Патриотизм для хулиганов
Зачем десантники отвезли кадетов в колонию
Одно из направлений работы Приморского отделения Союза десантников – патриотическое воспитание молодежи. Забота ветеранов спецподразделений – обычные школы, трудные подростки из Уссурийской спецшколы и даже осужденные из колонии для несовершеннолетних во Врангеле.
– К сожалению, в патриотическом воспитании нуждаются не только дети, но и все наше общество, – убежден председатель приморского Союза десантников Андрей Водеников. И с ним трудно не согласиться.
Кому помешали березы?
Начать рассказ о патриотическом воспитании стоит, пожалуй, с истории про березовую аллею.
Несколько лет назад сотрудники компании, которой руководит Водеников, решили свои премиальные деньги пустить на доброе дело – высадить березовую аллею, посвященную приморским ветеранам Великой Отечественной войны. Сказано – сделано, Андрей закупил 106 берез в Надеждинском лесхозе: «Каждое деревце лично отбирал». В Кипарисово купили чернозем, наняли рабочих, чтобы те выкопали лунки. Дело в том, что место для посадки выбрали в недавно отстроенной Снеговой Пади, а там земля – глинозем, тяжелый, плотный, и чтобы поднять его, нужны силы, вот и выдалбливали рабочие лунки ломами.
К каждому деревцу были заказаны именные таблички, супернадежные, которые не выцветают на солнце и не смываются дождем. На каждой табличке – имя ветерана Великой Отечественной, среди них и уже ушедшие из жизни, и ныне здравствующие.
– Сажали деревья сотрудники моей компании, пришли ветераны со своими правнуками, подтянулись местные жители, кого-то организовали местные активисты, кто-то просто из окна увидел и присоединился, – вспоминает Андрей Николаевич. – Встала наша аллея как раз от школы № 82 до центральной дороги. А рядом на будущие годы мы запланировали посадить еще один ряд деревьев, на этот раз в память о воинах–афганцах, а после – и ветеранах чеченской кампании. Правда, боялись, что деревья не приживутся, все-таки сажали на майские праздники, поздновато для лесопосадок.
Зря боялись: из 106 березок прижилось 102. Это очень хороший результат.
Только вот сейчас от этой аллеи осталось дерева три или четыре. Все остальные березы истребили сами жители микрорайона. И начался этот вандализм буквально через пару месяцев после высадки аллеи. Сначала посбивали таблички, а после и до деревьев добрались. То дерево, что посадил Яков Григорьевич Кан, легендарный председатель Совета ветеранов Владивостока, спустя полгода спилили ножовкой. Зачем? Не знаю…
Андрей Водеников (как, собственно, и все участники акции) переживает даже не за деньги, потраченные на аллею. Ему за идею обидно, за вложенный в нее труд людей.
Чем заполнить пустоту
Организаторы акции, пытаясь защитить деревья, вышли на близлежащую школу № 82 (было подозрение, что занимаются вандализмом все-таки дети), и вот там выяснилось, что подавляющая масса местных школьников – из семей военнослужащих.
– Когда же мы начали общаться с ребятами более тесно, стало очевидно: хорошего в головах у них до безобразия мало, – сокрушается Водеников. – А, как известно, природа не терпит пустоты. И вот нашлись те, кто этот вакуум занял идеями, завлекательными для незрелых умов. Удивительное дело, но те истины, которые дети военных должны буквально впитывать в себя, нынешнему поколению чужды! Они просто не знают, что такое патриотизм.
Помните скандал, когда вдруг обнаружилось, что в микрорайоне Снеговая Падь действуют националистические группировки? Впоследствии выяснилось, что вербовка шла через соцсети, между самими же школьниками.
– Начиналось все с имперских флагов, дальше шла свастика, после давались конкретные задания. А мальчишкам это интересно, они воспринимают это как зарницу, не зная истории и не думая о последствиях, – рассказывает Андрей Николаевич. – Я вам точно говорю: современные дети не знают истории! И речь идет даже не об истории Великой Отечественной войны, России или своего города. Они не знают элементарного – истории своей семьи. Они не смотрят исторических фильмов, не интересуются фактами.
Мы зачастую проводим уроки истории в школах, но порой даже не представляем, чем зацепить ребят. Оборона Порт-Артура? Они понятия не имеют, где и когда это было! Но когда начинаешь рассказывать о событиях Русско-японской войны, о том, как тесно она была связана с Приморьем, Владивостоком, тогда да, появляется интерес. Проблема в том, что этот интерес надо постоянно подогревать, вот и приходится придумывать интересные решения.
