Умиление сердца

Впервые в истории Дальнего Востока к нам привезут картину Боттичелли

21 авг. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4559 (6264) от 21 авг. 2019

Событие из разряда невероятных, уникальных, беспрецедентных (да никакой эпитет не покажется слишком пафосным) – именно так можно сказать о выставке, которая откроется в сентябре в дни Восточного экономического форума во Владивостоке, а потом продолжит свою работу в Приморской картинной галерее. К нам приедет «Мадонна делла лоджиа» Сандро Боттичелли! Впервые – за Уралом, впервые – на Дальнем Востоке, впервые – в России, впервые – покинув фонды родной галереи Уффици во Флоренции. 

Как вывезти Мадонну из Италии

– Идея проекта возникла во время знакомства с фондом MondoMostre во время Санкт-Петербургского культурного форума пару лет назад, – рассказывает Алена Даценко, директор Приморской краевой картинной галереи. – Фонд активно делает выставочные проекты из музеев Италии в России. Так, они организовали выставку работ Рафаэля в музее имени Пушкина, проекты по итальянскому искусству в Эрмитаже. Интересно, что по всему миру они сотрудничают с самыми разными музеями, но вот в России так сложилось, что работали они только с федеральными музеями в Москве и Санкт-Петербурге. Проектов с институциями регионального уровня не было. И когда я предложила подумать о совместных проектах с нами, они сказали, что много слышали о Владивостоке, что этот город на острие развития, что хотят посмотреть нашу галерею и подумают… 

Они приехали, были очарованы городом, понравились им и наша галерея, наша коллекция. С этого момента началась работа над проектом. Нам предложили на выбор несколько произведений – например Караваджо, не только из галереи Уффици, но и из других известных музеев. Но в итоге мы все же выбрали работу Боттичелли. Это знаковое имя в истории мирового искусства. 

Определившись с именем и названием картины, коллеги из фонда стали прорабатывать вопрос с итальянской стороной: можно ли картину транспортировать так далеко, ведь это ранняя работа художника, она написана на деревянной основе в начале XV века. 

Два месяца коллеги из галереи Уффици работали с картиной, ее осматривали реставраторы, научные сотрудники, затем было вынесено решение: работа в хорошем состоянии, может транспортироваться на любые расстояния и выставляться – в специальном климат-боксе, разумеется. В этом боксе «Мадонна делла Лоджиа» поедет из Италии в Россию и во Владивосток и в нем же будет представлена в павильоне нашего партнера ПАО «Сбербанк» на ВЭФ, а затем (до середины ноября) – в Приморской картинной галерее. Вне такого бокса, без постоянной поддержки определенной температуры и уровня влажности работа просто не может быть выставлена, тем более в нашем приморском климате. Повторюсь, она написана на деревянной основе.

– Вы легко нашли меценатов, которые помогли осуществить проект?

– В этом смысле большую поддержку нам оказало посольство Италии в России, посол Паскуале Терраччано был весьма заинтересован в успешной реализации проекта, он писал письма с просьбой помочь в разные организации. Откликнулось ПАО «Сбербанк», с которым у нас уже давно существуют очень тесные дружеские отношения. Достаточно вспомнить осуществленный при его поддержке проект «Городской романс», когда все жители Владивостока и Приморья могли две недели бесплатно посещать выставку из собрания Третьяковской галереи, затем проект «Картины, которые трогают» – выставку тактильных, рельефных копий знаменитых полотен из музея имени Пушкина, которые были сделаны специально для людей с нарушениями зрения… 

И уже на этапе совместной работы возникла идея о том, чтобы в рамках ВЭФ показать «Мадонну делла Лоджиа» в павильоне на «Улице Дальнего Востока». Эту мысль поддержали и коллеги из галереи Уффици, которые, замечу, весьма трепетно (что само собой разумеется) относятся к требованиям безопасности. 

Подготовительная работа продолжалась без малого два года, возникало множество вопросов, которые мы старались вместе с итальянскими коллегами оперативно решать. Не раз было так, что мне приходили сообщения в 2-3 часа ночи, когда в Италии разгар рабочего дня, а мне приходилось беспокоить коллег во Флоренции в их ночное время… 
Не с запада на восток, а с востока на запад

– С 18 августа на Русском острове на территории кампуса ДВФУ начали строить павильон специально для этой выставки, – продолжает рассказ Алена Даценко. – Ну а в Приморской картинной галерее она будет проходить в парадных залах. Будет представлена информация о Сандро Боттичелли, о семействе Медичи, которое поддерживало творцов, художников и благодаря которому случился взлет в развитии искусств во Флоренции и миру стали известны великие имена. Выставка также будет дополнена мультимедийным проектом о Флоренции. 

