Лакмусовая бумажка кризиса
Волна валютно-финансового кризиса, сопровождаемая политическим шквалом в столице, буквально за считанные дни обнаружила крайнюю непрочность той экономической модели, которую навязывали России реформаторы и их заокеанские советники. Как и всегда, расхлебывать заваренную в Москве кашу приходится на местах.
Волна валютно-финансового кризиса, сопровождаемая политическим шквалом в столице, буквально за считанные дни обнаружила крайнюю непрочность той экономической модели, которую навязывали России реформаторы и их заокеанские советники. Как и всегда, расхлебывать заваренную в Москве кашу приходится на местах.
Наша краевая администрация тоже начала принимать решительные меры. Постановления, рейды, наказания спекулянтов... И народ стал успокаиваться, почувствовал отеческую заботу. Мы ведь без “твердой руки” не можем. В крови у нас это.
Но вот что меня возмутило, что задело и заставило взяться за перо, так это поведение нашей краевой думы. Кризис - это мутное время. А в мутной воде всегда находятся желающие поудить рыбку. Но кроме торговых спекулянтов всплыли и политические...
Я был на экстренном заседании думы в минувшую субботу. Если можно назвать экстренным заседание, собравшееся через две недели после обвала. Вы думаете, наши избранники стали говорить о мерах, которые надо срочно предпринимать? Да, отдельные голоса раздавались. Но лейтмотив всего заседания получился таким - дать оценку действиям краевой администрации, снова перемыть косточки исполнительной власти. У отдельных депутатов горели глаза - так им хотелось использовать удобный момент для политического реванша. Потому что политическая борьба - весь смысл их существования в этом качестве. Никто не спорит, дума должна контролировать исполнительную власть. Но не делает ошибок только тот, кто ничего не делает. Скажите, депутат Грац, критикующий администрацию за отсутствие программы, а есть ли программа у нашего правительства, у президента? Да, есть, и не одна.
Но я не уверен, могут ли принести пользу сейчас программы, пусть самые умные и самые лучшие. Но я знаю, без чего сейчас не обойтись - так это без позиции. Жесткой и бескомпромиссной по отношению к происходящему. У губернатора и администрации позиция есть. Мы ее ощущаем на протяжении нескольких лет и по тарифам на энергию, и по сохранению производственного потенциала, и по многим другим определяющим нашу жизнь вопросам. Только такая непримиримая, неконъюнктурная позиция и позволяет изменить этот обанкротившийся экономический курс.
Затянувшееся молчание депутатов краевой думы по меньшей мере вызывает недоумение. Сообщения из других регионов России говорят о том, что законодатели там стремятся активно влиять на сложившуюся в стране ситуацию, высказывают свое отношение к политике правительства и президента. Наши народные избранники обсудили ситуацию лишь тогда, когда антикризисные меры уже были приняты краевой исполнительной властью.
И тут нельзя не сказать о довольно-таки странной позиции председателя краевой думы Сергея Дудника. Депутаты неоднократно поднимали вопрос о недоверии обанкротившейся политике президента Ельцина. И всегда эта инициатива гасилась не в последнюю очередь усилиями спикера. На нескольких заседаниях думы группа депутатов-инициаторов не могла победить спикерское мастерство Дудника.
Зато сейчас Сергей Александрович выступает с прямо противоположной точкой зрения, обвиняя главу государства в разразившемся кризисе. Но не вы ли, господин Дудник, молчаливо поддержали нынешний режим, когда еще месяц назад в августе воздержались при голосовании в думе по вопросу об отставке президента? А еще двумя месяцами раньше вообще забаллотировали этот вопрос, не включив его в повестку дня по предложению депутатов. Я не верю во внезапные прозрения. Хотя Дудник - не единственный, кто круто поменял свои убеждения в угоду изменившимся политическим условиям. Другой приморский депутат, уже думы Государственной, Светлана Орлова, навестив край, в своих интервью также поспешила заявить о том, что голосовала за отставку президента. Хотя протокол голосования говорит совсем об обратном. А еще недавно она убеждала приморцев в том, какая хорошая у нас федеральная власть и как она выполняет все обязательства перед краем, и ругала губернатора за то, что он не может наладить отношения с этой властью.
Воистину этот кризис творит чудеса: люди, которые вчера все свои силы отдавали поддержке режима, сегодня попросту от него отрекаются. Очень хочется надеяться, что искренне. Ведь человеку свойственно ошибаться.
Мы живем в демократическом государстве, где верховная власть принадлежит народу. Потому что именно народ выбирает себе руководителей сверху донизу. Я считаю, что понятие “политическая спекуляция” должно изучаться уже в школах. Иначе барахтаться нам и дальше.
Автор: Сергей ЛОБОДА, специально для "В"