Например, все знают, что Владивосток получил звание города воинской славы. Подтверждение тому – стела, что стоит на центральной площади. По периметру стелы стоят четыре тумбы, на каждой тумбе по четыре барельефа, каждый барельеф связан с определенными событиями, благодаря которым городу и было присвоено это звание. Кто назовет хоть одно событие? У детей появляется желание сходить на площадь и лично посмотреть на эти барельефы, а потом в Интернете найти дополнительную информацию.
Ребят из школы № 46 мы вывели на субботник на местном, уже закрытом кладбище (известном среди горожан как Солдатское кладбище) в районе Днепровской. Там захоронены в том числе и те ветераны, которые в годы войны были уже зрелыми, состоявшимися людьми. Среди них и начальник ТОВВМУ, умерший 9 мая 1945 года. После того как он собрал всех курсантов и преподавателей и объявил о победе, сердце не выдержало...
Могилы там все старые, есть и такие, что в полном запустении – видно, некому уже за ними ухаживать. В процессе работы, пока вырывали и скашивали траву, мы рассказывали детям о фактах войны, о ветеранах, похороненных там. Ребятам было интересно! На самом деле заинтересовать их несложно. Когда начинаешь им рассказывать о Покровском парке, о том, что там когда-то было кладбище, о том, какие люди там были захоронены, что они сделали для Владивостока, ребята загораются, начинают искать дополнительные факты в Интернете.
Если такую работу сделать системной, непрерывной, не выводить ребят из этого состояния заинтересованности, тогда да – толк будет, уверен десантник. И воспитательно-патриотические мероприятия, по его убеждению, начинать проводить нужно не в феврале, а уже в сентябре, поскольку самая страшная война, Вторая мировая, закончилась здесь, на Дальнем Востоке, 2 сентября. Так что и День знаний нужно начинать с рассказов о том, как велось формирование наших войск в Приморье, в Раздольном.
– Но лишь на учителей возложить задачу исторического, патриотического просвещения наших детей не получится. У тех, кто понимает ценность истории (а есть и такие, кто проводит уроки формально), тоже небезграничные возможности. Сколько часов отведено на изучение Русско-японской войны, не знаете? А я скажу: ни одного! И здесь ставку на родителей не сделаешь. У них сейчас отношение рыночное: я ребенка отдал, деньги (какие-то) заплатил – будьте любезны, учите, воспитывайте… И это объяснимо: сейчас детей растят те, чье собственное детство пришлось на 90-е, именно тогда наше общество серьезно переформатировалось, утратив в том числе и часть семейных традиций, – рассуждает Андрей Водеников. – Да, это не ко всем семьям относится, но к очень многим.
Футбол – отрада пацанов. За «колючкой»
Отдельное направление в работе ветеранов-десантников – трудные и очень трудные подростки.
Например, знакомство десантников с несовершеннолетними заключенными находкинской колонии началось с футбольного матча. Сначала пришла идея сформировать детскую команду по футболу и привезти ее на футбольный матч в детскую же колонию. Команду сформировали из кадетов Нахимовского училища.
– Мы решили убить сразу двух зайцев. Во-первых, познакомиться с воспитанниками колонии, во-вторых, показать кадетам условия жизни, так сказать, по другую сторону. А то, знаете, многие из них жалуются, что им служить тяжело, что их детства лишили, – рассказывает Водеников. – Купили сладкие призы (дети есть дети, даже если они уже осуждены) и поехали во Врангель.
Скажем честно: поначалу наши против местных на поле смотрелись ну очень скромно. Оно и понятно: кадетам по 12–14 лет, а играть им пришлось с почти взрослыми парнями (осужденные в колонии содержатся с 14 до 18 лет). Естественно, эти парни на гостей смотрели снисходительно: мол, с кем тут играть... Однако по ходу игры мы наблюдали, как их отношение к противнику менялось. Наши играли жестко, проиграли, что немудрено. Соперники все же были и старше, и сильнее, а кроме того, с опытом участия в подобных матчах между колониями. Из-за того, что парни за «колючкой» сидят по серьезным статьям, вплоть до убийства, то, кроме футбола, там иных развлечений просто нет...
С призами и вовсе случилась интересная история. Кадетов заранее предупредили, чтобы вне зависимости от исхода матча они сладкие призы отдали соперникам, поскольку для заключенных конфеты – редкость. И тут победители берут свою коробку сладостей (честно выигранную, между прочим) и несут кадетам. Осужденные поделились своим сладким призом с домашними детьми! Те, конечно, отказались.