Специально для этого проекта изготавливается тактильная копия «Мадонны делла Лоджио», все тексты переводятся на язык Брайля, и благодаря этому посетить выставку и ознакомиться с картиной смогут люди слабовидящие и незрячие. Когда выставка закончит свою работу, тактильная копия останется в галерее и войдет в фонд наших инклюзивных программ, которые мы активно развиваем. 

И самое интересное. Когда специалисты Государственного Эрмитажа узнали о том, что во Владивостоке будет представлена работа Боттичелли (повторюсь, впервые за Уралом, впервые на Дальнем Востоке), они попросили продлить «гастроли» «Мадонны делла Лоджио». Так что после выставки в Приморье творение Боттичелли отправится в Санкт-Петербург, где в рамках Международного культурного форума будет выставлено в Эрмитаже в залах Леонардо (их фонды Да Винчи сейчас на выставке в Милане). Да, едва ли не первый раз в истории путешествие шедевра мирового уровня по России начинается, а не заканчивается во Владивостоке. 

Джузеппе Конте, премьер-министр Италии, в интервью «Российской газете» сказал: «Мы должны создать базу культурного общения, из которой будут произрастать новые инициативы. В этой связи я лично обращаю большое внимание на институты культуры, языковые школы, чтобы наши граждане могли изучать русский, а россияне осваивать итальянский. И это могло бы стать ростком взаимного интереса и познания друг друга. Я выступаю за культурные обмены и очень рад, что Италия смогла предложить российским любителям искусства возможность увидеть картину Боттичелли «Мадонна делла Лоджио», которая из галереи Уффици будет доставлена на форум во Владивостоке. Мы приветствуем инициативы такого типа. Верный способ нарастить культурные обмены через развитие туризма. Туристические поездки итальянцев в Россию и россиян в Италию создают основу для более углубленного познания культур друг друга». 

Важность культурных связей между нашими странами ярко выражена в этих словах. Достаточно вспомнить, что итальянско-российским культурным связям сотни лет, сколько замечательных итальянских мастеров – зодчих, художников, композиторов – работало в России в петровские времена и после, как формировались итальянские коллекции в Эрмитаже… 

Господин Айке Шмидт, директор галереи Уффици, новатор, человек, открытый всему новому, считает необходимым расширять границы культурных связей. 26 августа состоится пресс-конференция в Москве в посольстве Италии, где будут присутствовать и Паскуале Терраччано, и Айке Шмидт, и Михаил Пиотровский, и я, и мы будем говорить и о проекте, и о развитии культурных связей между Италией и Россией. 

Взгляд Божьей матери

– Расскажите о вашем выборе, в чем уникальность «Мадонны делла Лоджиа»?

– Это одна из ранних работ Боттичелли. Особенность ее, отраженная в названии, в том, что Мадонна изображена на фоне лоджии – открытой галереи, в перспективе картины видны пейзажи, открывающиеся за ней. Кроме того, эта работа относится к особому типу изображения Мадонны и младенца Христа: в России он называется «умиление», в Византии – «богоматерь гликофилуса». В России к такому типу изображения относится икона Владимирской Божией Матери. 

На картине изображены очень нежные, трепетные, умиленные отношения между Богоматерью и младенцем, маленький Христос прильнул к щеке матери, и мать нежно прижимает дитя к себе… 

Кроме того, эта Мадонна была написана Боттичелли не для культового здания, не для храма, а для некоего светского, скажем так, помещения, то есть она должна была храниться или дома у заказчика, например в домашнем алтаре, или в ином (но не церковном) месте. Для картины даже изначально была заказана огромная интерьерная рама, но она не сохранилась. 

У Боттичелли сохранилось не так много произведений, да и в России их практически нет. Мало того, именно эта картина практически не покидала галерею Уффици. И тот факт, что эту работу можно будет увидеть во Владивостоке, это, конечно, событие грандиозного масштаба.

Справка «В»

Галерея Уффици (итал. Galleria degli Uffizi, буквально «галерея канцелярий») – музей во Флоренции, один из самых старых музеев в Европе.

Уффици обладает сгруппированной в одном месте богатой коллекцией, позволяющей организовать разнообразные тематические и исторические маршруты, альтернативные привычному способу посещения галерей. Галерея, которая сегодня считается неотъемлемым этапом развития искусства западного мира, появилась в один из самых значительных моментов истории – в эпоху наивысшего расцвета флорентийского Ренессанса по воле Великого герцога Тосканы Козимо I Медичи. Она была создана, и это надо помнить, в городе, где когда-то был введен в употребление спорный тогда термин «музей» (античные греки этим словом обозначали место, посвященное Музам). Во Флоренции, в саду церкви Святого Марка, впервые так была названа коллекция античных скульптур Лоренцо Великолепного (1449–1492).

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