Из Приморья в Корею перекинут аграрный мост

Пока продаем сою с кукурузой, на очереди – картофель и мясо

13 июнь 2019 Электронная версия газеты "Владивосток" №4522 (6227) от 13 июнь 2019

Девятый дальневосточный форум России и Республики Корея состоялся на минувшей неделе во Владивостоке. Традиционная встреча чиновников, ученых и бизнесменов на сей раз была посвящена вопросам сотрудничества в сфере агропрома и промышленного рыболовства. 

В кулуарах двусторонней научно-деловой конференции, прошедшей в отеле «Лотте», корреспондент «В» пообщался с руководителем научного Центра агробиотехнологий Дальнего Востока имени академика А.К. Чайки в поселке Тимирязевка, что под Уссурийском, кандидатом сельскохозяйственных наук Алексеем Емельяновым.

Накормить соседей? Легко

– Алексей Николаевич, вы на форуме выступили с докладом, который вызвал огромный интерес у наших корейских партнеров. С чем это связано?

– Федеральный научный центр, который я возглавляю, – это многопрофильное научное учреждение, основными направлениями исследований которого являются биотехнология, селекция, семеноводство сельскохозяйственных культур, земледелие и агрохимия, защита растений, развитие кормовой базы и племенной работы в животноводстве. В течение ряда лет мы сотрудничаем в научной сфере с Республикой Корея. Собственных сельскохозяйственных площадей там не хватает, а население неуклонно растет, людей надо кормить. Вот они и вышли на контакты с нами.

– Хотелось бы узнать о конкретных результатах работы ученых вашего центра и их корейских коллег…

– Приведу самые значимые примеры. В ходе совместных научно-исследовательских работ среди образцов риса корейской селекции выявлены носители гена устойчивости к пирикуляриозу, наиболее вредоносному заболеванию этой культуры в условиях Приморья.

Изучение гибридов кукурузы корейской селекции показало, что в среднем за три года они сформировали высокий урожай зерна – от 5 до 12,8 тонны с одного гектара. По итогам исследований планируется передать в государственное сортоиспытание гибрид кукурузы с высокой продуктивностью и низкой влажностью зерна при уборке.

– Почему корейцы обратились именно к нам за помощью? Что они готовы у нас покупать?

– У Приморья выгодное географическое расположение: край имеет общую границу с двумя государствами, выход в Мировой океан. Наличие воздушного, автомобильного, железнодорожного и морского сообщения предопределяет ориентированность региона на международное сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, наш край – один из основных производителей сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе. Здесь возделываются зерновые культуры, соя, кукуруза, овощи, многолетние и однолетние травы, картофель, рис и другие культуры. 

Отправка готовой продукции или сырья возможна в различные точки АТР. Самыми перспективными для экспорта могут быть соя (для продуктов питания с 40-процентным содержанием белка в зерне), гречиха и рис (для традиционных блюд национальной кухни), картофель (с высоким содержание крахмала). Уверен, что будет востребована красная фасоль (адзуки). Корея нуждается также в кормах. Приморье может предложить кукурузу на фуражное зерно и сено (из таких травяных культур, как овес, тимофеевка, кострец). За рубежом давно востребован наш мед, поскольку он отвечает всем требованиям стран-импортеров по качеству. С недавних пор вырос спрос на продукты из натурального молока.

 В последние годы мы наблюдаем положительную динамику роста экспорта сельскохозяйственной продукции с нашей территории. Так, в 2018 году за рубеж было вывезено около 143 тысяч тонн зерна кукурузы и 234 тысячи тонн сои, существенная доля этого объема была направлена именно в Корею.

Урожаи такие, что можем и поделиться

– А не получится так, что все отправим за границу, а самим ничего не останется?

– Приморские сельхозпроизводители уже насытили собственный рынок своей продукцией. Вести излишки на запад России экономически нецелесообразно. Надо искать другие рынки сбыта. Одновременно АТР открывается для российских продуктов питания, грех этим не воспользоваться. 

Самый яркий пример – картофель. Выращенными клубнями мы обеспечиваем не только Приморье, но и регионы Крайнего Севера. Можем и дальше наращивать объемы производства. И так совпало, что картофель набирает популярность в Корее. Корейцы готовы при наличии продукта соответствующего качества покупать его.

Увеличение объемов производства растениеводческой и животноводческой продукции в крае может быть достигнуто как интенсивным, так и экстенсивным путем. При посевной площади сои 250-300 тысяч га и урожайности 2,2–2,5 тонны с каждого гектара валовый сбор достигнет 750 тысяч тонн. Допустимо увеличение посевной площади кукурузы до 100 тысяч га, в этом случае при урожайности 7–8 тонн зерна с гектара валовый сбор составит 800 тысяч тонн. Основные объемы можно смело ориентировать на экспорт. 

