Оптикой, спутником, медью...

У Интернета в Приморье нелегкая дорога

25 июнь 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4527 (6232) от 25 июнь 2019

Приморские муниципальные и государственные учреждения соединяются в одну информационную цепочку посредством Интернета. По планам федеральных властей, инициировавших программу «Информационное общество», к 2021 году все объекты, в том числе больницы, фельдшерско-акушерские пункты, школы и т.д. должны быть обеспечены скоростным доступом во Всемирную сеть. В Приморье, как, впрочем, и в других дальневосточных регионах, информатизация сталкивается с рядом проблем, главная из которых – труднодоступность населенных пунктов и удаленность их от магистральных линий связи. 

В том, как реализуется государственная программа в регионе, пытались разобраться на заседании социального комитета Законодательного собрания. 

Обсуждение стартовало с отчета региональной Контрольно-счетной палаты (КСП) о проверке эффективности расходования средств краевого бюджета, направленных на подключение и улучшение качества сети Интернет в медицинских организациях (в том числе в ФАПах), образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания за 2016-2018 годы. Доклад представила Валентина Волкова, заместитель председателя приморской КСП.

Проверка, проведенная государственными аудиторами, коснулась трех департаментов администрации края. Это департамент труда и социального развития, здравоохранения, а также образования и науки. По первому исполнительному органу особенных вопросов не возникало. Его проскочили быстро. А вот с информатизацией школ, больниц и ФАПов нужно было разобраться более тщательно и серьезно. 

Отдаленный доступ

По идее, программа «Информационное общество» должна упростить жизнь обычных граждан. Во-первых, они смогут получить муниципальные и государственные услуги быстрее и комфортнее на месте, не обивая пороги чиновничьих кабинетов и социальных учреждений. Во-вторых, информатизация, хоть и опосредованно, позволяет снизить накал проблемы с нехваткой специалистов на местах. Например, проводить удаленные уроки и консультации с врачом, обмениваться данными по электронным каналам связи, создавать базы данных, в которых хранятся истории болезни, электронные дневники и прочее. В общем, плюсов много. Однако это в идеале. Совершенных условий добиться в реальности невозможно. 

Начнем с системы здравоохранения. По словам представителя КСП, в 2017 году услугами доступа к Интернету обеспечены 408 лечебных учреждений и 355 ФАПов. В 2018 году количество площадок уменьшилось на 71 единицу. Но тут стоит заметить, что это произошло за счет «оптимизации подключений путем перераспределения нагрузки на структурные подразделения». Как разъяснил представитель компании-провайдера, присутствующий на заседании, это произошло потому, что больницы между корпусами проводят свои собственные сети, снижая затраты. Вместо того чтобы в три корпуса проводить три канала связи, они берут один канал связи и распространяют его по своей внутренней ведомственной сети.

Следующий момент. КСП сделала замеры скорости доступа к Интернету в 60 медицинских учреждениях. Из них в 35 (это порядка 58 процентов) фактическая скорость доступа к сети не соответствовала скорости, предусмотренной контрактами. 

Так, например, в КГБУЗ «Артемовская городская больница № 2» контрактом предусмотрена скорость 90 мегабит в секунду, а фактически она была от 2 до 45 мегабит. При этом департаментом здравоохранения не предъявлялись требования к исполнителю-провайдеру о ненадлежащем выполнении обязательств.

В двух районах края (Анучинском и Надеждинском) в пяти ФАПах не оказывались услуги Интернет. При этом департамент оплату производил в соответствии с заключенным договором. Таким образом, сумма неправомерных расходов составила 60 тысяч рублей.

С фельдшерско-акушерскими пунктами ситуация еще сложнее, чем с больницами. Уже в самом техническом задании к государственным контрактам, заключенным с провайдером, заложена недостаточная для нормальной работы пропускная способность выделенного канала. Для ФАПов она составляет всего 0,064 мегабита в секунду. 
Выезды на места наглядно показали, насколько мал этот показатель. Так, в ходе контрольного мероприятия специалистами КСП проведен осмотр двух ФАПов Артемовского городского округа (в селах Кролевец и Ясном). 

– Установлено, что доступ к инфраструктуре осуществляется посредством GSM-модема с пропускной способностью 0,95 мегабита, что недостаточно для передачи результатов ЭКГ, так как основным назначением комплекса является диагностика, – отметила Валентина Волкова. – Со слов заведующих указанных ФАПов, для передачи и получения результата ЭКГ необходимо время продолжительностью до 24 часов. 

Иными словами, быстрее на лошадиных повозках.

– В настоящее время в ФАПах имеется потребность повышения скорости доступа в сеть, так как от этого зависят здоровье и жизни людей, – подчеркнула представитель КСП.

Еще один важный момент: департаментом здравоохранения до сих пор не заключены контракты на предоставление услуги доступа к Интернету на 2019 год, хотя услуга эта оказывается с начала года. 

Школьный пропуск

От больниц перешли к школам. Департаменту образования и науки по программе «Информационное общество» в 2016 году было выделено из краевого бюджета 103 тысячи рублей.

– Может, миллиона? – поинтересовался один из депутатов, видимо, удивившись непривычно скромной цифре.

