Социальная карта пеликана

Что происходит с цирковыми птицами, выходящими на пенсию

14 авг. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4555 (6260) от 14 авг. 2019

Одним из самых красивых элементов цирковых шоу по праву считаются трюки с дрессированными птицами. Тренировка пернатых – непростое занятие. О том, как научить их выполнять задания и что происходит с крылатыми артистами c наступлением старости, рассказали дрессировщики цирка Гии Эрадзе Владимир и Дарья Лекаревы, пришедшие в гости к Александре Смолиной, ведущей программы «Экватор» на радио VBC. Циркачи привели вместе с собой дружелюбного гиганта – пеликана по имени Фонарик, занимающего в птичьей группе положение вожака. 

Фото Сигала с Фонарем

– Фонарик – парень очень фотогеничный. Он любит фотографироваться? 

Дарья: Он у нас достаточно известная персона. Выступал в программе «Спокойной ночи, малыши» вместе с Хрюшей и Степашей. С ним фотографировались многие знаменитости. Например, Стивен Сигал и Анна Нетребко. Фонарик – вожак наших пеликанов. Он самый любознательный и харизматичный. Конечно, любит внимание. Фотографии – тоже внимание. Когда им восхищаются, он это чувствует. Ему приятно.

– Откуда такое странное имя – Фонарик? И как зовут остальных ваших питомцев?

Владимир: Мы стараемся отходить от человеческих имен. В основном даем милые цирковые имена: Фонарик, Чижик, Звездочка, Малыш. И чтобы детям было приятно услышать, и чтобы не спутали с человеком. 

– Фонарик – вожак, потому что самый взрослый в группе?

Владимир: Нет. В нашей группе есть один пенсионер – пеликан Гена (достался нам уже с именем, поэтому оно человеческое). Он на заслуженном отдыхе. Просто живет в группе и уже не выступает. А так у нас пять пеликанов, и все в основном ровесники. 

Семь лет назад, когда наш цирк выступал во Владивостоке, Гена тоже был в строю. Вылетал в номере «Африка». В начале номера пеликаны слетаются на манеж из зрительного зала, проносятся над людьми. Размах крыльев у этих птиц больше трех метров, поэтому зрелище эффектное. Зрителям всегда нравится.

Пеликаны больше, чем фламинго. Розовые пеликаны – третья по величине птица в мире. При этом она самая тяжелая из летающих птиц. 

– Вам этот аттракцион с птицами передали или это была изначальна ваша идея – дрессировать пернатых? 

Владимир: Идея была нашего продюсера. Он каким-то образом увидел в нас дрессировщиков и сказал, что нам подойдут такие экзотические птицы. Дрессура очень сложна. Особенно пеликанов. Если, например, взять попугаев, то там школа тренировок уже отработана. Есть определенные шаги, повторяя которые можно научить птицу тому или иному трюку. С пеликанами не все так просто, потому что их начали дрессировать достаточно недавно. Самой школы обучения нет. Получается, что мы методом проб и ошибок нарабатываем эту школу для себя и для потомков. 

Птичья иерархия

– Как они переносят нашу приморскую погоду?

Владимир: Нормально. Это перелетные птицы, водоплавающие, поэтому влажность для них – нормальное состояние. Они же живут на Волге. Мы им сделали один большой бассейн, который возим с собой, и просторный вольер. У наших пеликанов отличные условия проживания. 

Дарья: Птицы купаются в основном группой. Им так комфортнее. Исходя из группового табеля о рангах первыми купаются более важные особи. Когда с утра меняется вода в бассейне, сначала в него залезает Фонарик. То есть сначала идут генералы, потом уже в этой воде плещутся все остальные чины. 

Владимир: Та же ситуация и при кормлении. Фонарик первым подходит к еде. Иначе обидится. Кстати, в ваш край мы приехали со своей рыбой. Ребята, это парадокс, но во Владивостоке мы столкнулись с проблемой нехватки речной рыбы. У вас сплошь морская. 

Дарья: Фонарик и кижуча, и горбушу, и семгу обходит за три метра. Это не та рыба, которую он хочет есть. А вот карасиков и красноперку употребляет с удовольствием. Каждый пеликан в день съедает порядка полутора килограммов рыбы. 

– На площадку они выходят голодными?

Владимир: Нет, наоборот. Чтобы была энергия работать, нужно сначала хорошо поесть. Поэтому мы не допускаем, чтобы птицы испытывали голод. Рацион составляется по-другому. Перед выступлением рыбу просто мельче режем – для лучшего усвоения. 

– Кто из ваших питомцев самый смирный, а кто самый дерзкий?

Владимир: Дерзость проявляется не в нападении и агрессии, а в отваге. Они не боятся, они более коммуникабельные. Эти качества они взяли от Фонарика. Каков вожак, таковы и остальные члены группы.

Дарья: Есть дерзкие попугаи. Надо сказать, что попугай в 15 раз меньше, чем пеликан. Наши птицы живут в соседних вольерах. И пеликанам бывает интересно, например, что у соседей в тарелке с едой, и они всячески клювами пытаются это разведать. Но попугаи всегда защищают свою тарелку и пытаются клюнуть гигантов.

– Они работают в одном номере?

Владимир: Да, наши травоядные попугаи работают совместно с хищными пеликанами. Рыба ведь тоже мясо, поэтому пеликаны считаются хищниками. На воле в голодные годы они могут и чайку, и голубя проглотить. Жить-то хочется. 

Когда мы только делали номер, пеликаны пытались попробовать попугаев на вкус. Попугаи были очень удивлены таким поворотом событий. Но, слава богу, все обошлось.

– С кем из них проще договориться? 

