Золото разгневанной матроны
Знатные жительницы Древнего Рима предъявляют нам свои удостоверения личности
Тяжелая, точнее даже громоздкая, бронированная дверь со сложным замком ведет в банковское хранилище. Там, за толстыми кирпичными стенами в подвальном помещении без окон и дверей хранится то, чему место лишь в самом надежном сейфе: золото, драгоценности. Уникальные. С тысячелетней историей. И взглянуть на них может… каждый. Любой желающий. Достаточно прийти на выставку «Шкатулка матроны», что работает в Приморской картинной галерее.
Завораживающая античность
– Выставка удивительна по многим параметрам, – рассказывает ее куратор Наталья Левданская. – Все предыдущие наши совместные проекты с Государственным Эрмитажем были выставками одного шедевра. А тут – 16 ювелирных изделий, изготовленных в период с I века до нашей эры до III века нашей эры!
Да, в сотрудничестве с Эрмитажем мы снова обратились к теме античности. Потому что Приморской картинной галерее кажется очень важным приобщать жителей Владивостока и всего края к искусству античности. Ведь это эпоха, с которой дальневосточники в своем родном регионе познакомиться просто не могут, у нас даже в музеях нет античных артефактов. А ведь Древний Рим, античность – колыбель цивилизации, там корни европейского искусства…
Когда директор галереи Алена Даценко обратилась с просьбой к Михаилу Пиотровскому предоставить для выставки экспонаты из коллекции Эрмитажа – античное ювелирное искусство, мы немного волновались. Согласится ли руководство Эрмитажа? Но Михаил Борисович сказал: да! И это значит, что нашей галерее доверяют, что совместная работа принесла свои плоды…
Кстати, как выяснилось, подобная выставка даже в истории Эрмитажа первая, никогда ранее сами по себе ювелирные украшения не выставляли!
Получив добро на такую выставку, мы задумались, где будем ее проводить. И вспомнили об истории здания, в котором находится галерея. Раньше здесь, на Алеутской, 12, располагался Русско-Азиатский банк. И, как у всякого банка, в подвале тут есть хранилище за бронированной дверью. Вот в этом-то месте мы и решили выставить драгоценности. Обратились к дизайнеру Роману Чадову, он создал проект, который превратил банковское хранилище, сугубо практичное и довольно мрачное помещение, в необычный, но просто завораживающий выставочный зал.
Куратор выставки со стороны Эрмитажа Ольга Горская, хранитель фонда ювелирных античных изделий, была в восторге от нашего решения. И от концепции выставки – когда каждое украшение представлено в отдельности.
Амулеты, пережившие хозяев
…Большой скандал случился в Риме в 195 году до нашей эры. Всегда спокойные, воспитанные римские матроны (так называли свободнорожденных замужних женщин, принадлежавших к высшему сословию и имевших безупречную репутацию) буквально проедали мозги своим мужьям. А в один из дней даже выбежали на улицу (вы только подумайте!) и бежали вслед супругам, шествовавшим на форум, крича одно и то же.
Чего же требовали почтенные римские гражданки из далеко не бедных семей? Отменить закон, принятый во время недавней войны. Этим законом женщинам Рима запрещалось носить драгоценности, а вот жительницам соседних городов – нет. Война закончилась, а закон мужчины не отменили. И высокочтимые матроны, вынужденные выходить на улицы Рима без сережек, браслетов, колец и при этом встречаться с увешанными драгоценностями провинциалками, взбунтовались! И, заметим, добились своего. Вскоре закон был отменен, и прекрасные римлянки полезли в свои шкатулки – чтобы, отправляясь в город, выглядеть достойно…
Что же лежало в тех шкатулках? Увидеть это можно на выставке в Приморской картинной галерее.
– Серьги и кольца, браслеты и медальоны – все из золота и серебра, с натуральными камнями: бирюзой, гранатами, бериллами, – перечисляет Наталья Левданская. – Блеск благородного металла ласкал глаза матрон. Но все эти драгоценности не просто лежали в шкатулках – они украшали шеи и уши, руки и плечи богатых римлянок.
