Медаль из кирпича долговечней денег. До правнуков доживет

Талантам из дальневосточной глубинки пробиться к известности сложно. Но можно

14 авг. 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4555 (6260) от 14 авг. 2019

Во Владивостоке 23–25 августа состоится 9-й арт-фестиваль авторской песни «Дальфест». По традиции он пройдет под открытым небом на острове Русском в поселке Экипажном на территории 13-го порохового погреба. Организатор – общественная организация «Театр «Перекресток». 

«Кто бы знал «Мумий-Тролль», если бы Москва не сказала, что это хорошо»

«Зрителям арт-фестиваля не возбраняется вручать победителям свои призы»

Во Владивостоке когда-то существовал фестиваль авторской песни «Приморские струны», задуманный и воплощенный в жизнь в середине 90-х годов многогранным и творческим человеком Сергеем Булгаковым. К сожалению, он ушел от нас в январе 2015 года. «Приморские струны» входили в число 500 лучших песенных фестивалей планеты. Именитые авторы-исполнители со всей России считали за честь выступить на его сцене. Говорят, что «Приморские струны» до сих пор где-то поют и собирают немногочисленный отряд своих адептов. Но в отличие от прошлых лет тысячи поклонников авторской песни на него уже не съезжаются. Впрочем, как и на арт-фестиваль «Дальфест», созданный девять лет назад людьми, в свое время связанными с «Приморскими струнами». 

Послать на «Грушу» 

Тем не менее именно «Дальфест» сегодня в лидерах среди аналогичных песенных мероприятий Приморья. К примеру, в поселке Славянка ежегодно проходит фестиваль «Славянский берег». В поселке Кавалерово на берегу бухты Японка – фестиваль «Сивуч». Ранее в городе Фокино на территории пляжа «Песочница» проходил фестиваль «Тин-Кан». Но три года назад по финансовым причинам он приказал долго жить. 

– Это локальные фестивали, и для них в крае вполне хватает местных авторов-исполнителей, – говорит гость «В» Сергей Рыбалка, руководитель Театра «Перекресток». – Наш арт-фестиваль «Дальфест» – это, во-первых, открытая площадка, где на одной сцене сотрудничают рокеры, музыканты, поэты, художники, кинематографисты, актеры всего Дальнего Востока. Лицедействуя, они на глазах зрителей создают одну общую реальность. Это очень необычно и интересно. 

Во-вторых, «Дальфест» прокладывает дорогу своим лауреатам на заключительные конкурсы Грушинского фестиваля авторской песни, который проходит рядом с Самарой с 1968 года, и престижного фестиваля авторской песни «Платформа» в Подмосковье. 

Так на «Грушу» попал и стал лауреатом автор-исполнитель Михаил Матвеев из Дальнереченска. К сожалению, он уже умер. После лауреатства на «Дальфесте» стали своими людьми на «Платформе» Владимир Еремин из Благовещенска, Владимир Цуканов из Арсеньева, Вадим Жук из Петропавловска-Камчатского, – рассказывает Сергей Рыбалка. 
Поясним, что по договоренности с оргкомитетами этих фестивалей лауреаты «Дальфеста» сразу попадают в заключительный тур конкурсов. И уже никто не скажет, что какой-то неизвестный бард из провинции оказался на сцене всероссийского фестиваля по знакомству или за материальное вознаграждение кого-нибудь из членов жюри. 

Кто остановит молодежь? 

– У меня была договоренность с международным фестивалем «Петербургский аккорд». Мы туда отбирали исполнителей с Дальнего Востока. Наши протеже обеспечивались жильем, питанием и участием в конкурсе. Потому что попасть на этот фестиваль можно было только по рекомендации «Дальфеста». И эта схема успешно работала. К сожалению, «ПетАккорд» почил в бозе. 

Еще в конце 80-х годов, когда существовали всесоюзные фестивали, я предлагал на уровне ЦК ВЛКСМ узаконить подобную схему продвижения талантливых авторов-исполнителей. Потому что у победителей региональных фестивалей иного пути к всероссийской сцене не было. К примеру, стал человек лауреатом «Приморских струн», а дальше что? Куда ему идти с этим дипломом? Кто его узнает в другом регионе, если он не засветился в столице? Мы это уже проходили. Вспомните, пока в Москве не сказали, что «Мумий Тролль» – это хорошо, кому он был нужен, кроме узкой группы лиц, знакомых музыкантов? У нас страна, где есть только один центр музыкальной культуры. И если ты в этом центре не обозначился, то ты для страны не существуешь. 

– Наверное, поэтому талантливая молодежь уезжает из Приморья в Первопрестольную за признанием и славой. 

– В том числе. Наш ДФО – крупнейший регион в России. Но большие города здесь редкость, и они находятся далеко друг от друга. Отсюда физическая разобщенность населения, разделенного сотнями и тысячами километров. 

Эта удаленность делает крайне трудными даже редкие встречи близких и по интересам, и по духу творческих людей из Владивостока и Магадана, Петропавловска-Камчатского и Хабаровска, Южно-Сахалинска и Якутска. 

