От «Софии» до «Умки». От изысков восточной любви до медвежьего подвига
Итоги театрального сезона – радости, прорывы, огорчения
Этот «Парк культуры», уважаемый читатель, будет вновь посвящен театру. Конечно, на улице август, сезон завершен, огни рампы погасли, актеры и режиссеры наслаждаются законным отдыхом, но мы можем вспомнить и оценить самые яркие – в хорошем и не очень хорошем смысле этого слова – премьеры прошедшего сезона… Сразу уточню: итоги эти субъективные.
Страсти, страсти…
В главном по всем статьям театре Приморья – краевом драматическом академическом имени Горького заметным явлением стали премьеры спектаклей «Фрегат «София», «Матросская тишина» и «Опасные связи» (все они поставлены Вадимом Данцигером). Это очень разные, но весьма достойные постановки.
«Фрегат «София» продолжает последовательно выдерживаемую тему моря, патриотизма, служения Родине и любви… Эта постановка – по задумке главного режиссера театра Ефима Звеняцкого – становится в ряд с «Крейсерами», ведь часть действия также происходит во Владивостоке. Спектакль динамичный и одновременно нежный, в нем собралось словно множество историй – о революции, о Гражданской войне, о возможности любви преодолеть барьер менталитетов, о предательстве и о многом другом. В спектакле прекрасные актерские работы Сергея Коврижиных, Татьяны Иванашко, Валентина Запорожца, Максима Клушина, Константина Суворина и многих других. Яркая интересная сценография, позволяющая перенести зрителя и на палубу корабля, и в японскую хижину. А главное – драматургу Роману Беккулову и режиссеру Вадиму Данцигеру удалось из небольшого и весьма скупого на детали рассказа Бориса Пильняка создать весьма романтичную историю.
В каком-то смысле романтичной можно назвать и постановку «Опасные связи», но этот спектакль одновременно страстный и куртуазный, утонченный и изысканный и в то же время откровенный. Режиссеру и актерам – Сергею Лисинчуку, Наталье Овчинниковой, Александре Аубекеровой, Злате Веретенниковой, Максиму Вахрушеву и другим – удалось пройти буквально по лезвию ножа, не опустившись до пошлости и не скатившись в морализаторство и ханжество. Роман Шодерло де Лакло, написанный так давно, оказался актуален и сегодня, ведь любовь, страсть, цинизм, месть и ныне терзают души людей с неменьшей силой, чем два и даже три века назад.
О страстях, которые остаются неизменными, говорит и постановка «Матросская тишина». Этот спектакль следовало бы, наверное, смотреть всем молодым родителям и подросткам, чтобы хотя бы на минуту задуматься и о силе родительской любви, и о власти нигилизма, тинейджерского бунта, который часто захватывает молодых людей и настолько застит им глаза, что порой прозрение приходит слишком поздно, невероятно поздно. Дуэт Максима Клушина и Максима Вахрушева в этой постановке – на высочайшем уровне. Автор этих строк не скрывала слез в финале спектакля. Да и в многочисленных отзывах приходилось слышать: «Вспомнились родители, слезы навернулись».
Современно и актуально
Все чаще приморские театры обращаются к современной драматургии, и чаще всего результат оказывается интересным. Но не всегда. Увы, но постановка «Любовь людей» в театре ТОФ по пьесе Дмитрия Богославского, на мой взгляд, вышла неудачной. Вопросы к самому драматургу можно в данном случае оставить за скобками, но вопросов к спектаклю немало. И самый главный: зачем так кричат – постоянно, непрерывно – актеры? Притом что спектакль идет в формате малой сцены, то есть от зрителей до артистов примерно два с половиной шага, и даже самый тихий шепот отлично слышен. Кстати, как доказано не раз, подчас именно шепот звучит громче крика и способен произвести на зрителя более сильное впечатление, чем любой, даже иерихонский, вопль.
В целом постановка «Любовь людей» – пример так называемой наивной режиссуры, почти самодеятельной, когда режиссеру кажется, что чем гуще краски, тем сильнее эффект.
Впрочем, были в прошедшем сезоне и удачные примеры работы с современной пьесой. В театре молодежи на малой сцене вышел спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» по повести Михаила Хейфеца. Еще до премьеры постановка вызывала споры, а первая фраза «Пушкина я возненавидел еще в детстве. Можно сказать, как-то сразу не заладилось», вынесенная на афишу, так поразила какого-то не в меру экзальтированного зрителя, что опять же еще до премьеры, не видя спектакля, кто-то черным маркером написал на рекламном баннере спектакля (напротив этой самой фразы): «Стыд!» Видимо, эмоциональный господин или госпожа решили, что таким образом защитили светлую персону солнца русской поэзии от глумления.
На самом же деле спектакль Виталия Дьяченко как раз о том, как любить Пушкина. Как его понимать. И как не нужно преподавать его в школе. На взгляд автора этих строк, после просмотра постановки школьники просто поневоле возьмут в руки томики со стихами поэта или полезут в Википедию, чтобы внимательнее изучить его биографию. Ведь по всей постановке так завлекательно раскиданы интереснейшие факты из жизни и творчества великого поэта, что иначе и быть не может.
В спектакле много режиссерских находок, необычных ходов, интересных приемов, удачные актерские работы Германа Авеличева, Дениса Лашко, Николая Тирищука, Юрия Шадрина и Анастасии Кошарновой.
В определенном смысле спектакль «Умка» в Приморском краевом театре кукол – это тоже современная драматургия. Другое дело, что для столь юного зрителя материал отбирается особо тщательно. Пьеса была написана специально для нашего театра Анной Пшенниковой, но режиссер Вадим Перфилов добавил в спектакль немало примет времени. К примеру, у него не абстрактные негодяи-браконьеры, а вполне реальные деловые ребята, эдакие «успешные менеджеры» от природы, за пригоршню долларов готовые перебить всех животных на всем земном шаре.
Показательно, что в детском, в определенном смысле наивном и обязательно несущем ясную, четкую мораль спектакле нет никакого поучения в стиле «дети, так делать не надо, надо делать вот так». Наоборот, режиссер дает возможность юным зрителям самим делать выводы и не маскируется стыдливо за благоглупостями в стиле «волк скушал бабушку, потому что у него болела лапка, да и не скушал, а только подумал». Нет, в спектакле есть жесткая и грустная сцена гибели медведицы, защищающей своего сына (успокоим наиболее впечатлительных мам – в финале волшебство оживит ее), но по силе эмоционального воздействия, по глубине гуманного посыла она поистине великолепна. Дети сочувствуют, сострадают, они возмущены поступком браконьеров – так и должно быть!
Не Владивостоком единым
Говоря о радостях и огорчениях прошедшего театрального сезона, нельзя забывать о том, что не Владивосток единый богат театрами. Есть в нашем крае такие прекрасные коллективы, как Уссурийский городской драматический театр имени Комиссаржевской, Драматический театр Восточного военного округа и недавно ставший на профессиональную стезю Находкинский городской театр кукол.
Одним из лучших спектаклей сезона в театре имени Комиссаржевской, на взгляд автора этих строк, является «С любимыми не расставайтесь» в постановке Станислава Мальцева. Этот спектакль стал своего рода «дембельским аккордом» известного в Приморье режиссера, который уже почти год работает в Иркутске.
Станислав Мальцев сумел создать постановку, в которой, с одной стороны, множество примет советской эпохи, ведь пьеса Александра Володина именно оттуда родом (тут уместны и фотографии свадеб самых разных лет, и музыкальное оформление – от «Лады» до «Свадебных цветов» Ирины Аллегровой), а с другой – словно и вообще нет указания на то, в каком времени происходит действие. Да и правда – разве подвластны времени любовь и боль, два столь сильных чувства, которые могут, как ураган, снести человека? «Семейные истории в одном действии» – так режиссер определил жанр постановки. И действительно, в одно действие он сумел уложить несколько таких разных историй, что едва ли не каждая семья может найти в них нечто созвучное их опыту жизни. Актеры Сергей Солянников, Елена Перегуда, Анна Коновалова, Петр и Борис Бехарские, Валерий Комаристый, Анна Александрова и другие словно ведут зрителя от вопроса к вопросу, заставляя найти ответ на самый главный: как сохранить любовь?
О театре Восточного военного округа и его главном режиссере Алексее Похресном «В» писал буквально в прошлом номере толстушки. В театре множество новых постановок, в том числе мюзиклов. Великолепный «Сирано де Бержерак» с Сергеем Денежкиным в главной роли. И один из лучших, на субъективный взгляд автора этих строк, спектакль «Сон в летнюю ночь». Шекспир, да еще такая сложная пьеса, где, по сути, идут даже не два, а три действия одновременно (в мире фантастических существ – в царстве Оберона, в мире людей и в маленьком мирке любительской актерской труппы), – сложная вещь для работы. Но театру ВВО удалось с блеском справиться с задачей. Сценография Полины Кириной, сумевшей фактически разделить сцену на два мира, режиссерские находки Алексея Похресного, отличная работа актеров – и зритель получил незабываемый спектакль, смешной и мудрый одновременно. Истинным украшением этой постановки является Пэк в исполнении Василия Кирина. Молодому артисту удалось создать образ, словно вышедший из английских или скандинавских баллад. Лесной дух – проказник, лесной дух – шалун, не злой, но в то же время умеющий придумать заковыристую каверзу, с ломаной пластикой и уникальным обаянием – вот каков Пэк в этом спектакле. В определенном смысле работа Василия Кирина создает настрой всей постановки, и это, безусловно, большая актерская удача.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