Мусор требует вежливого обращения

Что изменится с приходом регионального экологического оператора

10 июль 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4535 (6240) от 10 июль 2019

Власти Приморья определили нового регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Им стало КГУП «Приморский экологический оператор». 

Что изменится для обывателя с приходом на рынок ЖКХ нового действующего лица? Впрочем, лицо вполне себе узнаваемое: «Приморский региональный оператор» – это бывшее МУП «Спецзавод № 1», перешедшее в краевую собственность. Предприятие уже выигрывало конкурс по отбору регионального оператора, но в конце прошлого года контракт с ним был расторгнут. Основные причины расторжения контракта – непроработанность территориальной схемы транспортировки отходов с удаленных территорий, большие транспортные плечи и отсутствие объектов утилизации мусора в северных районах края. Кроме того, в конце 2018 года прежняя территориальная схема по обращению с отходами была и вовсе отменена департаментом природных ресурсов без утверждения новой, что не позволило проводить аукционы среди транспортировщиков отходов. 

«С 1 января 2020 года исключительно региональный оператор будет вправе принимать мусор от населения и юридических лиц. Кампания по заключению договоров на прием отходов начнется ориентировочно в октябре-ноябре», – цитирует пресс-служба врио вице-губернатора Приморья Елену Пархоменко. 

В течение 10 лет оператору предстоит отвечать за проведение реформы обращения с ТКО и выстраивание системы вывоза мусора в крае. В его обязанности будут входить заключение договоров на прием отходов, их транспортировка до объектов обработки и захоронения, поэтапное внедрение системы раздельного сбора мусора. 

Схем ломать не будем

Перечень обязанностей, без сомнения, обширный, но не все они лягут непосредственно на оператора, частью он поделится с подрядчиками. Например, вывозом мусора, что логично: сейчас в автопарке компании всего пять машин. 

– Выбор подрядчиков – это аукционная процедура, понятная, прозрачная, и каждый действующий перевозчик сможет поучаствовать в аукционе именно в том районе, который он обслуживает, – поясняет врио первого заместителя директора КГУП «Приморский экологический оператор» Сергей Лазарев. – Схема вывоза мусора, во всяком случае во Владивостоке, налажена, и мы постараемся ее сохранить. – При этом у нас есть все основания рассчитывать, что в торгах будут участвовать лишь те компании, которые знают свои районы и могут в них работать, иначе им грозят штрафные санкции за нарушение графиков вывоза. Банковская гарантия составляет 10 процентов от годового контракта, и достаточно несколько раз нарушить систему вывоза, чтобы она ушла на штрафы. Тем не менее конкуренция будет, поскольку один район обслуживают несколько компаний. И это хорошо.

Как утверждает представитель оператора, вывоз мусора будет производиться по графику в соответствии с требованиями СанПиН. К слову, в данный момент эти требования меняются. Одно из изменений: теперь с отдаленных территорий при наступлении температуры минус 5 градусов и ниже мусор можно будет вывозить не раз в три дня, а реже. 

Не с метра, а с души

Один из основных вопросов, волнующих граждан: как приход регионального оператора скажется на их личном бюджете?

Согласно расчетам краевого департамента природных ресурсов норматив накопления твердых коммунальных отходов на одного жителя многоквартирного дома (МКД) составляет 0,9 куб. м (173 кг) в год (поскольку вывоз мусора переводится из разряда жилищных услуг в коммунальные, рассчитываться он будет не по метражу, как это делается сейчас, а подушно). Норматив на одного проживающего в частном домовладении – 1,6 куб. м (312 кг) в год. Сюда же входит и крупногабаритный мусор (КГМ). Максимальный тариф – 5791 рубль за тонну. 

Исходя из этих данных высчитываем ежемесячный платеж на одного проживающего в МКД:

5791*0,173/12=83,48 рубля с человека. Один проживающий в частном секторе, соответственно, заплатит 150,56 рубля в месяц.

– Этот норматив – один из самых низких в стране, – утверждает Сергей Лазарев. – Команда «Спецзавода № 1» еще год назад подняла вопрос о том, что нормативы были подсчитаны некорректно. К сожалению, предыдущий руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды к нашему мнению не прислушался. Пришлось нам провести независимую оценку объемов собираемого мусора, привлекли для этих целей организацию, которая осуществляла корректировку территориальной схемы. 

Исследования проводились в пяти муниципальных районах и округах, в том числе во Владивостоке, Находке, Уссурийске, Хасанском районе. В результате выяснилось, что реальный норматив составляет 266 кг – именно столько средний житель края выбрасывает мусора за год с учетом КГМ. Это в 1,5 раза больше расчетов, проведенных департаментом.

– Чем это грозит оператору и жителям? – задается вопросом Лазарев. – Конечно, мы не будем оставлять сверхнормативный мусор на контейнерных площадках. Транспортные компании–подрядчики будут вывозить все отходы, вот только оплачивать их работу мы будем согласно уже установленным тарифам и нормативам. Дело в том, что аукционы с транспортными компаниями будут разыгрываться исходя из территориальной схемы, из тех объемов, которые этой схемой установлены. И риск заключается в том, что все оплаченные нормативы будут вывезены задолго до конца календарного года, и тогда придется проводить дополнительные аукционы. А значит, понадобится дополнительное финансирование. И здесь мы надеемся на краевое субсидирование. 

Сейчас новым руководством департамента принято решение о корректировке норматива. Однако методика не позволяет это сделать в ускоренном режиме. Для корректного вычисления объемов мусора исследование необходимо проводить в течение всего года. 