– Нет, тысяч, – подтвердила Валентина Волкова. – В 2017 и 2018 годах финансирования вообще не было предусмотрено. Для учебного процесса подключение осуществлялось за счет учебных расходов. 

По словам аудитора, сегодня из 509 образовательных учреждений Приморья 498 подключены к Всемирной сети. Из 11 образовательных учреждений, в которых отсутствует доступ к Интернету, три школы расположены в Чугуевском районе, три – в Ханкайском, три – в Пограничном и по одной школе приходится на Хасанский район и Лесозаводский городской округ. 

– Если в школах Владивостока подключается скоростной Интернет, то школы в приморской глубинке при получении данной услуги не могут в полную силу ею воспользоваться из-за низкой скорости передачи данных, – сообщила Валентина Волкова.

Также в школах края имеется 607 компьютерных классов, в которых установлено более 16,7 тысячи компьютеров. Компьютерное оборудование, по словам аудитора, требует серьезного обновления.

Качество Интернета в отдаленных от столицы ДФО школ низкое. Так, например, в Ханкайском районе из 14 школ 11 подключены к сети Интернет с пропускной способностью ниже 2 мегабит в секунду. В одной из школ Яковлевского района скоростной доступ также не соответствует своему названию и составляет всего 0,27 мегабита в секунду. 
На территории Уссурийского городского округа находятся удаленные села: Борисовка, Красный Яр, Каменушка, поселок Тимирязевский и прочие, в которых отсутствует линия Интернета. В школьный кабинет услуга поставляется посредством радиоканала. 

Оплату полгода ждут

Выслушав доклад Контрольно-счетной палаты, один из депутатов социального комитета отметил, что «те задачи, которые мы ставили по информатизации и получению доступа к базам данных и возможностям ими обмениваться, мы, выходит, не можем реализовать».

Представители департаментов здравоохранения и образования также согласились с результатами и выводами отчета КСП, назвав самым узким местом в деле информатизации – удаленность и труднодоступность населенных пунктов в регионе. 

Также представитель департамента здравоохранения прокомментировал информацию по неправомерной оплате 60 тысяч рублей за не оказанные в пяти ФАПах услуги, сказав, что сейчас исполнительный орган отправил компании-провайдеру претензионные письма о возврате средств. 

Главная же претензия – это низкая скорость и качество Интернета в социальных объектах. Чиновники предложили передать слово компании-провайдеру. Представитель компании выступил с 15-минутным докладом. 

По его словам, Интернет в Приморье предоставляется по четырем разным технологиям: по оптоволоконным сетям, по медной связи, с помощью беспроводных технологий и с помощью спутниковых каналов связи, которые, как правило, ставятся в самые удаленные населенные пункты. 

С точки зрения качества услуг оптика – самая качественная технология. Затем по убывающей идут медные линии и беспроводные доступы, так как они не только имеют низкую пропускную способность, но и зависят от погодных условий. 

По его словам, Приморье является лидером на Дальнем Востоке (среди социальных объектов) по доступности оптоволоконной связи. Если в 2017 году на оптике было всего 154 школы, то в 2018-м уже 322. Ни в одном регионе ДФО нет такого проникновения оптики в образовательные учреждения, заявил сотрудник компании. 

Также представитель провайдера опроверг информацию об отсутствии Интернета в 11 приморских школах. 

– Специально сегодня смотрел: все школы показывают активность в нашей системе мониторинга, – отметил он. 

По его словам, в больницах ситуация намного лучше. 81 процент объектов подключен к оптоволокну (271 из 335). 

Существенно хуже ситуация с ФАПами. 

– Они располагаются, как правило, в удаленных населенных пунктах, которые не подключены к качественным каналам связи, – подчеркнул он. – Но и здесь я хотел бы обратить внимание на следующие вещи. Выше говорилось о пяти ФАПах, в которых не оказывались услуги связи. Якобы имело место неправомерное расходование 60 тысяч рублей. Ситуация такая была, только услуги не оказывались не потому, что нет каналов связи. Давайте скажем правду: они не оказывались потому, что там не было персонала! 

Еще один острый момент – это сроки объявления закупок департаментами интернет-услуг. 

– На сегодняшний день департамент здравоохранения не разместил закупки на наши услуги ни по ФАПам, ни по больницам, притом что услуги оказываются в полном объеме, – сообщил представитель провайдера. – Мы также оказываем техническую поддержку и так далее. Нельзя покупать в августе или сентябре то, что уже работает с начала года. 
По итогам заседания стало понятно, что информатизация социальных объектов в Приморье хоть и обгоняет темпы других регионов, но сталкивается со своими проблемами и требует ускорения. В частности, до сих пор нет единого органа, который бы отвечал и руководил процессом в целом. 

Но главным продолжает оставаться вопрос цифрового неравенства, характерный для отдаленных населенных пунктов. В процессе обсуждения был приведен пример. В Красноармейском районе есть крупный населенный пункт Восток, где проживают более четырех тысяч человек. Услуги связи работают там только по спутнику, потому что стоимость прокладки опорных линий оптоволокна от ближайших станций превышает 120 миллионов рублей. Кто возьмет на себя эти расходы? Операторы связи? Бюджет? Этими вопросами региональные власти будут заниматься в ближайшем будущем.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