Да, все предметы, представленные на выставке, изначально были просто украшениями. Ювелиры, работавшие над ними, и представить не могли, что тысячу лет спустя их изделия перейдут в ранг произведений искусства. Но история расставила все по местам…
Посмотрите, какая филигранная, тончайшая работа, какие стильные вещи! А ведь в то время никаких высоких технологий, даже увеличительных стекол не было. Только представьте, к примеру, каково было украсить золотые серьги тончайшей россыпью золотых же шариков? Ювелиры придумывали особые мастики, особые методы пайки золота с золотом (с помощью бронзы), чтобы создать такое чудо. Замечу, что у матрон не было дешевых украшений. Каждое – великолепно, ручная работа, сделано в единственном экземпляре.
К слову, большинство вещей на выставке не подвергалось чистке, то есть золото не сияет, кусочки земли (все экспонаты найдены в раскопках Средиземноморья и Причерноморья два-три века назад), если они остались на изделии, сохранены.
Показательно и то, что большинство ювелирных форм, как можно заметить, не меняется тысячелетиями. Такие кольца, серьги, колье и сегодня могли бы легко носить современные зажиточные женщины.
Но, с другой стороны, эти драгоценности совершенно обезличены. Мы не знаем ни имен тех, кто их носил, ни даже города, в котором жили хозяйки этих сережек или колец. История стерла эти факты, остались только сами украшения. Вещи пережили своих владельцев.
Храни меня, мой талисман…
«Шкатулка матроны» знакомит посетителей с совершенно уникальными экспонатами. Например, здесь представлен перстень-ключ. Таким ключом открывались сундучки, шкатулки с драгоценностями. Подобные ключи носили при себе мужчины Древнего Рима – воины, которые в походах самое ценное складывали в сундуки. Открыть такой сундук подчас надо было быстро, ключ требовался под рукой, а где его держать (особенно с учетом того, что в одежде того времени не было карманов)? Вот и заказывали воины перстни-ключи из бронзы, металла долговечного. Но вот и какая-то матрона захотела сделать себе ключик-кольцо из золота. Смотрите, что получилось…
– Еще одно особенное кольцо – перстень с гравировкой, изображением льва, терзающего жертву, – говорит Наталья Левданская. – Это своего рода удостоверение личности. Такой перстень изготавливался индивидуально, позволить его себе могли только весьма обеспеченные люди. Каждое изображение на перстне уникально. Таким перстнем, оттиском рисунка его владелец заверял договоры, подписывал письма, даже завещание. Кольцо обязательно оставалось наследнику. Или, если у патриция таковых не оказывалось, вместе с ним владельца и хоронили. Видите, рядом с кольцом образец оттиска? Подделка такого перстня преследовалась законом.
Интересны медальоны, особенно с лицом Горгоны Медузы. Такой медальон считался сильнейшим амулетом, ведь история Горгоны Медузы всем известна: она превращала своих врагов в камень одним взглядом.
Стоит посмотреть внимательно и на зеркало в экспозиции. Оно из бронзы, в то время еще не знали амальгамы и зеркал как таковых не было. Но бронзу умели полировать так, что в ней можно было увидеть свое отражение. А вот ручка у зеркала из золота, иначе бы матрона и не взглянула на него и в свою шкатулку не положила – чистой бронзе там не место.
Замечательны плечевой и ручной браслет в виде змеи. Змеи считались таинственными животными, их боялись, им поклонялись, верили в их возможность влиять на судьбу человека, поэтому браслеты в виде змей были амулетами, охранными украшениями и в то же время подчеркивали мудрость хозяев. Змеиная тема вообще очень популярна в античной культуре. И обратите внимание, на какое тонкое запястье рассчитан браслет! Видимо, римские матроны были куда более хрупкими, чем мы…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