– Учитывать сезонность нужно обязательно, поскольку в курортных районах, на островных территориях летом количество мусора увеличивается кратно. А нам необходимо понимать, когда и где увеличивать периодичность вывоза мусора, – поясняет представитель оператора.

Вывезут по факту

Неизбежно нововведение – отдельные платежи. До сих пор траты на вывоз мусора были заложены в графу «Содержание жилья». Теперь либо в квитанции появится отдельная строка, либо, вполне возможно, появится отдельная квитанция. 

В прошлом у оператора были попытки договориться с управляющими компаниями, чтобы те взяли на себя посреднические функции, но, как и следовало ожидать, УК отказались в перспективе вешать на себя новые долги по коммуналке. Так что оператор будет заключать договоры напрямую с собственниками.

– Сейчас мы выстраиваем диалог с рассчетно-кассовыми центрами – государственными, муниципальными, частными, – рассуждает Сергей Юрьевич. – Но окончательный выбор будет также проводиться в форме аукциона.

Но, пожалуй, наибольшие изменения коснутся собственников частных домовладений. И речь не об организованных дачниках – тут все останется по-прежнему, договоры будут заключаться с садоводческими товариществами. Речь идет именно об индивидуальных домах. 

С 1 января каждое домовладение будет получать квитанцию. А обязанность по уплате квитанции возникает с момента вывоза мусора. Причем для начала работы оператора в данном случае вовсе не требуется подписанный обеими сторонами договор. Есть жилой дом, значит, есть мусор, который необходимо вывозить. Может, это станет аргументом для жителей частного сектора в пользу того, чтобы не нести свой мусор в контейнеры, принадлежащие расположенным поблизости многоэтажкам?

– Разумеется, мы будем согласовывать с домовладельцем маршрут, график вывоза, порядок сбора (может, кто-то захочет поставить отдельный пластиковый контейнер или предпочтет пакетированный вывоз мусора). 

Напомним, что землю под контейнерные площадки для частного сектора выделяет муниципалитет. Приобретение контейнеров, по всей вероятности, возьмет на себя оператор (эти траты также будут заложены в тариф). А вот обслуживание контейнерной площадки – забота владельца земли, то есть муниципалитета. Контейнерные площадки МКД – по-прежнему зона ответственности управляющих организаций. 

Мокрое – налево, сухое – направо

Одна из обязанностей регионального оператора – введение раздельного сбора мусора. Тем более что правительство выпустило перечень отходов, которые нельзя захоранивать, куда вошел и вездесущий пластик.

– В начале января этого года мы запустили сортировочную линию № 1 на Холмистой (район полигона), а спустя три месяца восстановили и линию № 2 (напомню, что эти линии были повреждены во время пожара в 2017 году). Благодаря им сегодня мы сортируем порядка 50–60 процентов мусора, который к нам поступает, – рассказывает Сергей Лазарев. – Сейчас мы можем выделять порядка 10 процентов полезных фракций: пластик, бумагу, картон, начинаем отсортировывать стекло, металл (в том числе жесть и алюминий). А остатки ужимаем в десять раз, и на полигон уходят не горы отходов, а сравнительно небольшие кубики. 

Но это, конечно, не предел. Запланированная модернизация сортировочной линии позволит сортировать 100 процентов мусора. И для начала достаточно будет уже того, что с января следующего года жители края начнут выносить не три, не пять, а всего два пакета – с мокрыми (пищевыми) и сухими (потенциальным вторичным сырьем) отходами. И не надо устанавливать разные для каждого вида мусора контейнеры – для этого понадобятся и дополнительные деньги, и дополнительная площадь под контейнеры, и специализированный транспорт, который эти отходы и должен будет перевозить. 

– Не надо ставить сверхъестественные задачи ни перед населением, ни перед перевозчиками, но с чего-то начать надо. И первый шаг – «сухое – мокрое». А на сортировочных комплексах мы досортируем все, что нужно, – уверен Сергей Юрьевич.

Куда пойдут отобранные фракции? В городе есть предприятия, которые занимаются переработкой пластика, но вполне возможно, что в ближайшее время их мощностей не хватит. Поэтому в ТОР «Надеждинское» строится экотехнопарк, первая линия запускается уже в этом году. Она предусматривает переработку автомобильных шин. В следующем году с введением комплекса в эксплуатацию объемы утилизации увеличатся в пять раз.

Справка «В»

Напомним, что с 1 января 2019 года в России стартовала реформа по обращению с ТКО, в рамках которой ответственность за избавление от мусора перешла от разрозненных мелких компаний к крупным региональным операторам, отобранным властями по конкурсу. Были установлены новые тарифы на вывоз отходов, которые должны обеспечить окупаемость работы операторов.

Целевые показатели реформы обращения с отходами заложены в нацпроект «Экология». В ходе его реализации к 2024 году в стране планируется ввести в промышленную эксплуатацию объекты по обработке отходов общей мощностью 37,1 млн тонн. Всего на выполнение задач нацпроекта планируется потратить 4,041 трлн рублей.

Крупногабаритный мусор: отслужившая мебель; большеразмерная бытовая техника (микроволновые печи, холодильники, стиральные машины и т.п.); строительные отходы (дверные и оконные рамы, пластиковые панели, перекрытия, балки и т.п.); сантехника (унитазы, ванны, душевые кабины).

Строительный мусор (его вывоз и утилизация не входят в тариф регионального оператора): мешки с кирпичом, бетоном, камнем, пенопластовые и другие утеплители, банки с краской, мешки со шпаклевкой, тара из-под стройматериалов, гипсокартон, линолеум, кафельная плитка и т.п.

Автор: Анжелина ШИЛАН