Они все – герои

На надводных кораблях и стоящих у причала подводных лодках ТОФ 6 июля были приспущены Андреевские флаги

9 июль 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4534 (6239) от 9 июль 2019

Траурные церемонии в память о погибших в Баренцевом море подводниках прошли в субботу во Владивостоке, Вилючинске и Фокино. В этот день на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге с воинскими почестями похоронили 14 офицеров.

Указом президента России четверо моряков посмертно стали Героями России, остальных посмертно наградили орденами Мужества.

Из официальных источников

1 июля на глубоководном аппарате, который, по сообщению Министерства обороны РФ, занимался изучением придонного пространства и дна Мирового океана в интересах военно-морского флота, произошел пожар. В результате от отравления продуктами горения погибли 14 членов экипажа. Возгорание было потушено силами экипажа. В настоящее время аппарат находится на базе в Североморске. Проводятся мероприятия по его обследованию и установлению причин произошедшего. 

Тихоокеанцы почтили память погибших минутой молчания и возложили цветы к Вечному огню у мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота». Там же состоялся митинг, в котором приняли участие начальник штаба ТОФ вице-адмирал Сергей Рекиш, начальник ТОВВМУ им. Макарова контр-адмирал Олег Журавлев, ветераны-подводники ТОФ, военнослужащие бригады подводных лодок Приморской флотилии разнородных сил.

Только профессионалы

Трагедия в Баренцевом море болью отозвалась на Тихоокеанском флоте. Кто-то из погибших служил в составе ТОФ, у кого-то и сейчас родные продолжают нести службу, с кем-то связаны годы дружбы в военно-морских училищах и на офицерских курсах повышения квалификации. 

Двое погибших Героев России – капитан 2-го ранга Дмитрий Соловьев и капитан 2-го ранга Сергей Данильченко в нулевые годы служили на одной подводной лодке проекта 877 («Палтус») на Тихоокеанском флоте. Сергей Данильченко и капитан 2-го ранга Александр Авдонин окончили ТОВВМУ им. Макарова. Среди погибших 29-летний капитан-лейтенант Михаил Дубков, родившийся в Вилючинске и служивший в составе Северного флота на Кольском полуострове. А вот его отец контр-адмирал Игорь Дубков на Тихом океане командовал атомным ракетоносным крейсером и подводной дивизией. 

Наши земляки и другие погибшие офицеры служили в сверхсекретной военно-научной организации в Санкт-Петербурге. 

– Все они профессионалы высочайшего уровня, цвет подводного флота России, – сказал корреспонденту «В» экс-командир атомной многоцелевой подводной лодки капитан 1-го ранга в отставке Николай Вальков. – Эти офицеры прошли огонь, воду и медные трубы. Других таких специалистов поискать. Их тщательно отбирают еще в училищах. Никто не сомневается и в том, что за время службы эти офицеры неоднократно совершали геройские поступки в интересах Родины. Не случайно двое – Герои России, другие награждены орденами Мужества, «За военные заслуги», «За морские заслуги», «За заслуги перед Отечеством», медалями «За отвагу», «Суворова» и «Ушакова». 

По одной из версий, они, в частности, постоянно занимались изучением морского дна Северного Ледовитого океана, геологической разведкой, вплоть до поиска углеводородного сырья. Именно эти исследования позволят нашей стране отодвинуть к Северному полюсу границы территориальных и экономических вод России. Также не исключается изучение возможностей оружия Судного дня – торпед с атомными энергетическими установками и ядерными головными частями «Посейдон». В состав ТОФ планируется в недалеком будущем ввести подводную лодку «Хабаровск», которая станет носителем сразу восьми «Посейдонов». Но это лишь предположение. В любом случае вся информация является секретной и разглашению не подлежит.

Почему не сработали средства защиты?

– Но для тех, кто служил на подводном флоте, многие вопросы остались без ответа, – продолжает Николай Вальков. – Почему не сработала лодочная объемная химическая защита (ЛОХ) – система химического пожаротушения? Почему не использовались шланги дыхательной аппаратуры (ШДА)? Каждый подводник при погружении носит с собой портативное дыхательное устройство (ПДУ), почему ими не успели воспользоваться? ПДУ предназначено для экстренной защиты органов дыхания, время работы до 20 минут, и этого было бы достаточно для спасения жизни подводников при экстренном поднятии лодки. Скорее всего, причиной стольких смертей стал человеческий фактор. Все офицеры настолько опытны и отслужили по столько лет, что могли элементарно игнорировать выполнение прописных истин. Но причину определит компетентная комиссия. А то, что подлодка в экстремальной ситуации моментально поднялась на поверхность, лишь подтверждает профессионализм личного состава.

P.S. Редакция «В» присоединяется к многочисленным соболезнованиям родным и близким погибших моряков-подводников.

Справка «В» 

Мини-подлодку АС-31, на которой случилось ЧП, в просторечии называют «Лошариком». Это атомная (с небольшим по размерам ядерным реактором) субмарина, экипаж (25 человек) состоит только из офицеров, именно с нее ведутся исследования морского дна. Атомная глубоководная станция является самой современной и секретной, она не несет вооружения и способна погружаться на глубину до 6000 метров, практически было продемонстрировано погружение аппарата на глубину до 3000 метров. Лодкой-носителем является бывший атомный ракетный крейсер «Оренбург», переведенный из боевого ракетоносного состава Северного флота в состав научно-исследовательского флота. 

Автор: Николай КУТЕНКИХ