И знаете, наверное, самой довольной и благодарной стороной в этой истории стали родители кадетов: звонили, благодарили организаторов спорттура за то, что те показали их детям, как оно там.
– А ведь это было действительно мощное воспитательное решение: вот они абсолютно свободны, заходят на территорию колонии, ворота с лязганьем закрываются за ними, и в этот момент они понимают, что выхода отсюда нет. Конечно, ребята вернулись из Врангеля под большим впечатлением, – вспоминает мой собеседник.
В следующий раз приморский Союз десантников по договоренности с краевым ГУФСИН уже воспитанников колонии вывозил во Владивосток на футбольный поединок. На этот раз их задачей было показать или напомнить осужденным, как это – жить нормально.
Парни вновь играли в футбол, и надо сказать, что болельщиков, вернее даже болельщиц, у них было в избытке. А после матча десантники устроили для ребят экскурсии: отвезли в музей ТОФ, на Ворошиловскую батарею.
– Нельзя сбрасывать со счетов и такую категорию детей, – убежден Андрей Водеников. – Даже если у одного что-то поменяется в голове, он освободится и пойдет по другому пути, и это уже все равно спасенная душа. К сожалению, у нас ими целенаправленно никто не занимается.
Машина времени для спецшколы
А после спортивно-воспитательных встреч с несовершеннолетними осужденными краевой департамент образования попросил десантников помочь с воспитанниками Уссурийской спецшколы. Педагоги школы перестали справляться со своими подопечными.
– В какой-то степени вина за сложившуюся там ситуацию лежит и на нас, я имею в виду на общественных организациях, – считает Водеников. – В свое время общественники, уполномоченный по правам детей приезжали в эту спецшколу с проверками, старались облегчить детям жизнь. В итоге был закрыт карцер, ликвидированы другие имевшиеся там инструменты наказания.
Ну да, гуманисты-общественники, вероятно, забыли, что в спецшколу дети попадают отнюдь не за успехи в учебе и примерное поведение. Не зря их именуют «контингентом» – такие одному лишь «пряничному» воспитанию не поддаются. В итоге воспитанники Уссурийской спецшколы стали полностью неуправляемыми: с учителями разговаривают исключительно на матах, могут и плюнуть для лучшей аргументации, потому как осознают свою безнаказанность. Действительно, а что вы юному наглецу сделаете? Ничего.
– В ответ на обращение департамента мы пошли конем, – рассказывает Андрей Николаевич. – Вышли на своего товарища, бывшего десантника, служившего в свое время в 83-й бригаде в Уссурийске, а ныне работающего в этой спецшколе. Он организовал там военно-патриотический клуб «Гвардеец». А мы его поддерживаем во всех смыслах.
Первое, что сделали десантники для воспитанников спецшколы, – отвезли их в школу-интернат в Покровку и провели между двумя командами «Зарницу». С полноценным погружением в реальность с помощью «спецэффектов» – дымовых шашек, со стрельбою из автоматов. Сказать, что мальчишки были в восторге, ничего не сказать.
Кроме того, Союз десантников договорился с администрацией спецшколы, что у тех, кто ходит в клуб «Гвардеец», будут некоторые привилегии. Например, если ветераны организуют для них экскурсию или поход в кинотеатр, их в определенный день и в определенное время без проблем отпускают. И для многих парней это стало стимулом вступить в клуб.
Вообще же, первое правило для тех, кто занимается в клубе, – жесткая дисциплина. Вполне вероятно, что успеваемость в спецшколе и ниже среднего, но ребята хотя бы стараются, делают уроки. А взамен им дают дополнительные навыки, учат, например, как выживать в лесу, вязать узлы, разжечь костер.
– Недавно вывозили ребят на базу «Авиапоиска», рассказали про поисковое движение, почему оно очень важное и во всей стране, и на Дальнем Востоке, где оно пока не очень развито, – вспоминает Андрей Водеников. – И решили: обязательно привлекать этих парней к поисковому движению. Это их и в самом деле может увлечь. В Пограничном районе в тайге сохранились следы военной поры, не тронутые временем: окопы, воронки, блиндажи, личные вещи солдат. Когда сталкиваешься с этими доказательствами войны, появляется ощущение, будто перемещаешься на машине времени.
И еще одна, на первый взгляд, незначительная деталь: возвращаясь, мы с ребятами заехали в лес, развели костер, испекли картошку, поговорили. Казалось бы, что здесь такого? Но было видно, что этим парням такие посиделки за счастье. Естественно, они общаются друг с другом, делятся впечатлениями, и в «гвардейцы» записались многие воспитанники спецшколы.
Автор: Анжелина ШИЛАН