Владимир: Попугаи уже давно одомашнены, и подход к ним найден. Они все – личности, и к каждому из них индивидуальное отношение. А пеликаны – стайные животные. Нужно сначала договориться с лидером, и тогда вся стая пойдет за ним и, как следствие, за тобой. Пока мы этого не осознали и не поняли, работа просто не шла. 

– Бывают, что артисты капризничают? 

Владимир: Конечно. Но это либо из-за ревности, либо из-за погоды. Они могут лениться, когда у них сонное состояние из-за дождливой погоды – пеликаны очень метеозависимы. Но мы свою работу всегда выстраиваем на процессе игры. Как с детьми: играть всегда интереснее, чем сидеть и ничего не делать. Главное, найти подход.

– Как вы их различаете?

Владимир: У них так же, как и у людей, есть свои особенности. Например, у кого-то клюв с горбинкой, другой разрез глаз, окрас лап. Это все индивидуальные особенности.

– Они реально знают свои клички и откликаются на них?

Владимир: Конечно, мы по-другому и не смогли бы работать. 

Дарья: Во время выступлений и репетиций мы зовем каждого по очереди, и они отзываются на свое имя. 

Как стать вожаком?

– Пеликаны ревнивые?

Владимир: Еще как. Хвалить этих птиц надо с умом. Когда они в компании, то надо хвалить лидера. Если при нем похвалить кого-то другого, то Фонарик ему потом всыплет по полной. 

Когда мы брали стаю, Фонарик в ней еще не был лидером. Вожаком был Геннадий, как самый старший. И у него уже пробивалась усталость от манежа и сцены. Фонарик же, наоборот, легко и открыто шел на сотрудничество. Стае нужна была поддержка на манеже, и в их коллективе случилась революция. Мы ощутили, что пеликаны стали лучше работать, проявлять больше интереса и к нам, и к выступлению. 

– У них нет такого поведения, как у домашних питомцев, – например, собака в семье выбирает одного человека, которого назначает хозяином, а остальные постольку поскольку? 

Владимир: С пеликанами работаем мы с Дашей и еще три ассистента. К ребятам отношение у птиц доверительное, но прохладное. К нам они идут поиграть и попрошайничать. Знают, что и ласку могут получить, и рыбы дополнительный кусочек.

Интересный случай произошел в Нижнем Новгороде. У ветврача была большая овчарка, которая спокойно гуляла по всему цирку, не боялась ни львов, ни тигров. Один раз по недосмотру наших ассистентов дверь пеликаньего вольера открылась и птицы вышли гулять по цирку. Так они зажали бедную собаку в угол и не выпускали, пока мы не пришли. В итоге у собаки стресс. Пеликаны очень смелые птицы.

– А стрессы у смелых птиц случаются? 

Владимир: Им не особо нравится, когда мы переезжаем из города в город: новое место, новый манеж… Дня три-четыре им нужно для акклиматизации.

– Есть ли в цирке животные, которых не удалось укротить, и во время представления они пытались напасть на людей?

Владимир: Таких животных мы не выпускаем. Наши артисты работают только в том случае, если они в настроении. Если животное на репетиции ведет себя нормально, то и на выступлении сюрпризов не будет. 

Вот, например, есть у нас попугай, которого нам отдали из семьи, потому что он затерроризировал, заклевал всех домочадцев и стал невыносим. Мы его возим с собой и потихоньку обучаем. Но он пока не выступает.

– Сколько времени требуется для адаптации, тренировок, чтобы ваши питомцы готовы были выйти на манеж?

Дарья: Все животные берутся изначально из зоопарков либо из тех мест, где они уже жили с человеком. Они, за редким исключением, людей не боятся. Главное, найти подход и задачи для каждого на манеже. Кому-то нравится летать, кому-то сидеть и поднимать лапу. 

Вот и пенсия…

– Сколько лет могут работать в цирке пеликаны?

Владимир: По-разному. Кто-то раньше уходит на пенсию, кто-то позже. Например, Малыш – ровесник Гены. Ему уже 22 года, но он до сих пор работает, ему до сих пор нравится. Малышу приятно летать, а Гене это уже не доставляет удовольствия, и мы не заставляем. Он уже пенсионер, купается, греется на солнышке.

– А что потом? Вы же не будете его вечно возить с собой?

Владимир: Почему? Будем. У нас есть зоопарки, с которыми мы сотрудничаем: берем у них животных и при необходимости отдаем. Но чаще всего птиц там и так достаточно. Лучше мы будем возить их с собой до самого конца. Пеликан – животное социальное, живет в своей группе, ему так легче. А на старости лет тяжело обустроиться в новой компании. 

– Пеликаны часто болеют?

Владимир: Мы до этого стараемся не доводить. Болезнь питомца – очень тяжелая нагрузка на всех. Во-первых, в нашей стране не развита орнитологическая ветеринария. Считается, что дешевле сжечь больную птицу и купить новую. Это как с бытовой техникой – проще выбросить, чем чинить. На птицефабриках, например, не церемонятся. 
Самого лечения как такового нет. Приходится пользоваться заграничными методиками, потому что наши – из 70-х годов прошлого века. 

Кто-то говорит, что в цирке обижают животных. Но обижать их – это не только аморально, но и еще крайне невыгодно. Плохое отношение к подопечным дорого обходится по деньгам, по трудозатратам, да и чисто эмоционально. Это наши коллеги, наши друзья. И наш доход, в конце концов. Если бы не они, мы бы не смогли зарабатывать деньги. Зачем нам пилить сук, на котором сидим? К тому же наша работа – это не как в офисе: отсидел восемь часов и пошел домой. Наши питомцы – часть семьи.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