кинокритик Сергей Дешин.
Разумеется, на пресс-конференции они не могли рассказывать о том, какие фильмы произвели на них самое сильное впечатление, но раскрыли главный критерий, который позволяет кинокартине попасть в список претендентов на приз организации по продвижению азиатского кино.
– Это должно быть явление, фильм-явление, – пояснил Кеопрасит Суваннавонг. – И желательно, чтобы это была яркая дебютная лента, первый фильм, которым режиссер заявляет о себе как о мастере, чье творчество будет интересно как в Азии, так и во всем мире.
– Азиатское кино постепенно становится все более популярным, и речь здесь не о мировой, а о нашей, российской тенденции, – отметил Сергей Дешин. – Я не первый год занимаюсь прокатом этих фильмов в нашей стране. И если еще три-четыре года назад считалось, что выпускать в российский прокат корейское или вьетнамское кино незачем, поскольку оно все равно провалится, то в прошлом году, и особенно в нынешнем, тенденция кардинально изменилась. В качестве примера можно назвать фильм «Паразиты» режиссера Пон Джун-Хо, который не только собирал хорошие отзывы критиков, но и был успешен с финансовой точки зрения. Считаю, что это только первая ласточка…
Андроника Мартонова заметила, что в ее родной Болгарии пока что кино АТР не пользуется большой популярностью.
– Если посольства Японии или Кореи проводят фестивали национального кино или если на международный кинофестиваль в Варне привозят такие фильмы, они всегда идут при полных залах, но это – в столице, – отметила Андроника. – А вот за пределами Софии все уже гораздо сложнее. К тому же в Болгарии еще в конце прошлого века фактически была разрушена система национального кинопроката, сегодня в маленьких городках кинотеатров просто нет, хотя в прошлом веке даже в самом небольшом городе обязательно был свой кинозал. Увы, ситуация изменилась. И потому показывать азиатское кино просто негде. И не только азиатское. Замечу, кстати, что в моей стране вообще стала отмечаться такая тенденция: люди неохотно идут в кино. На любое. И все чаще с ностальгией говорят: вот в социалистической Болгарии какое хорошее кино снимали, там было что посмотреть, а сегодня и взглянуть не на что… В причинах такого явления нам, киноведам, еще предстоит разобраться.
Сергей Дешин отметил, что ностальгия по советскому кино есть и в России, но не такая ярко выраженная. А Кеопрасит Суваннавонг весьма заинтересовался этим явлением – ведь в его стране не было ничего подобного.
– Знаете, чего я с нетерпением жду? – улыбнулся мистер Суваннавонг. – Появления фильмов о влиянии русской диаспоры в Таиланде на жизнь нашей страны. Ведь ни для кого не секрет, как много русских приезжают не только в качестве туристов в Таиланд, но и работают там, развивая свой бизнес. Причем я бы хотел, чтобы появились сразу два фильма: один – снятый тайцем, который рассказывал бы о русской диаспоре глазами местных, и второй – снятый русским режиссером, который показал бы, как видят русские в Таиланде свою жизнь в этой стране.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