Это соответствует и государственным интересам. Недавно президент РФ поставил перед аграриями задачу: за пять ближайших лет нарастить экспорт продукции агропромышленного комплекса с нынешних 26 до 45 миллиардов долларов США в год.

Наличие в Приморье пахотных земель, природно-климатический потенциал и потенциальная продуктивность имеющихся сортов и гибридов сельскохозяйственных культур позволяют рассчитывать на такой результат.

Резерв кроется в повышении уровня использования пашни, увеличении посевных площадей экспортно ориентированных культур и в росте их урожайности.

– А как вывезти готовую продукцию, если в нашем крае даже нет портового элеватора?

– Вы правы. Формирование цепи поставок в сельскохозяйственной сфере определяется не только конкурентоспособностью агроиндустрии Приморского края и емкостью рынка Республики Корея, но и развитостью логистической системы. В этом отношении глубокое исследование было проведено группой корейских и российских ученых во главе с профессором Сеульского национального университета Ким Ван Бэ, в котором я также участвовал. 

В итоговом отчете приводятся следующие данные: цена за тонну прибывшего в Пусан груза сои из Приморья составляет 440 долларов, а из США – 520 долларов. Срок перевозки из Владивостока – 3–4 дня, а из Гольфийского порта США – 40–65 дней. Цена кукурузы, произведенной у нас, составляет 155 долларов за тонну, что равняется цене в США. Но зерно кукурузы из США доставляется насыпью крупными партиями, тогда как из портов Приморья поставки ведутся в контейнерах. В результате цена прибывшего груза из Владивостока составляет 240 долларов за тонну, а из США – 220 долларов. 

Как видим, отсутствие в нашем крае развитой транспортной инфраструктуры, хранилищ, оборудования для перевозки зерна насыпью является существенным тормозом для наращивания экспорта российской сельскохозяйственной продукции на корейский рынок. И эту проблему нужно решать прямо сейчас.

Профессор Ким Ван Бэ предложил создать международную логистическую компанию, специализирующуюся на сельскохозяйственной продукции. На наш взгляд, данное предложение заслуживает внимания. Успешная реализация этого проекта позволит решить ряд задач, стоящих перед Россией в плане наращивания экспорта, – завершил рассказ Алексей Емельянов.

Комментарий

Борис Ступницкий, руководитель Приморской торгово-промышленной палаты:

– На встрече президентов России и Республики Корея, состоявшейся в прошлом году во Владивостоке, Владимир Путин и Мун Чжэ Ин поставили задачу довести товарооборот между нашими странами до 30 миллиардов долларов США – с 19,2 миллиарда, зафиксированных в 2017 году. 

Какие отрасли экономики нашего региона можно назвать перспективными в плане экспорта? Прежде всего рыболовство. Южная Корея и Приморье начинали именно с него деловое сотрудничество, заключив в 1991 году соглашение о рыболовстве. Наши партнеры получают квоты на вылов минтая, трески и сайры в российской экономической зоне. Готовится к реализации совместный проект по строительству крупного комплекса по переработке уловов в поселке Южная Лифляндия. 

Еще выше потенциал сотрудничества в сфере сельского хозяйства. Это обусловлено тем, что на Дальнем Востоке России имеются значительные площади неиспользуемых земель, пригодных для возделывания. Обе стороны готовы активно заниматься органическим земледелием («В» опубликовал подробный материал об органическом земледелии в номере за 29 мая. – Прим. ред.). У нас благоприятный климат для выращивания популярных в Корее культур. Мы уже поставляем им кукурузу и сою. В свою очередь, Корея является экспортером аграрных технологий. Так что наш интерес взаимовыгодный.

Не стоит забывать и о том, что эта страна отовсюду завозит продукцию животноводства. Только свинины в прошлом году завезли на юг Корейского полуострова 570 тысяч тонн из Италии, Испании, Германии, США. Рост этих поставок продолжится и дальше – жаль, что Приморье пока не осваивает перспективный корейский рынок свинины и мяса птицы.

Мы обсуждаем возможность создания в нашем крае индустриально-технологического парка. И даже привлекаем в него партнеров из Евразийского союза и стран БРИКС. Он станет фундаментом для производства сельскохозяйственных машин, удобрений и защиты растений, продуктов переработки животноводства и растениеводства. Одновременно появится российско-корейский центр по сертификации продукции. В перспективе – создание зерновой инфраструктуры, а также совместных научных центров по сельскохозяйственным направлениям.

Автор: Николай КУТЕНКИХ