Отсюда упадническое настроение и желание покинуть Дальний Восток. Это серьезная социальная проблема, препятствующая реализации государственной политики развития Дальневосточного региона. Согласитесь, сложно представить социальную сферу без развития культуры. Но кто ее будет развивать, если молодежь уезжает из ДФО? И я не вижу, что кто-то пытается сдержать этот массовый процесс. 

«Дальфест» – одна сцена и одна аудитория 

В прошлом году впервые в своей истории восьмой арт-фестиваль «Дальфест» стал победителем президентских грантов в области культуры, что позитивно сказалось на его статусе. Плюс полученные средства позволили расширить список участников Открытого конкурса авторской песни ДФО: исполнителям из Магадана, с Камчатки, Сахалина, из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре оплатили дорогу во Владивосток. Всего прилетело 18 человек. Четверым лауреатам купили авиабилеты из Владивостока до Москвы и обратно для участия в конкурсе фестиваля «Платформа», который состоялся в июле 2019 года. 

Из этой четверки лауреатом взрослого конкурса «Платформы» стал 12-летний школьник из поселка Кавалерово Владислав Линяев. Жюри всероссийского фестиваля отдало ему свои симпатии безоговорочно. Вячеслав Ташкинов из Владивостока стал дипломантом конкурса. Сегодня о Ташкинове знают в столичных клубах, где культивируется авторская песня. Теперь ему уже легче продвигать свое творчество: на своих афишах он может писать «дипломант «Платформы-2019». Для определенной части публики это что-то значит.   

– На «Дальфесте» нет детского конкурса на отдельной сцене, как было на «Приморских струнах». Это сделано специально, – говорит Рыбалка. – Я очень скептически отношусь к организации нескольких сцен на фестивале даже такого масштаба, как Грушинский. Конечно, каждый напоется всласть перед своей маленькой кучкой зрителей. Но эта кучка не будет знать выступающих на других сценах. Не будет фестивального единения. На нашем фестивале, на который приезжает чуть больше 200 человек, не вижу смысла растаскивать зрителей по разным точкам. Мы приглашаем исполнителей к сотрудничеству, а здесь его не будет. 

На «Дальфесте» выступали разные исполнители, например, классический бард Шухрат Хусаинов, лауреат Грушинского фестиваля 1997 года, и автор-исполнитель нового поколения Ольга Чикина, получившая Гран-при «Петербургского аккорда» в 2006 году. В ее творческом багаже восемь компакт-дисков с записями собственных песен. В прошлом году приезжала известная певица Умка (Анна Герасимова), литературный переводчик и рок-музыкант, вдруг открывшая для себя мир бардовских фестивалей и слегка от этого обалдевшая. 

Ностальгировать нет смысла 

За девять лет своего существования «Дальфест» не обзавелся архивным фондом аудио- и видеозаписей. И совершенно напрасно: время течет, люди уходят, события стираются из памяти. В Интернете можно найти некоторые его фрагменты, увековеченные на фото и видео, но это лишь разрозненные крупицы, выложенные для общего обозрения приверженцами авторской песни. Между тем, по словам Сергея Рыбалки, собирать архивы, чтобы потом сидеть перед экраном и ностальгировать, нет никакого смысла. 

– «Дальфест» – это некий сейшен. Это то, что происходит здесь и сейчас. Если убрать «здесь и сейчас» и пересматривать концерт на видео, то исчезает очень важный компонент – эффект присутствия. Становится скучно. Мы пытались выкладывать фото- и видеоматериалы на свой сайт. Первые два года его активно посещали авторы-исполнители, через три года интерес к нему пропал, на сайт стали заглядывать рекламщики и спамщики со всего мира. В конце концов все благополучно умерло. Видимо, так трансформировалось сознание людей: новость не живет больше трех-четырех дней. Это объективная реальность, – резюмирует основатель «Дальфеста». 

До фестиваля осталось не так много времени, но список его именитых гостей еще не сформирован. Сергей Рыбалка признается: в этом году звезд не будет, поскольку нет финансирования. А бесплатно открывать рот звезды не хотят. Впрочем, в Приморье и в Хабаровском крае достаточно своих известных авторов-исполнителей, которые украсят фестивальную сцену. Денежных призов тоже не будет, хотя без наград лауреаты и дипломанты не останутся. Какие? Это сюрприз фестиваля. 

– Призы будут ироничные, – смеется Сергей. – В прошлом году мы нашли ящик обожженных глиняных поделок – грибочки и зверушки. Видимо, их делали дети на какой-то акции. Эти глиняные монстры и стали наградами фестиваля. На другом «Дальфесте» медали были сделаны из обточенного морем кирпича. Кирпич был чехословацкий с дырками. Кирпичные лепешки вешались на ленточку и очень красиво смотрелись. В другой раз мы резали на куски задник сцены и дарили лауреатам. У некоторых они сохранились в рамках на стене. Если кто-то из зрителей или предприятий захочет вручить свой приз, это не возбраняется. Поднимайтесь на сцену и вручайте. 

Автор: Сергей КОЖИН