Нежные сны об Африке...

Сразу две выставки, объединенные общим названием «Африка – Азия. Необъективное» и тем, что оба художника, представивших на суд публики свои работы, имеют африканские корни, открылись в музее современного искусства «Артэтаж».

15 авг. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4556 (6261) от 15 авг. 2019

Марина Икоку и Фофа Рабеаривело живут и работают в Санкт-Петербурге, пояснил директор «Артэтажа» Александр Городний. При этом отец Марины из Нигерии, а Фофа – малагасиец (уроженец Мадагаскара), так что появление в их творчестве африканских мотивов вполне логично и даже ожидаемо.

– Я родилась в Ленинграде, а росла во Владивостоке и была единственной мулаткой на весь город, – рассказала Марина Икоку. – Поэтому на улице меня дразнили «японка». Во Владивостоке совсем не знали никаких африканцев и чернокожих, поэтому «японка» означало «нерусская». Но я научилась общаться и дружить. Постепенно мир менялся, и вокруг появилось больше метисов и мулатов. Когда возникли социальные сети, мы создали свою виртуальную группу «Afro-Russian», чтобы помогать друг другу интегрироваться и делиться опытом – старшим мулатам было о чем рассказать новому поколению. Это очень помогло многим людям, оказавшимся в сложной ситуации и разбросанным по территории огромной страны.

Мой выставочный проект – «Зося и Антуан» – состоит из одноименного диптиха, а также шести флагов – африканских народов и северных стран. 

Зося и Антуан – реально существующие люди, прекрасная супружеская пара, представители разных рас (афро-русский и чукча). Их союз напоминает мне прообраз древних Адама и Евы, и это, конечно, рассказ о любви, которая объединяет столь разных по внешности и культуре людей. Любовь – это сила, которая умножает лучшее, что в нас есть. Она управляет всеми остальными явлениями, работающими во Вселенной. Это переменная, которая позволяет нам, людям, видеть и понимать друг друга.

Изучая архаичную символику, я обратила внимание на общий смысл знаков у разных народов – от Азии до африканского континента. Оказывается, древний язык символов независимо от места проживания являлся системой общения, который мог объединять людей древности. 

В нашей сегодняшней ситуации активной международной миграции это открытие дает надежду на взаимопонимание между людьми. Так мы можем найти смысл в жизни, сохранить мир, каждое разумное или чувствующее существо, помочь нашей цивилизации выжить… 

Искусствовед Ольга Лялякина подчеркивает: в творчестве Марины Икоку тесно переплелись и ее африканские корни, и впечатления детства на берегу Японского моря – в Азии, и русская суть ее души. 

Фофа Рабеаривело, малагасиец, родился и вырос на Мадагаскаре, живет в Петербурге более 30 лет. Мастер, родившийся в 1962 году на далеком тропическом острове, еще молодым человеком оказался в СССР и после обучения русскому языку в Киеве поступил в Мухинское училище на отделение монументально-декоративной живописи. 

– Малагасийцы (мальгаши) – основное население острова, они также являются потомками древних переселенцев из Восточной Африки и Индонезии и, как следствие, в своей культуре сочетают традиции и обычаи негроидной и монголоидной расы, – поясняет искусствовед Грейс Дарко. – Сплетение двух традиций – местной, фольклорно-традиционной, и академической русской – порождает причудливое и яркое, как бабочка из джунглей, художественное явление. Фофа создает собственный национальный миф средствами живописи, пишет тропический рай своей родины, которую хорошо знает, сострадает ее народу, переживает за ее трудный исторический путь, но сознательно идеализирует. 

Живопись Фофы с далекого острова Мадагаскар привлекает гармонией, царящей в пространстве на полотне. Картины статичны и утопичны. Словно схваченные мгновения из жизни идеального мира – волшебного, красивого, где золото застилает небо, где растут невероятной красоты деревья, где люди, поцелованные солнцем, замирают, и кажется, что это длится целую вечность. Мир прекрасный в своей невозможности. Работы Фофы Рабеаривело похожи на придуманные воспоминания, на светлую грусть по событиям, что происходили где-то вдалеке от нашей реальности.

Нежные, с золотистым налетом образы окутаны теплом и светом, в них чувствуется романтичный взгляд художника, взгляд, полный любви и преклонения перед красотой. Фофа предпочитает пастельные тона, белесоватые цвета, передающие зыбкое видение чудесного мира. Мира, который можно отыскать в самых светлых и прекрасных снах. 

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН