Каждый из нас может стать легендой. Выбирайте переулок
Японский городовой, Наташа и интервент, китайский водонос, Виталий – фанат «Луча» и поэт, дети перестройки – все эти городские герои, изображенные на цементных рельефах, созданных мастерской «33+1», давно знакомы владивостокцам. «Обитатели Миллионки», «Обитатели Спортивки» стали частью культурного ландшафта и городских легенд, к ним водят гостей Владивостока.
И вот в таком семействе – пополнение. «Обитатели Почтового переулка» украсили стены домов этого небольшого, но знакового для Владивостока места.
– Всего мы выполнили семь рельефов, – рассказал Павел Шугуров, скульптор. – На них изображены как исторические герои, так и мифологические, и просто герои, легенды о которых еще только могут быть сложены жителями Владивостока. Давайте прогуляемся?
Поднимаясь от памятника Элеоноре Прей по лестнице, мы попадаем в Почтовый переулок. Здесь нас встречают «Уличные музыканты» – композиция, созданная по фотографии, сделанной Элеонорой в начале прошлого века. О них мы ничего не знаем, кроме того, что вот такие люди ходили по улицам и зарабатывали на жизнь, развлекая жителей Владивостока.
У дома Смитов панно «Все на каток», тоже сделано по старинной фотографии. О тех, кто на ней изображен, также ничего не известно, эти персонажи еще должны обзавестись легендой.
Далее «Отто Линдгольм с уловом». Кто такой Линдгольм и как его имя связано с нашим городом, владивостокцы знают. Но напомню: это один из основателей китобойного промысла, пионер доставки нефти и нефтепродуктов на наливных судах на Дальний Восток, строитель маяков и прочая, и прочая… Далее – «Владивостокский денди», тоже собирательный персонаж. Этот рельеф спрятан в самом укромном уголке переулка, и надо хорошо поискать, прежде чем его найдешь, так что тут мы сделали небольшой квест для горожан. Далее – «Бывалый боцман», «Первые дамы Владивостока», все образы собирательные. Причем «первые дамы» – это не про высший свет, а про первых женщин, которые появились во Владивостоке. Были они, разумеется, ссыльными, каторжанками.
И завершает наш проект «Карл Шульц». Это, как известно, первый фотограф Владивостока.
Персонажи выбирались без особой концепции, нам хотелось просто показать, что уличное искусство способно увековечить – пусть не так надолго, как в бронзовом памятнике, – любого человека, вымышленного или настоящего. Да даже нас с вами можно представить в таком панно, и для него в городе всегда найдется место именно потому, что это уличное искусство. Я, кстати, обычно и не берусь увековечивать деятелей государственного масштаба, уровня Муравьева-Амурского. Мне ближе люди менее статусные, не такие застывшие в своих свершениях, более близкие мне по своей сути.
Согласование размещений панно на стенах и домах шло долго, но у нас уже есть опыт подобных договоренностей с собственниками и жильцами, мы показывали эскизы, объясняли. И еще нам очень помогла издатель и общественница Марина Баринова, которая живет в Почтовом переулке. Ей понравился проект, она общалась с соседями, рассказывала о нас. Ее знают и ей доверяют. В общем, все получилось так, что после первого рельефа к нам стали приходить жильцы и говорить: ребята, нам нравится, сделайте и на нашем доме такую красоту.
– Вы давно не создавали новых рельефов в нашем городе, приятно было вернуться к этому виду стрит-арта?
– Я никуда не уходил, просто сократил такую деятельность во Владивостоке, создавал рельефы в других городах. Невозможно быть всегда популярным во Владивостоке. Город небольшой и быстро насыщается новостями. Здесь актуальная тактика общения: вальс, шаг вперед – два назад. В прошлом году сделал серию рельефов в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге… Но именно стрит-арт Владивостока я осмыслил в виде диссертации кандидатской по искусствоведению в ДВФУ…
И есть идеи новых панно – несколько серий заготовлены, причем не только для Владивостока, но и для других городов, например для Южно-Сахалинска.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